29 и 30 мая 2017 года в главном корпусе МПГУ проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Аутизм. Стратегии помощи детям с РАС в системе образования», посвященная актуальным проблемам и перспективам развития помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России. Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Московский педагогический государственный университет. Соорганизатор конференции – Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход».
В работе конференции приняли участие около 400 человек из 41 региона России: руководители и специалисты федеральных и региональных органов власти в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, курирующие вопросы образования лиц с особыми образовательными потребностями, а также специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, руководители и педагогические работники образовательных организаций, научно-педагогическое сообщество, представители общественных организаций.
Первый день конференции был посвящен обсуждению межведомственного взаимодействия и междисциплинарного подхода при организации системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
Синюгина Татьяна Юрьевна (заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Лубков Алексей Владимирович (ректор МПГУ), Малофеев Николай Николаевич (вице-президент РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО) произнесли приветственные слова.
На пленарном заседании выступили с докладами:
Сильянов Евгений Александрович (директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России) – «Актуальные проблемы и перспективы развития системы образования детей с РАС».
Афонина Кира Павловна (заместитель Директора департамента по делам инвалидов Минтруда России) в своем выступлении отметила необходимость взаимодействия разных ведомств в реализации концепции развития ранней помощи в Российской Федерации.
Смирнова Авдотья Андреевна (президент Благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход») выступила с докладом «Роль некоммерческих общественных организаций в развитии системы помощи детям с РАС в образовании», отметив, что: «Это не первая конференция по проблемам аутизма в России, но первая в которую нас, например, пригласило участвовать, как партнеров, само Министерство образования и науки Российской Федерации. И надо сказать, что эта работа очень сильно вдохновляет. Я хочу отдельное спасибо сказать Ольге Юрьевне Васильевой – Министру образования, которая мгновенно включилась в диалог с общественной организацией».
Никольская Ольга Сергеевна (главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, доктор психологических наук) «Стратегия развития отечественной научной школы помощи детям с РАС».
С видеосообщением «Зарубежный опыт помощи детям с РАС» к участникам конференции обратилась Григоренко Елена Леонидовна (профессор Йельского университета, доктор психологических наук, глава экспертного совета фонда «Выход»).
Иванова Галина Петровна (первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области) – «Региональная стратегия образования детей с РАС»
Хаустов Артур Валерьевич (директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, кандидат педагогических наук) – «Опыт и перспективы взаимодействия федерального ресурсного центра с регионами».
Во второй половине дня состоялась панельная дискуссия «Подходы к сопровождению детей с РАС».
Второй день конференции познакомил участников с международными и российскими исследованиями. Были рассмотрены теоретико-методологические, практические и организационно-управленческие вопросы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, выработаны предложения по определению ключевых аспектов комплексного сопровождения и организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации, начиная с ранней помощи и до профессиональной самореализации.
Начался второй день конференции с пленарного заседания, на котором с докладами выступили:
Морозов Сергей Алексеевич (председатель Общества помощи аутичным детям «Добро», кандидат биологических наук) – «Стратегия ранней помощи и дошкольного образования детей с РАС».
Трубицына Анна Николаевна (научный сотрудник Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения ФГБОУ ВО «НГУ») – «Образовательный маршрут ребенка с РАС в работе Центра прикладного анализа поведения ФГБОУ ВО «НГУ».
Караневская Ольга Викторовна (доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ИСОиКР ФГБОУ ВО «МГПУ», кандидат педагогических наук) – «Актуальные вопросы подготовки студентов к работе с детьми с РАС».
Розенблюм Софья Александровна (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, координатор инклюзивного образования ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1540») – Опыт инклюзивного образования детей с РАС. Успехи и риски».
Баенская Елена Ростиславовна (главный научный сотрудник ИКП РАО, доктор психологических наук) – «Основные направления психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей с РАС раннего и дошкольного возраста».
Битова Анна Львовна (директор Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», член экспертного совета ЦЛП) – «Профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС».
После пленарного заседания второй день продолжился работой по следующим секциям:
Секция 1. Проблемы выявления расстройств аутистического спектра. Раннее вмешательство.
Секция 2. Современные институты и организационные формы помощи лицам с РАС.
Секция 3.Модели подготовки специалистов к работе с детьми с РАС.
Участники конференции отметили положительные тенденции развития образования лиц с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации, совершенствование законодательной базы в сфере образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ориентацию на межведомственное взаимодействие в решении проблем помощи и сопровождения, развитие альтернативных методов работы с детьми, наличие сложностей при создании специальных условий для получения обучающимися с расстройствами аутистического спектра качественного доступного образования.
По итогам конференции участники согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений практической реализации задач развития и совершенствования образования лиц с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации и выработали рекомендации по его дальнейшему развитию, которые будут представлены в резолюции.