29 ноября 2017 года в историческом здании МПГУ состоялось открытие Международного семинара «Образование в современном поликультурном мире: роль и миссия педагога». Пленарное заседание семинара собрало организаторов и партнеров мероприятий «Недели и образования в интересах мира и развития» – широкомасштабной акции, организованной в Московском педагогическом государственном университете по случаю 25-летия международной программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО.
В десятый раз собирает семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» преподавателей школ и высших учебных заведений, руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, членов экспертного и академического сообщества, международных и неправительственных организаций и объединений. В этом году они представляют на семинаре 13 регионов Российской Федерации и 10 зарубежных стран.
Семинар 2017 года подготовлен в МПГУ коллективом Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО и Управления межрегионального сотрудничества, разрабатывающим в течение многих лет тематику кафедры ЮНЕСКО в области международного, поликультурного образования. Семинар был организован во взаимодействии с Общественной палатой Российской Федерации, Комиссией по науке и образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и при поддержке Секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
На пленарном заседании семинара в адрес участников мероприятий Недели прозвучали Приветствия от Министерства науки и образования РФ, Общественной палаты РФ, Комиссии РФ по дела ЮНЕСКО, Национального координатора международного проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО в РФ.
Открывая семинар, проректор по межрегиональным и международным связям МПГУ Людмила Васильевна Дудова подчеркнула особую важность его тематики, поскольку разговор о роли и миссии педагога в поликультурной школе неизменно подразумевает обращение к личности учителя, что стоит в центре гуманитарно-педагогического образования в нашей стране.
Ключевой доклад первой сессии заседания «Образование в поликультурном мире: постановка проблемы», который сделала директор Института этнологии и антропологии РАН Марина Юрьевна Мартынова, обозначил базовые теоретические компоненты поликультурного образования, раскрыл понятие идентичности, охарактеризовал основные характеристики языковой политики в современной России.
Выступление Президента МОО «Федерация мира и согласия» с консультативным статусом при ЭКОСОС ОНН и статусом участника Совета Европы Виктора Ивановича Камышанова акцентировало аспект взаимосвязи обучения с системой общечеловеческих ценностей. Приятие принципов поликультурного образования влечет за собой необходимость нового подхода к системе международных отношений. Было особо подчеркнуто, что от знаний и умений человека, которые дает образование, зависит сохранение мира, что в условиях современного столкновения разных систем ценностей, приобретает особое значение.
Большую важность заявленных к обсуждению в этот день вопросов придали те акценты, которые были отмечены в выступлениях директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании г-на Тао Чжана и заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному дистанционному обучению Университета Тампере, Финляндия, г-на Тапио Вариса. Реализация рекомендаций ЮНЕСКО в сфере глобального образования возможна только при соблюдении принципа уважения культурного разнообразия и особенностей национальных систем подготовки педагогических кадров, ориентированных на нужды региона.
В условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к проблеме обучения, которое должно иметь помимо общей самоценности и прагматическую составляющую. С этой точки зрения соединение образования и технологий должно учитывать общую ориентацию на гуманизм и плюрализм – такой вывод был единодушно поддержан аудиторией во время сессии вопросов-ответов.
Естественным продолжением раскрытия обозначенного направления был доклад профессора Государственного университета библиотечного дела и информатики г. Софии, Болгария, г-жи Евгении Ковачевой, который обратил внимание аудитории на такой важный компонент образования как творчество. В этой связи была особо отмечена роль педагога – творца, который ежедневно пребывает в поисках наилучших путей сопряжений с учениками. Был представлен взгляд на творчество как на культуру образования, необходимым компонентом которой является воспитание.
Центральное место второй сессии пленарного заседания «Культурно-языковое многообразие как образовательный ресурс: региональные подходы» было отведено докладу председателя Ассоциации преподавателей русскоязычных учебных заведений Азербайджана, заместителю председателя Русской общины Азербайджана Любови Тимофеевны Якуниной. Слушатели имели возможность узнать больше о позициях русского языка в мультикультурной среде Азербайджана, об использовании разных каналов изучения и поддержки русского языка в регионе, о тенденциях в области естественного билингвизма и многоязычия его жителей.
Г-жа Марина Метц, научный сотрудник и преподаватель факультета социальной работы Высшей Евангелистической Школы г. Дармштадта, в своем сообщении представила два сценария подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы в Германии. Ее выступление открыло дискуссию о критериях оценки межкультурных компетенций педагога, которая получила свое развитие на заседании научно-практической секции семинара во второй половине дня, специально посвященной этому вопросу.
О диалоге цивилизаций и межкультурном сотрудничестве в мировом информационном пространстве на примере работы по оцифровке языков малых народов Крайнего Севера рассказал Анатолий Васильевич Жожиков – руководитель Центра цифрового культурного наследия коренных малочисленных народов кафедры ЮНЕСКО «Адаптация человека и общества в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова г. Якутска. Его выступление логично вернуло содержательное поле семинара к обозначенным в начале пленарного заседания основным ценностям ЮНЕСКО, среди которых одно из главных мест занимают меры по сохранению традиционных культур и языков народов мира, уважение их культурно-языковой идентичности.
Подводя итоги двух сессий пленарного заседания семинара, Людмила Васильевна Дудова акцентировала важность гуманитарной составляющей образования, необходимость сохранения традиционных ценностей в обществе, уникальности человека, уважения к его личности. Педагог, обучая и воспитывая подрастающее поколение, формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Она еще раз подчеркнула особую ответственность педагогического образования, поскольку подготовка педагога – это закладывание ментальной матрицы следующих поколений.
Обозначенные в ходе пленарного заседания темы получили свое развитие во время работы научно-практических секций в ходе дальнейшей работы семинара. Тематические секции и панельные дискуссии концентрировали внимание участников на разных аспектах взаимодействия общества и школы в обеспечении межнационального согласия. Дискуссии развернулись по следующим проблематикам: «Общество и навигатор знаний: профессия учителя завтра», «Межкультурная компетентность – одна из базовых компетенций 21 века», «Образование и конфессии: новые вызовы».
В приветствиях и выступлениях гостей семинара отмечались важность вопросов, предложенных для обсуждения в ходе научно-образовательных дискуссий на площадках семинара и других мероприятий этого дня и всей недели. Говорилось, что подобные инициативы имеют чрезвычайно актуальное значение для современного этапа инновационного развития образования – как в России, так и в любой другой стране мира. В свете постоянно растущих требований к качеству подготовки педагога и его непрерывному совершенствованию учет регионального и международного опыта, площадка для обмена которым открылась в этот день в МПГУ, способствует совершенствованию системы педагогических кадров с учетом необходимости развития их социокультурных компетенций.
Текст: М.А. Кривенькая
Фото: Управление информационных технологий и
Управление межрегионального сотрудничества МПГУ
Видеотрансляция доступна по ссылке
Программа 2017 (RU) / Программа 2017 (EN)
Приветствие от Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО