18 февраля 2017 года в Московском педагогическом государственном университете (Институт детства) состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». На конференции присутствовали 190 человек, в том числе представители Кубы, Китая, Мозамбика, Сербии, Сирии. С докладами на пленарном заседании и на 4 секциях выступило более 50 человек. Многие доклады участников конференции сопровождались презентациями и видеоматериалами.
На пленарном заседании был представлен целый ряд актуальных проблем школьного образования лиц с ОВЗ и вузовской подготовки специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Среди вузовских проблем заслуживают внимания проблемы разработки нового профессионального стандарта образования (д.п.н., профессор Е.В. Евтушенко, МПГУ); проблемы содержания и форм высшего образования лиц с ОВЗ, реализующегося в МПГУ (председатель оргкомитета конференции, проф. Е.Г. Речицкая, МПГУ); проблемы психологической поддержки студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе (д. психол. н., проф., Л.И. Плаксина, МПГУ). Рассмотрение проблем школьного образования было связано с реализацией нового стандарта образования для обучающихся с ОВЗ. Среди значимых проблем для практики современного образования были представлены: теоретико-методические вопросы формирования социальных компетенций у обучающихся (к.п.н., доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО Е.Л.Ворошилова); вариативность программ обучения детей с множественными нарушениями в развитии (д.п.н., проф. М.В. Жигорева, МПГУ); вопросы социализации обучающихся с нарушением слуха посредством их общественно-полезной и личностно-значимой деятельности (зав. отделом общего и коррекционного образования, доц., к.п.н., И.Л.Соловьева, ФИРО); система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ при реализации ФГОС (директор общеобразовательной школы № 19 для обучающихся с нарушениями слуха Н.В. Алешкина, зам.директора по УВ Н.М. Жиленко, г. Коломна, Московская область).
Третья группа затронутых в докладах проблем связана с вопросами воспитания лиц с ОВЗ. Большой интерес у присутствующих вызвал доклад по проблеме духовно-нравственного развития детей с нарушениями слуха в Сербии (к.п.н. Исидора Джорджевич, Сербия).
В работе секции «Современные подходы в образовании детей с нарушениями слуха» (председатель секции – профессор, кандидат педагогических наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ», председатель оргкомитета Речицкая Екатерина Григорьевна) приняли участие зарубежные гости, представители Российских образовательных организаций, учителя из Москвы, Коломны, Екатеринбурга, Тамбова, а также иностранные и российские студенты, магистранты и аспиранты МПГУ очного и заочного отделений, преподаватели высшей школы и средних профессиональных образовательных организаций. В докладах поднимались вопросы использования современных технологий, арт-педагогики, жестовой речи в контексте нового стандарта образования, эмоционально-нравственного развития лиц с нарушениями слуха. Были освещены проблемы формирования профессиональных интересов и выбора профессии, эмоционального развития, формирования каллиграфических навыков, экологического воспитания и проектной деятельности детей с нарушениями слуха. Учителя делились практическим опытом, гости из зарубежья рассказывали о некоторых инновационных направлениях педагогической деятельности. Присутствующие и докладчики высоко оценили актуальность обсуждаемых вопросов, поднятых в докладах и их значимость для теории и практики образования лиц с ОВЗ.
На заседании секции «Актуальные проблемы воспитания лиц с особыми образовательными потребностями» (председатель секции – доцент, кандидат философских наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ», сопредседатель оргкомитета конференции Линьков Виктор Владимирович) выступили с докладами представители образовательных организаций города Москвы, студенты, магистранты, преподаватели вузов. В докладах получили освещение вопросы соотношения инноваций и традиций в воспитании детей с особыми образовательными потребностями, педагогического обоснования нравственного воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развития межличностных отношений младших школьников с нарушениями слуха. В заседании секции принял участие методист центра специальных форм образования АО «Издательство Просвещение» Игорь Сергеевич Горностаев с докладом по проблеме программно-методического обеспечения образования детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС. На секции была представлена научно-методическая и учебная литература.
В работе секции «Актуальные проблемы организации логопедической работы в образовательном процессе» (председатель секции – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО Е.Л. Ворошилова) обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся организации логопедической работы с детьми с ОВЗ. Были представлены научно-практические разработки методики логопедической работы с детьми с моторной алалией, минимальными дизартрическими расстройствами, общим недоразвитием речи, афазией, нарушениями голоса, а также с детьми, имеющими вторичную речевую патологию. Доклады были построены с учётом современных подходов к проведению коррекции речевых нарушений.
На секции «Современные проблемы обучения лиц с ОВЗ» (председатель секции – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ» Бутко Галина Анатольевна) рассматривались современные подходы к организации образования детей с ОВЗ, развития их творческих способностей в процессе обучения, формирования естественно научной картины мира у детей с ОВЗ. В докладах прослеживалась связь дидактических проблем общего, специального и инклюзивного образования, поднимались проблемы внедрения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях. Дискуссионными оказались вопросы включения лиц с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательное пространство, взаимодействия образовательных и медицинских учреждений в решении задач диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения развития.