Первые два месяца нового учебного семестра были очень насыщенными на проведение разных студенческих мероприятий в Институте истории и политики. Ключевым научным мероприятием молодых ученых стал круглый стол «Ты превозмог смерть: к изучению облика блокадного Ленинграда». В работе круглого стола как в очном, так и в дистанционным формате приняли участие студенты разных курсов бакалавриата и магистратуры ИИиП, выпускники разных факультетов Университета, педагоги московских школ, военные историки и блокадники, ветераны Великой Отечественной войны.
К участию в работе круглого стола был приглашен российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Андрей Евгеньевич Зайцев, чей фильм «Блокадный дневник» стал победителем ряда фестивалей. Андрей Евгеньевич принял приглашение, организаторы были готовы подключить его через дистанционную платформу Zoom. Но, к сожалению, за час до мероприятия Андрей Евгеньевич отказался от участия из-за занятости на съемках.
С докладами на круглом столе выступили:
- Б.К. Иринчеев, российский военный писатель, публицист, директор Военного музея Карельского перешейка;
- М.П. Глазкова, выпускница аспирантуры ИИиП МПГУ, сотрудник Дирекции изучения истории МПГУ;
- Д.И. Дымчак, выпускница аспирантуры ИИиП МПГУ, преподаватель ГБПОУ Педагогический колледж № 10;
- Е.И. Коштурская, выпускница факультета Иностранных языков МПГУ, преподаватель английского языка МБОУ Щелковский лицей № 7;
- М.М. Озадовская, выпускница магистратуры ИИиП МПГУ, учитель ГБОУ СОШ № 2001;
- Э.А. Крылова, аспирант ИИиП МПГУ, экскурсовод Музея МПГУ, Дирекции изучения истории МПГУ;
- В.Е. Озадовский, магистрант 2 курса ИИиП МПГУ, учитель ГБОУ СОШ № 2001;
- М.О. Крылов, магистрант 1 курса ИИиП МПГУ, учитель МБОУ СОШ № 6 им. В.И. Сахнова.
Обязанности модератора круглого стола взял на себя магистрант 1 курса ИИиП МПГУ, учитель ГБОУ СОШ № 1158 В.В. Лебедев.
В работе круглого стола приняли участие блокадники, ветераны Великой Отечественной войны Флора Зиновьевна Геращенко и Рада Михайловна Грановская. Доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, блокадница Рада Михайловна участвовала в круглом столе заочно, прислав его участникам видеообращение.
Ниже приведены тезисы некоторых докладов выступающих. С более полным текстом отчета о мероприятии можно ознакомиться в итоговом отчете.
На протяжении нескольких лет я и мои ученики общаются и помогают блокаднице Ф.И. Заикиной, ведут активную научно-исследовательскую работу в архивах Щелковского военкомата, собирают материалы о блокадниках. Ученики совсем по-другому смотрят на историю, когда начинают осознавать, через какие испытания прошли люди, пережившие блокаду, с чем и ради чего они боролись.
Е.И. Коштурская
Можно выявить закономерность трактовок образов в российских фильмах последних лет, посвященных Великой Отечественной войне. Практически все фильмы, за исключением некоторых, транслируют и насаждают образ «благородных и хороших нацистов» и образ «придурков и уродов» советских граждан (красноармейцев, командующих, руководства страны, ленинградцев, солдат). Такую тенденцию можно отметить и в фильме «Блокадный дневник». Подобные фильмы преследуют цель, во-первых, показать обществу, что ему нечем гордиться в истории родной страны, а, во-вторых, очернить коммунистическую идею.
Б.К. Иринчеев
Дневники Ольги Берггольц являются важным источником для изучения блокады Ленинграда. Поэтесса в период Великой Отечественной войны работала на радио в осажденном городе. Ее выступления помогали бороться с голодом, чувством одиночества. Работая с ее дневниками, исследователю важно не попасться в ловушку отдельных слов, не составить мнение только по одной прочитанной строчке. Попытка трактовки дневников Ольги Берггольц с позиции, не связанной с реальностью, в фильме “Блокадный дневник” привела к оскорблению памяти выдающейся поэтессы, Музы, голоса блокадного Ленинграда.
М.М. Озадовская
«Идея, что у нас было много людей, которые с ужасом смотрели на то, что будет, это абсолютная неправда. У нас первые месяцы вполне можно было уехать или пешком уйти. Но большинство остались, работали, работали на военных заводах. Для нас это было естественным явлением души. Надо было победить. И вот с этим словом мы прошли блокаду».
Р.М. Грановская
«Вот мою маму спасли девочки, подняли ее, дали ей сухарик, довели до дома, и я, благодаря этому, осталась жива. И хотя меня эвакуировали уже, как говорят, умирающей, но меня в Кашине лечили в госпитале как солдата, маленькую девочку, как солдата спасали. Не брали никаких денег, спасали и спасли. Ведь главное, что было в Ленинградцах, – это был дух. Люди не верили, что город сдадут. А вот этот трейлер (речь о трейлере фильма «Блокадный дневник» – прим. Оргкомитета круглого стола) я посмотрела: какой там дух? Там вообще непонятно, кого изображают».
Ф.З. Геращенко
Для названия круглого стола были выбраны слова «Ты превозмог смерть». Смертью в данном случае была фашистская идея. Фашизм антигуманен, бесчеловечен по своей сути. Борьба во Второй мировой войне велась за человека. Вторая мировая война стала войной идей, войной коммунизма и фашизма. Возглавляла борьбу против фашистов партия. Коммунистическая идея помогала бороться и побеждать врага. И пример блокадного Ленинграда как раз в том, что здесь людям было, за что умирать. А главное, им было, за что жить, им было для чего жить. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проявление неофашизма. Советский человек столкнулся с фашизмом, а современный, постсоветский сталкивается с неофашизмом. И наша задача – давать бой этой идеологии, отстаивать историческую правду.
М.П. Глазкова
Оргкомитет круглого стола