10 декабря 2021 г. в дистанционном формате с трансляцией на YouTube состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе», организованная в рамках выполнения проекта «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Целью конференции было обсуждение существующих проблем, достижений и перспектив развития системы подготовки дефектологических кадров в Российской Федерации.
С приветственным словом к участникам конференции обратились проректор по учебно-методической работе МПГУ Л.А. Трубина; начальник отдела развития педагогического образования и науки Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерство просвещения Российской Федерации А.П. Балахонов; председатель Межрегионального союза дефектологов, Почетный профессор МПГУ, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ Т.Б. Филичева; директор общеобразовательной школы № 109 г. Москвы, академик РАО Е.Ш. Ямбург. Все выступающие отметили актуальность модернизации системы подготовки дефектологических кадров, важность взаимодействия в этом процессе органов государственной власти, университетов, образовательных организаций, общественных объединений. Была отмечена роль МПГУ в системе подготовки дефектологов, а также высокое качество и результативность выполняемых нашим университетом проектов в данной области.
Основные итоги выполнения проекта «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», перспективы развития заложенных в проекте идей осветила в своем докладе директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии А.А. Алмазова.
Были представлены итоги разработки образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: проекты программ новых профилей бакалавриата («Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата» – докладчик А.В. Кроткова, заведующий кафедрой дошкольной дефектологии; «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» – докладчик Т.С. Никандрова, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии); проекты программ двухпрофильного бакалавриата (профили «Логопедия» и «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» – докладчики М.М. Любимова, доцент кафедры логопедии, А.В. Лагутина, доцент кафедры логопедии; профили «Дошкольная дефектология» и «Дошкольное образование» – докладчик Н.В. Микляева, профессор кафедры дошкольной дефектологии); проект программы магистратуры («Теория и практика образования лиц с нарушениями коммуникации» – докладчик Ю.О. Филатова, профессор кафедры логопедии).
В обсуждении представленных программ и дискуссиях по существующим проблемам подготовки дефектологических кадров в пленарном заседании и на брифинг-площадках приняли участие известные ученые в области специальной педагогики и психологии, руководители различных подразделений университетов России, представители научных организаций, практических учреждений, профессиональных и родительских сообществ.
Конференция показала высокую заинтересованность участников в решении имеющихся проблем. В работе конференции приняли участие представители 72 регионов нашей страны.