Уже традиционно начало ноября – время проведения международной тьюторской конференции. По мнению профессора, д.п.н. Татьяны Михайловны Ковалевой, «хорошая конференция та, где задаются вопросы, о которых ее участники размышляют до следующего года». Годичные размышления приводят к новым темам для обсуждения.
1–2 ноября 2016 года в здании Московского педагогического государственного университета к многочисленным студентам, занятым лекциями, семинарами и переменами, добавились участники IX Международной научно-практической конференции и XXI Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура: сопровождение индивидуальных образовательных программ».
Вопрос о том, почему текстовой культуре отдана главенствующая роль на конференции тьюторов, а не литераторов и учителей русского языка, интриговал только новичков в тьюторской профессии. Специалисты со стажем и эксперты ясно видят, что тьюторы работают с ребенком через текст, который понимается в самом широком смысле слова.
«Ребенок что-то думает, чем-то интересуется. Если он говорит нам об этом устно, тогда мы имеем дело с культурой устного текста, и взрослый может оценить, откровенен ли ребенок или недоговаривает, – объяснила название мероприятия Т.М. Ковалева. – Если же пишется резюме, эссе, составляется портфолио, это письменный текст. Либо мы изучаем телесные действия и говорим о телесном тексте».
Нынешняя конференция знаковая: впервые среди ее организаторов значился Институт тьюторства МПГУ. Де-факто эта структура недавно вошла в большую семью институтов и факультетов университета (пока решаются юридические формальности). Но все помнят, что индивидуализацией и тьюторством в ведущем педагогическом вузе начали заниматься с 2009 года. С 2015 года кафедра индивидуализации и тьюторства являлась частью Института детства, директор которого Татьяна Александровна Соловьева в своем приветственном слове тепло отозвалась о совместной работе и решенных профессиональных задачах.
К этому она добавила, что открытым остается ряд запросов при подготовке тьюторов: «Это касается тьютора для детей, находящихся на длительном, иногда исчисляемом годами, лечении в стационаре. Кто такой тьютор для ребенка со множественными нарушениями в развитии – что это за специалист, как он организует индивидуальное обучение? Кто такой вообще тьютор для детей с ОВЗ, как он работает с образовательным запросом? Меняются ли требования к профессиональным компетенциям либо возможен прямой перенос?». Также Т.А. Соловьева обозначила интерес к тьюторской компетенции тех родителей, кто сегодня выбирает электронное, дистанционное образование для своего ребенка.
У микрофона ее сменил почетный член Межрегиональной тьюторской ассоциации Александр Изотович Адамский, возглавляющий Институт проблем образовательной политики «Эврика». В этом году А.И.Адамский координирует направление «Общее образование» на Общероссийском гражданском форуме. Предложения для форума (19 ноября их представят обществу и властным структурам) готовятся силами многих организаций, в том числе солидный вклад внесла МТА.
Огромной заслугой тьюторского сообщества А.И.Адамский считает то, что из прецедента тьюторство удалось перевести на институциональную позицию в системе образования. Однако это таит опасности.
«Представьте себе, что летчики вступили в профсоюз железнодорожников и разворачивают свою полетную деятельность в рамках вокзалов, рельсов и станций, – озадачил гостей докладчик. – Ситуация немного напоминает нашу с вами: реализация тьюторской деятельности происходит в условиях сохраняющейся классно-урочной системы, вертикального управления, стандартизации и т.д.
…Может быть, тьюторство – это инструмент не только для традиционной школы, а для школы тьюторской? Ведь существует возможность образования человека на другой основе – не репродуктивной, не авторитарной, не шаблонной. Там используют исключительно индивидуальные образовательные программы, но индивидуальные не в смысле темпа и учебного плана, а в смысле предметности, на которой раскрывается человек. Происходит его самореализация, он овладевает общекультурным набором образцов через присущую ему деятельность – не обязательно учебно-академическую, а через творческую, социальную, спортивную…».
В заключение А.И. Адамский с сожалением отметил, что предрассудки относительно индивидуализации как проявления эгоизма, крайнего индивидуализма не изжиты. И перед тьюторами стоит задача по выстраиванию иного представления в общественном сознании.
В первый день конференции состоялись пленарные доклады, посвященные философским основам и опыту работы с различными типами текстов в тьюторском сопровождении.
