30 ноября 2017 года эстафетную палочку участия в мероприятиях «Недели науки и образования в интересах мира и развития» приняли студенты Московского педагогического государственного университета. Вместе со своими сверстниками из Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма они включились в дискуссию о том, что означает для них образование, какая разница между знаниями и информацией, кого можно назвать по-настоящему образованным человеком. Молодежный форум «Образование = знания+???» прошел в одном из интереснейших мест Москвы – Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына. В этот день сюда приехали более 80-ти молодых людей – многие из них с уже готовыми выступлениями, представляющими их точку зрения на обсуждаемые вопросы.
Перед началом дебатов для ребят была организована экскурсия по зданию Дома русского зарубежья – этому уникальному комплексу, формирующему фонд памятников духовной и материальной культуры эмиграции, сочетающего в себе функции музея, архива, библиотеки, научно-исследовательского, информационно-издательского и культурно-просветительского центра. Студентам также показали фильм, посвященный историческому феномену Русского Зарубежья, а также развитию отношений и укреплению связей с соотечественниками за пределами России.
Затем в ходе увлекательной дискуссии ребята решали вопросы о неотъемлемых составляющих образования. Конечно, в первую очередь, – это знания, согласились все. Но теория останется невостребованной, если полученные знания не приведут к умению решать практические задачи. Первый вывод был таков: образование = знания и практические навыки. В ходе дальнейших обсуждений к числу необходимых компонентов добавились социализация, коммуникация, личностное саморазвитие, стремление к совершенству. Каждый предмет, который мы изучаем, должен соответствовать перечисленному, влиять на самореализацию студента и школьника. Если же все останется на уровне знаний, полученное образование будет бесплодной безжизненной теорией, утверждали студенты.
Студенческие выступления поднимали вопросы профессиональной этики педагога, готовности учителя работать в многонациональных и многоконфессиональных школьных классах, работать в экстремальных условиях, демонстрировать высокую степень гражданской активности.
В задачи мероприятия входило: знакомство с тенденциями развития современного общества знаний, концепцией межкультурного образования и глобальной гражданственности, привлечение внимания учащейся молодежи к вопросам межкультурного диалога, повышение их социокультурной компетенции и навыков участия в дискуссионной площадке по теме мероприятия. Не будет нескромностью сказать, что задачи эти были блестяще выполнены.
Подготовкой Форума занималось Управление межрегионального сотрудничества МПГУ. Модерировала молодежные дебаты зам. начальника Управления Надежда Борисовна Самойлова при участии ведущего специалиста Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ Ольги Николаевны Яшиной.
Молодежный форум был организован в формате заседания молодежной секции Международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и международное сотрудничество», участники которого в этот день обсуждали похожие вопросы в соседнем зале Дома Русского зарубежья имени А.И. Солженицына. Перекличка идей, высказанных студенческой и педагогической общественностью на площадке международного семинара – один из важных итогов этого дня «Недели науки и образования в интересах мира и развития», которая продолжает свою работу.
Текст: О.Н. Яшина, М.А. Кривенькая
Видео: Вадим Сметанин