22 июня в МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось Межведомственное совещание по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью. Открыл совещание ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. Заседание провела Министр образования и науки России О.Ю. Васильева.
В связи с Днем памяти и скорби собравшиеся почтили память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.
Министр образования и науки РФ начала свое выступление с возвращения к трагической странице истории России – Великой Отечественной войне.
– Важно, что в этот день мы находимся здесь и наше совещание посвящено очень важной проблеме, – подчеркнула О.Ю. Васильева.
Ольга Юрьевна рассказала о ситуации в сфере доступности образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
– На федеральном уровне закреплены все гарантии равного доступа лиц с нарушением здоровья для получения высшего образования. Это у нас соответствует нормам. В целом законодательство РФ соответствует международным стандартам по вопросам обеспечения равенства, – информировала она.
Ольга Юрьевна отметила, что разговор идет о создании безбарьерной среды и реализации правовых актов по данному направлению работы.
– На сегодняшний день инклюзивное образование выступает как очень эффективное средство реализации конституционных прав людей с ОВЗ и социальной интеграции. Я абсолютно согласна, что инклюзивное образование – гуманистическая альтернатива специальному коррекционному обучению, и оно способствует соблюдению прав инвалидов на равноправие получения образования, в том числе.
– Высшее образование – это логический этап процесса непрерывного образования для этих людей, начиная с раннего возраста. Для любого человека высшее образование – не только получение специальности, но и самореализация, – добавила она.
По словам Министра, есть все основания, чтобы к проблеме доступности образования для лиц с ОВЗ привлечь большее внимание общества. Она подчеркнула, что для Минобрнауки России развитие инклюзивного образования является стратегическим направлением деятельности.
– В настоящее время подготовку студентов с инвалидностью осуществляют 545 вузов нашей страны. Численность студентов с ОВЗ – 20 тысяч человек. Общее количество студентов в вузах России составляет минимум пять миллионов человек. Увеличивается число лиц, которые имеют возможность поступить и получить образование. Но на сегодняшний день только небольшая часть вузов имеет доступную безбарьерную среду, – констатировала О.Ю. Васильева.
По мнению Министра, необходимо «сменить сознание, включая сознание профессорско-педагогического состава, для общения с этими детьми».
– Я все время подчеркиваю – слабость этих детей не в том, что у них есть сложности со здоровьем. Мы со своей стороны должны сделать все возможное, чтобы эти студенты чувствовали себя психологически комфортно, – особо отметила Ольга Юрьевна.
Министр выразила благодарность вузам, в которых созданы условия для обучения студентов с ОВЗ.
– Эти вузы уже накопили тот необходимый багаж, которым могут поделиться со всеми остальными. Тем, как сделать, чтобы, независимо от состояния здоровья, все студенты вместе учились в институтах и, самое главное, чтобы это была психологически комфортная среда, – подчеркнула она.
Министр обозначила также проблему: инвалиды не всегда заканчивают те программы, в пользу которых они сделали выбор, поступая на первый курс.
– Уровень занятости инвалидов остается очень низким. Это связано и с большим количеством инвалидов, и отношением к ним в обществе. Нам нужно рассмотреть вопросы инклюзивного образования в контексте не только доступности и качества, но и в контексте материально-технической базы для детей, – отметила Ольга Юрьевна.
Она также отметила положительный результат проведения Национального чемпионатаконкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
– Трудоустройство – проблема, которая должна решаться только сообща, – констатировала она.
Советник Президента РФ, Председатель Комиссии при Президенте России по делам инвалидов А.Ю. Левицкая в ходе своего выступления напомнила, что в 2012 году Президентом РФ профессиональное образование инвалидов было объявлено приоритетной задачей, но динамика достижений отрицательная.
– Ситуация сопровождается тем, что количество инвалидов в возрасте от 16 до 20 лет – 625 тысяч человек. В системе высшего профессионального образования получают образование около 3 процентов. Говорить о возможности трудоустройства затруднительно. Ребята не получают профессии, – констатировала она.
Одна из причин, по мнению А.Ю. Левицкой, заключается в плохой информированности.
– У нас есть группа инвалидов, у которых нет проблем с физической доступностью. Их образование могло бы исправить ситуацию, но этого не происходит. Усилиями команды Минобрнауки РФ принято постановление Правительства, которое определяет требования к составу информации. Это постановление вступило в силу, а анализ сайтов вузов показывает, что не все об этом знают, и не все работу выполнили. Это надо учесть, – подчеркнула А.Ю. Левицкая.
Заместитель Министра образования и науки России Л.М. Огородова в своем выступлении отметила, что проблема имеет как нравственный аспект, так и репутационную составляющую.
– Нерешенной остается проблема размещения на сайтах образовательных организаций сведений об условиях получения высшего образования инвалидам различных групп, – сказала Людмила Михайловна.
Она обратила внимание, что вузам важно подробно описать не только архитектурную доступность образовательной организации, но и программу обучения, а сотрудники, ответственные за проведение приемной кампании, должны быть и волонтерами.
Л.М. Огородова также отметила, что планируется ежегодно на 15% увеличивать количество преподавателей, прошедших подготовку для обучения лиц с инвалидностью.
Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев сообщил о формировании сети ресурсных учебно-методических центров по вопросам обучения лиц с инвалидностью на базе образовательных организаций высшего образования.
На совещании также выступили представители Общественной палаты РФ, Рособрнадзора, ректоры Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и Самарского государственного университета, где успешно реализуется обучение лиц с ОВЗ.
Информация с сайта минобрнауки.рф