Например, о своей практике рассказал д. филос. н., преподаватель магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» МПГУ Вадим Маркович Розин. Он разработал вариант реконструкции и истолкования текстов, дав ему название «гуманитарно-методологическая реконструкция». Для нее характерно использование представлений из методологии, культурологии и теории личности.
«Я реализую подход, который применяю в педагогике около пятнадцати лет, – сообщил В.М. Розин. – Он предполагает проблематизацию изучаемого произведения; анализ времени и культуры; обсуждение личности автора в плане того, какие характеристики этой личности проливают свет на интересующие нас сегодня проблемы; и, наконец, анализ того, каким образом человек в рамках данной культуры с ее вызовами и проблемами отвечает на них, какие решения намечает.
Всё это должно помочь в решении проблем, стоящих перед самим исследователем. Может показаться, что мы обсуждаем содержание произведения, но на самом деле мы во многом решаем собственные проблемы, опираясь на это произведение».
Истолкование кардинально отличается от реконструкции. Реконструкция более сложна, она связана с выработкой стратегии правильного истолкования и преодоления непонимания.
Тьюторам знание такого подхода крайне необходимо.
«Для современного общения, на мой взгляд, характерны тексты, которые предполагают вторые, третьи, четвертые планы, скрытые, неосознаваемые смыслы, – считает философ. – Мы постоянно находимся в этой сложной ситуации. Не обойтись без истолкований и реконструкций. И нужно научиться их правильно делать».
Борис Даниилович Эльконин, д. психол. н., профессор, тоже посвятил доклад тому, как и зачем тьюторам работать с текстами. Тьюторство он считает посредническим действием и текст понимает «как особый объект, которому все люди, включая тьюторов, должны быть сопричастны».
Вячеслав Ильич Погребенский, д. психол. н., профессор, преподающий в разных странах, называет себя профессиональным переговорщиком и выбрал для доклада тему об успешности в жизни, достигаемой при помощи умения договариваться. Какими должны быть тексты, чтобы риск быть не понятым оказался минимальным? Психолог представил три подхода к написанию текстов. Если в написанном доминирует позиция «я», тексты становятся «информаторскими» – я передаю то, что знаю, я носитель знания о том, что вам важно сделать и как среагировать. При доминировании я-концепции человек воспринимает свой текст как часть себя: раз вам что-то не нравится, значит, не нравлюсь я. Это просчет.
Во втором случае автор более продуктивен: он составляет текст из шаблонов и получает логичные и понятные тексты.
В третьем случае доминирует позиция «к кому ты пишешь». Возрастает интерес к психологии, принимаются во внимание особенности менталитета в стране адресата или особенности его вида деятельности. Это способ сокращения рисков. К примеру, китайцы пишут и любят получать письма, в которых нет острых моментов.
«Нужно видеть способы договариваться с этим миром, потому что только тогда мы имеет то, что хотим», – уверен В.И. Погребенский.
Дискуссионным стал доклад «Будущее как текст: особенности работы с будущим в образовании» Татьяны Владимировны Якубовской. В России и Финляндии она занимается исследованием будущего, форсайт-технологиями.
В ходе ее доклада была продемонстрирована схема, согласно которой тьютор работает с личным интересом ребенка, и они оба «здесь и сейчас», в настоящем времени.
«Но если говорить о будущем, то с ним в образовании работать никто не умеет, – высказала свою позицию Т.В. Якубовская. – Будущее для традиционного педагогического сознания – это место, куда складываются наши действия сейчас… Люди говорят: ну что такое будущее?.. Они считают, что все дети вырастут и применят знания, полученные сейчас.
Но где они их применят? Как устроено будущее? Для педагогического сознания это никогда не было большим вопросом».
Форсайт позволяет обсуждать договорной характер будущего. Будущее – поле согласования намерений тех субъектов, которые намерены именно так реализовать свои дальнейшие годы.
«Договорная специфика очень хорошо согласуется с практиками индивидуализации в образовании, – сказала Татьяна Владимировна. –Договоренность о будущем возможна, только если индивидуальность понимает себя, берет ответственность и держит позицию».
Во второй части пленарного заседания доклады носили практический характер и показывали, что можно делать через текст.
Совет интерпретировать слова, произносимые ребенком, прозвучал от д. филос. н. Виктора Раульевича Имакаева. Он не раз сталкивался с жалобами и паникой начинающих тьюторов, понимающих сказанное тьюторантом буквально.
