3 марта в рамках VI Международной научно-методической конференции «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» состоялась панельная дискуссия «Какой учебник сделает учителя и учеников единой образовательной командой?».
В дискуссии приняли участие сотрудники издательств, преподаватели ВУЗов, учителя школ, аспиранты, студенты, представители СМИ.
Сегодняшние школьники родились и живут в информационном обществе, где особое значение имеет процесс коммуникации. Поэтому сегодня учебник должен быть не замкнутым в самом себе статичным учебно-научным текстом, а открытым пространством для взаимодействия учителя и учеников. Только учет этого в совокупности с высоким научным и методическим уровнем учебника обеспечит качественное образование школьников и даст им долгосрочную мотивацию для продолжения образования в течение жизни.
Модератором панельной дискуссии выступила Светлана Гладенкова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической физики им. Э.В.Шпольского, директор Центра учебного книгоиздания и информационно-образовательной среды ИФТИС МПГУ. Она отметила, что в настоящее время наблюдается нарастание отрицания роли учебника как средства обучения, которое затрагивает одновременно обе группы образовательного процесса – и учеников, и учителей. Каковы причины этой тенденции и каково ее влияния на качество образования? Эти и многие другие важные и актуальные вопросы обсудили участники панельной дискуссии.
Елена Ратбиль, учитель физики ГБОУ Школа №1130 г. Москвы, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования, эксперт ГИА рассказала присутствующим, что перед дискуссией задала своим ученикам вопрос о том, по какому учебнику они хотели бы учиться. Ребята ответили, что они хотели бы иметь учебник со структурированным материалом и написанный понятным для них языком.
Наталия Пурышева, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике им. А.В.Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ высказала мнение о том, что учебник не должен использоваться ребенком только для чтения дома материала, который учитель объяснил на уроке. Учебник – это, прежде всего, книга для активной работы по освоению содержания курса как в классе, так и дома. Это важный и нужный инструмент учителя.
– Автор приходит и издательство со своими идеями, в которых отражается его профессиональный и жизненный опыт. Именно поэтому каждый учебник уникален, что дает возможность учителю найти учебник, который подходит и ему, и его ученикам. Нельзя отнимать у учителя возможность выбора! Разнообразие учебников в нашей огромной стране необходимо, – поясняет Елена Тихонова, директор Центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник», Почетный работник общего образования.
– Всегда ли мы учитываем тот аспект, что учебник представляет из себя полиадресатный жанр? Учет жанра текста очень важен при разработке дидактического аппарата учебника, – заметила Елена Ерохина, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой риторики и культуры речи Института филологии МПГУ.
– Создание учебника – вопрос комплексный. И он включает в себя работу с учителем, который сегодня должен быть экспертом. При этом учебник должен отвечать современному уровню науки, требованиям государства и интересам детей. Кроме того, требования времени таковы, что создание учебника в течении даже двух лет, это уже крайне медленно, – сказала Елена Локотко, руководитель Центра естественно-математического образования издательства «Просвещение», Почетный работник общего образования.
Большой интерес у всех участников мероприятия вызвало обсуждение вопроса о возможности отражения в учебнике материалов для подготовки к ЕГЭ.
– Подготовка к экзамену всегда была отдельной деятельностью. Однако никакая подготовка нормально не пройдет, если перед этим не было серьезного, качественного обучения. И роль учебника при этом велика, однако включение этих материалов в учебник не целесообразно, – утверждает Марина Демидова, доктор педагогических наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ», руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по физике.
– Неумение школьников работать с учебниками переходит и в вузы, – заключает Ирина Разумовская, доктор химических наук, профессор кафедры теоретической физики им. Э.В.Шпольского Института физики, технологии и информационных систем МПГУ. – Печатный учебник должен остаться, но его нужно доработать с учетом цифровизации общества – поместить гиперссылки, QR-коды и т.д..
Профессора ИФТИС, доктора физико-математических наук Галина Чулкова и Ирина Васильева обратили внимание аудитории на то, что студенты, не научившиеся работать с учебником в школе, испытывают серьезные трудности в процессе дальнейшего обучения в университетах.
Все присутствующие сошлись во мнении о том, что необходимо учить студентов-педагогов работать с разными учебниками.