«Волонтёры просвещения» — это проект Министерства просвещения РФ, который помогает детям и родителям справиться с учёбой в период самоизоляции. О том, с какими трудностями сталкиваются педагоги, дети и родители при дистанционном обучении нам расскажет участница проекта, студентка 2 курса Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, Екатерина Волошко.
Здравствуй, Катя. Расскажи, с кем ты работаешь в рамках проекта «Волонтеры просвещения»?
Добрый день! Я учусь на направлении Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» и работаю, в основном, с детьми от трёх до семи лет.
А как ты решила, что пойдёшь именно по этому направлению?
У меня в семье есть линия педагогов, мама закончила МПГУ, но я об этом не задумывалась. В 11-ом классе я была готова идти на техническую специальность, но со временем поняла, что хочу общаться с людьми, с детьми, и именно детская психология самая интересная, потому что все проблемы зарождаются в детстве. Общение с детьми, где я могу реализовать творческий потенциал, это отдых для души.
Проект «Волонтёры просвещения» для тебя в новинку или бывала похожая работа?
Я стараюсь принимать участие во многих волонтёрских проектах, например, проект «Дежурный по детям», где мы читали детям сказки, книги, реализовывали программы литературного образования дошкольников и др. Также я осуществила мою маленькую мечту – благодаря МПГУ, я смогла стать вожатой в лагере.
А как ты успеваешь за новыми тенденциями в обучении? Занимаешься самообразованием?
Сейчас появилось много интересных дистанционных курсов, я стараюсь следить за этим движением, смотреть видео опытных преподавателей. Я очень люблю подкасты на «Arzamas», а также разные ролики от компаний, которые производят материалы для нашей работы (пластилин, краски) и знают как с ними работать.
Здорово, что ты так серьёзно подходишь к любимому делу, но одной всё равно справится трудно. Как в проекте помогают педагоги?
Нам подсказывают разные методики для реализации наших идей, и, конечно, вдохновляют личным примером. Татьяна Викторовна Кротова записала несколько видеороликов для детей, и мы видим, к чему должны стремиться. Практикум по изобразительной деятельности проводила Татьяна Анатольевна Буянова. Она же сориентировала на курсы, где можно узнать новые техники и даже получить сертификат.
Несмотря на огромную помощь преподавателей, наверняка есть трудности в организации дистанционного обучения?
Конечно, трудности есть. Самая основная – мы не видим реакцию детей. Мы стараемся предугадать, как они себя поведут, делаем ролики короче, выбираем максимально доступные способы выражения мыслей. Но при непосредственном контакте с ребёнком всё-таки намного проще, можно сесть рядом, показать на своём примере, ответить, если есть непонятный момент. Очень не хватает обратной связи. Родители, конечно, пишут, что им всё нравится, иногда присылают ответные видео, что очень приятно, но насколько точно дети поняли нас, просмотрев ролик наверняка сказать сложно.
А ты не замечала, что родители относятся несерьёзно к тебе из-за возраста, не доверяют?
Да, это случается достаточно часто. Кто-то относится с пониманием, потому что всё равно нужно практиковаться в работе с детьми, кто-то слегка настороженно, присматривается, но обычно можно найти подход.
А какие у тебя любимые предметы?
Я уже участвовала в проекте по развитию речи. Дети впитывают информацию, как губки, поэтому важно читать им рассказы, сказки – они улавливают речь, запоминают. Кроме этого, я очень люблю нестандартные творческие мастер-классы: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина.
А есть у тебя какие-то свои секреты в работе с детьми?
Я думаю, что это не совсем секрет, но мой основной принцип – это всегда ставить себя на место ребёнка. Я представляю, что мне три года, я устала, хочу играть, и понимаю, как дальше вести себя с ребёнком.
Так много проектной работы, ты успеваешь отдыхать и уделять время своим хобби?
В этом я похожа на своих подопечных, я не могу долго заниматься одним видом деятельности, всё время нужно меняться! Но есть всё же одна константа – долгий сон. Я могу спать часов по 15 после масштабной работы. Ещё очень люблю спорт – плавание, аквааэробика – помогает расслабиться, полезно для здоровья, всем рекомендую. Ещё очень люблю кататься на велосипеде, тоже поднимает настроение. Иногда я играю на фортепиано, вспоминаю произведения из музыкальной школы, учу новые мелодии, пытаюсь учиться играть на гитаре. Танцевать я не училась, но тоже очень люблю. Сериалы на английском и компьютерные игры меня тоже не обошли стороной. В общем, увлечений много, и каждое по настроению, это очень расслабляет и помогает продуктивнее работать.
У тебя такая активная жизнь, много проектов, увлечений, можешь дать какой-нибудь профессиональный совет своим коллегам?
Я не считаю себя профессионалом, но есть то, чего я хочу пожелать придерживаться всем своим коллегам. Помните, что вы уже не дети и должны контролировать свои действия. Наша работа требует стрессоустойчивости и самоконтроля, дети часто не отдают отчёта в том, что творят, а мы должны. Если искренне любить детей и помнить это, то всё получится!
Большое спасибо, Катя! Мы желаем тебе удачи, новых проектов, новых идей и отличной учёбы!
Марина Дмитриева, 3 курс ИЖКМ