29 февраля 2020 года в Институте филологии МПГУ состоялись заключительные занятия по риторике для участников конкурса ораторского мастерства «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…» (Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 4 декабря 2019 г. № 436 о предоставлении гранта Московскому педагогическому государственному университету на проведение конкурсных мероприятий по риторике и ораторскому мастерству).
Перед началом занятий заведующая кафедрой риторики и культуры речи, д.п.н. Елена Ленвладовна Ерохина нацелила юных ораторов на плодотворную подготовку к отборочному этапу конкурса и пожелала им не расстраиваться в случае неудачи, а получить удовольствие от процесса создания и произнесения речи, от взаимодействия с наставниками в ходе работы над публичным выступлением, от общения с другими конкурсантами и членами жюри. Тем более, что грамотами за участие в конкурсе будут награждены все, кто прошел обучение на кафедре риторики и культуры речи МПГУ и произнес речь на отборочном этапе конкурса.
К.п.н., доцент кафедры риторики и культуры речи Марина Робертовна Савова организовала обсуждение со слушателями важных аспектов ораторского мастерства: каковы главные задачи оратора; в чем заключаются особенности ораторских выступлений; что такое этос, логос и пафос и почему оратору надо разбираться в этих важнейших категориях риторики. А кроме того, школьники смогли попробовать себя в качестве… членов жюри. Вместе с Мариной Робертовной они проанализировали видеозаписи публичных выступлений студентов, победителей традиционного конкурса ораторов, проходящего в МПГУ. Выполняя это задание, юные ораторы прочувствовали, какое воздействие на слушателя оказывают те или иные риторические приемы, что в первую очередь привлекает аудиторию в содержании речи.
Д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи Зоя Ивановна Курцева поделилась советами, как запомнить свою речь и что делать, если всё-таки забыл. Школьники имели возможность проверить свою память, выбрать наиболее удобный для себя способ запоминания и даже попробовать запомнить и произнести предложенный преподавателем текст.
Закончилось занятие мощным эмоциональным аккордом. Зоя Ивановна предложила присутствовавшим послушать текст «Минуты молчания» – торжественного ритуала, без которого не обходится ни один День Победы начиная с 9 мая 1965 года. Склонив головы в молчании, школьники, их родители, учителя и преподаватели университета объединились в общем душевном порыве благодарности участникам Великой Отечественной, отстоявшим мир и свободу: «Они всегда с нами, в наших домах, в цветущих садах и лесах новостроек, в светлых улыбках детей, в том счастье, что принесла на родную землю наша Победа».