«Театр – это такая кафедра,
с которой можно много сказать миру добра» (Н.В. Гоголь)
В рамках Первого фестиваля молодежных театров Московского педагогического государственного университета состоялся спектакль «Тэффи», поставленный театральной студией «Окна» Института филологии. Спектакль составлен из нескольких ярких миниатюр, основанных на юмористических рассказах Надежды Тэффи.
Студенты Института иностранных языков, направления Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Иностранный язык (испанский) и Иностранный язык (английский)» «Иностранный язык (китайский) и Иностранный язык (английский)» (118, 124, 125 группы) в рамках предмета «Речевые практики» посетили спектакль и с удовольствием поделились своими размышлениями и наблюдениями.
«…«Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!», – писал В.Г. Белинский.
Я очень люблю театр и театральные постановки. Раньше я часто ходил в театр с родителями, но сейчас такой возможности нет. Благодаря нашему педагогу Жабиной Елене Михайловне я с большим удовольствием сходил 19 октября на просмотр театральных постановок по рассказам Н.А. Тэффи. Совсем недавно я познакомился с творчеством Н.А. Тэффи и много прочитал о ней. Надежда Александровна Тэффи (Надежда Лохвицкая, по мужу – Бучинская) – поэтесса, мемуаристка, критик, публицист, но прежде всего – одна из самых прославленных писателей-сатириков Серебряного века. Поэзия и проза Тэффи – тонкая, острая и проникновенная. А.И. Куприн, высоко ценивший талант писательницы, говорил: «Она единственная, оригинальная, чудесная Тэффи! Любят её дети, подростки, пылкая молодёжь, и зрелые люди труда, и посыпанные сединою отцы». Мне стало очень интересно ее творчество.
Актеры, участвующие в постановке спектакля – студенты нашего университета.
Великолепный спектакль! Мы получили массу положительных эмоций. На мой взгляд, лучше всех вжилась в роль девушка, игравшая монолог по рассказу Надежды Тэффи «Демоническая женщина». Очень тонко, чувственно, с душой. Когда ей аплодировали, она даже прослезилась.
Огромное спасибо всем студентам за игру в спектакле. Было весело, интересно, бесподобно, неожиданно глубоко и с фантазией. Костюмов и декораций практически не было, но все сыгранно ребятами со вкусом, с точностью и колоритом. Спасибо, что мы, зрители, снова прикоснулись к замечательной литературе и к юмористическим рассказам Н.А. Тэффи. Спасибо актерам за искренность. Благодарность режиссеру и всем педагогам, помогавшим в работе над этим спектаклем. В таком маленьком пространстве, так здорово все продуманно. Это как раз тот случай, когда актеры-студенты могут удивить своей игрой так же хорошо, как это делают профессионалы. Мне очень понравились эмоции на сцене и в зале. Понравилось ощущаемое старание тех, кто выступал. Ребята очень старались и их профессиональный уровень будет расти с каждой новой постановкой. И еще раз выражаю свои восторги и большую благодарность за этот спектакль. Браво молодым талантам!»
Михаил Дидерев, 125 группа
«В начале хотелось бы отметить, что после просмотра спектакля я получила массу положительных эмоций и была в восторге, от того, как актеры смогли очень четко и пронзительно передать мысли самой Надежды Тэффи. В целом само выступление было очень забавным. Сам спектакль смотрелся очень легко, на одном дыхании.
Данная постановка повествовала о жизни главной героине, о ее сокровенных мыслях и воспоминаниях. Зрителям удалось увидеть, благодаря великолепной игре актеров поведение главной героини в разных жизненных обстоятельствах (ее институтские годы – сдача экзаменов, встречи с молодыми людьми, дискуссии на разные темы: «реклама», «к флирту» и, наконец, в общем ее мысли и чувства). Хотелось бы выделить эпизод монолога о демонической женщине. Актриса смогла с точностью и с ноткой иронией показать «неординарное» и «загадочное» поведение женщины.
Ещё я бы хотела обратить внимание в целом на композицию спектакля. Режиссёр использовал чередование групповых и индивидуальных сцен, его цель, как мне показалось, заключалась в более полном и широком аспекте показать все сцены. Групповые, как будто подводили зрителей к индивидуальным сценам.
