25-26 февраля 2020 г. в Институте филологии состоялась Юбилейная научно-практическая конференция «Русский язык как иностранный: теория и практика обучения в цифровую эпоху». Конференцию организовала кафедра довузовского обучения русскому языку как иностранному. Конференция приурочена к 30-летию кафедры и 50-летию работы в МПГУ профессора, доцента, канд.филол.наук Наталии Андреевны Юшиной.
Конференция собрала представителей подготовительных факультетов для иностранных граждан российских и зарубежных вузов и опытных преподавателей русского языка как иностранного: проф., доктор пед. наук Леонид Викторович Московкин (СПбГУ), проф., доктор пед. наук Эльхан Гейдарович Азимов (Гос. ИРЯ им. Пушкина), проф., доктор пед. наук Любовь Павловна Клобукова (МГУ), проф., доктор пед. наук Лариса Анатольевна Дунаева (МГУ), проф., доктор пед. наук Наталья Владимировна Кулибина (Гос. ИРЯ им. Пушкина), проф., доктор пед. наук Алевтина Дмитриевна Дейкина (МПГУ) и проф., доктор пед. наук Елизавета Александровна Хамраева (МПГУ) и другие коллеги из разных московских вузов, всего более 100 участников.
Во второй день состоялась презентация и выставка новинок учебной литературы от издательств «Златоуст», «Русский язык. Курсы», «Русское слово». Также состоялись постерные презентации и продолжили работу секции.
На секции «Цифровизация обучения РКИ: образовательные технологии и технические средства обучения» коллеги из разных вузов страны продолжили обсуждать вопросы цифровизации процесса преподавания русского языка как иностранного. Директор Института развития цифрового образования МПГУ О.В. Гордиенко рассказала о цифровых инструментах в преподавании РКИ, а Э.Г. Азимов сообщил о возможностях комплексного использования ИКТ в преподавании русского языка как иностранного. Также были затронуты вопросы оценки уровня владения иностранным языком искусственным интеллектом (С.И. Ельникова) и применения микроблога в качестве вспомогательного инструмента в практике РКИ (О.В. Ветер, В.Е. Анисимов, Соколова А.В.). Помимо этого, на секции обсуждали темы более узкого характера, например, применение цифровых технологий при работе с культуроведческим текстом (О.В. Юдушкина), при обучении китайских студентов (Л.В. Чевардина, И.В. Курбатова), при обучении студентов экономического профиля (О.В. Кнорц).
На секции «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному в системе предвузовской подготовки» коллеги продолжили делиться своим опытом в преподавании РКИ. Прозвучали доклады об особенностях обучения фразеологизмов (О.И. Авдеева, Е.И. Лозовская). Прозвучал доклад о формировании межкультурной компетенции студентов подготовительного факультета, который вызвал очень много положительных отзывов (Е.В. Визгина-Толлисс, И.В. Филатова). Д. Юсувалиева и А.Г. Ляненко рассказали о современных онлайн-сервисах для создания электронных тестов для иностранных студентов. Т.В. Подколзина подробно систематизировала служебные части речи в своём докладе и объяснила их роль в практике преподавания РКИ.
В рамках второго для секции «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному в системе предвузовской подготовки: опыт и перспективы» прозвучали интересные и вызвавшие бурное обсуждение доклады на различную тематику, в частности о языковой адаптации иностранных обучающихся, о формировании их навыков работы с текстом и работы над письменной речью, а также было предложено использование учебных корпусов в преподавании РКИ. Среди докладчиков были такие известные методисты, как к.п.н., доцент Поляков В.Н., к.п.н., доцент Ельникова С.И., также поделились своим полезным опытом преподавания за рубежом представители Вэйнаньского педагогического университета (Китай).
Завершило конференцию празднование Масленицы на Подготовительном факультете. Студенты подготовили народные песни, а преподаватели организовали для них традиционные игры. Все участники конференции могли познакомиться с таким форматом внеурочной работы и обсудить лингвокультурологический аспект в преподавании РКИ с экспертами конференции и, конечно, угоститься блинами и русским чаем!
По итогам конференции опубликована коллективная монография. Все участники получили сертификаты.