«От ребенка вы услышали, что он ничего не хочет? – привел пример Виктор Раульевич. – Имеет смысл различать утверждения: ребенок ничего не хочет или он говорит, что ничего не хочет.
Интерпретация действий и слов тьюторанта – необходимое условие деятельности тьютора. Зачастую этой интерпретации мешают, так скажем, опривыченные установки и схемы действий. Тьютор может увидеть запрос там, где его нет, и, что самое печальное, начать действовать».
Неожиданным для столь солидной конференции оказалось цитирование стихотворения А.Барто о девочке Лиде, желающей заниматься во всех предлагаемых кружках. Объяснялась цитата просто – это пример, как следует слушать тьюторанта. В.Р. Имакаев привел высказывания тьюторов, которых он попросил представить Лиду тьюторантом: Лида «разбрасывается», отвечали они, нужно обсудить ее цель, провести картирование и т.д. И никто не обратил внимания на стиль коммуникации девочки. Рефреном звучит «Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал», и стихотворение называется «Болтунья». Болтовня – привычное коммуникативное состояние Лиды. Пока болтовня не будет остановлена, работать с девочкой не имеет смысла.
В докладе к.и.н., профессора Юрия Львовича Троицкого речь шла об образовательной системе «Школа понимания, или Коммуникативная дидактика». Она призвана помочь понять мир ребенка, родителя, учителя и мир образовательной программы, состоящей из разных предметов.
«В рамках этой системы, – пояснил он, – я пришел к выводу, что необходима мощная редукция к некоторым базовым концептам: вещь, организм, текст и поступок. Когда мы осуществляем такой мощный и рискованный редукционизм, то в каких-то вещах проигрываем. Но и выигрыш очевиден. Тьютор может быстро освоить эти четыре базовые категории. В качестве измерения я предлагаю таблицу четырех уровней понимания: к примеру, лексика, которая организует текст, или, скажем, снятие смысловых слоев текста».
Кстати, именно по этой таблице погружения в разные типы понимания Ю.Л. Троицкий занимался расшифровкой стихотворения Иосифа Бродского «На столетие Ахматовой» на мастер-классе, которым завершился рабочий день конференции.
Доклад Артема Симоновича Соловейчика, представляющего издательский мир, начался с показа слайда – короткого, но многоговорящего: примерно 80 процентов популярных учебников, по которым сегодня работают в школах, созданы до 1991 года.
А.С. Соловейчик предлагает не разбивать содержание школьного обучения на учебные предметы и параграфы, не делить культуру, как было в прежних учебниках, а воспользоваться изобилием новых технологий и создать чудо – метапредметный электронный учебник, состоящий из всего множества изучаемых в школе информационных объектов, чтобы ребенок на экране планшета видел целостную картину мира.
Завершило пленарное заседание выступление к.п.н., члена правления Межрегиональной тьюторской ассоциации Марии Юрьевны Чередилиной. Основу доклада составила ее «личная интерпретация текстов, которые порождает тьюторское сообщество».
Летом этого года образовательным сетям России было предложено высказать свои предложения и тем самым принять участие в ноябрьском Общероссийском гражданском форуме. Так сформировалась «Сеть сетей». Одну из лидирующих позиций в ней заняли тьюторы. При подготовке общих рекомендаций для форума у тьюторов возник вопрос к самим себе: о чем дальше мы готовы говорить, что мы предлагаем школам, сообществу, региональным властям, если принцип индивидуализации в российском образовании сегодня уже провозглашен?
«Мы занялись составлением «дорожной карты» для самих себя в горизонте один-два года, десять лет… – рассказала Мария Юрьевна. – Наш текст возможен вовне, но есть вопросы, которые пока открыты. И то, как нас слышат, читают и воспринимают в обществе, связано с качеством наших собственных текстов и наших ответов на вопросы».
Пленарные доклады, тематические симпозиумы, где участники рассмотрели теоретические и инструментальные аспекты развития текстовой культуры, и мастер-классы первого дня конференции завершились поздно вечером. Но уже рано утром на следующий, завершающий, день участники собрались вновь для работы групп по различным аспектам специализации тьюторской деятельности (супервизия в тьюторстве, тренинги для тьюторов, концептуальные и прикладные разработки).
Автор: Инна Алейникова
Источник: http://worldtutors.ru/reportazh-tyutorstvo-i-tekstovaya-kultura