Повествование спектакля велось в ключе дневниковых записей. Герои общались от третьего лица, что тоже придавало несомненно уникальность данному спектаклю.
Творческий замысел автора постановщика заключался в открытой демонстрации, на примере Тэффи, «типичного» женского поведения. Ему удалось с помощью небольшого количества сцен передать всю разносторонность и глубину женской души.
В постановке использовались элементы декораций; одежда актеров была стилизована под время, когда жила сама Тэффи. Также одна немаловажная деталь – игра света (свет помогал создать атмосферу и камерную обстановку, также он служил для выделения главных моментов в выступлении). Использование музыкальных инструментов (гитары) и песней дало спектаклю определённую живость.
Данная постановка, несомненно, актуальна и в наши дни. Ребятам удалось затронуть в простых сценах важные проблемы общества. Мысли Тэффи были настолько понятны и близки каждому сидящему в зале (особенно девушкам), что я уверена, что каждая зрительница могла разглядеть себя в той или иной сцене. Про ее заметки можно сказать, что они «бьют не в бровь, а в глаз».
В заключение всего выше сказанного, хотелось бы ещё раз подчеркнуть уникальность и самобытность постановки. Хочется, чтобы таких чудесных спектаклей было ещё больше. Я очень рада, что мне удалось посетить данное выступление».
Даша Чистякова, 125 группа
«Для начала, мне бы хотела поблагодарить Жабину Елену Михайловну, которая рассказала про студенческий театр «42 аудитория». Мне часто удаётся бывать в театрах на разных представлениях, но то, что я увидела 19 октября на сцене Института физики, технологии и информационных систем потрясло. Студенты, обучающиеся на разных факультетах, смогли показать актерское мастерство на высшем уровне. Все было красиво, начиная от костюмов, заканчивая юмором. По моему мнению, актёрский состав смог отлично отобразить иронию Надежды Тэффи. Конечно же, до этого дня самым ярким произведением Н. Тэффи для меня являлся рассказ «Демоническая женщина». Увидев эту постановку на сцене, я была приятно удивлена, так как актриса сумела показать «ту самую» загадочную женщину, которую я представляла у себя в голове. Спасибо за приятную, дружескую атмосферу, которую вы смогли устроить в тот вечер. Спасибо за то, что появилась такая возможность стать частью чего-то творческого».
Маргарита Хачатурян, 118 группа.
«…Представление началось миниатюрой о дневниках мужчин и женщин. Актеры невероятно точно передали контраст между полами, не отходя от замысла Надежды Александровны.
Затем был представлен рассказ «В весенний праздник». На мой взгляд, исполнительницы роли Лялечки была органична в данном образе. Артистка вжилась в роль, и заставила аудиторию поверить в искренность героев.
«Демоническая женщина» – наиболее полюбившийся зрителю момент спектакля. Зал был в восторге от актрисы, каждое слово и жест героини вызывал улыбку и смех. Успех этой миниатюры обусловлен и самим текстом произведения, но исполнительница роли действительно стала той самой демонической женщиной и почувствовала ее душевное состояние.
Злободневный рассказ «Рекламы» остался в тени предыдущего фрагмента спектакля. Находясь под впечатлением от «Демонической женщины», зритель не успел прочувствовать и понять смысл миниатюры. Однако она также удалась.
«Экзамен» – рассказ, сюжет которого проживал каждый из нас. Три актрисы великолепно изобразили одну героиню. Эта задумка пришлась мне по душе. Я думаю, каждый узнал в Манечке себе и проникся этой историей.
Рассказы «Литература в жизни» и «К теории флирта» – это жизненные и все еще актуальные истории. Они по-доброму высмеивают пороки людей, объясняя, как делать не нужно.
После просмотра спектакля у меня остались только положительные впечатления. Я хорошо провела время, посмеялась и совсем не устала. Хочется сказать большое спасибо всем актерам, режиссёру, руководителям за возможность вспомнить рассказы Надежды Тэффи и немного отдохнуть».
Ксения Соколова, 124 группа
«Классе в 7 на уроке литературы учительница читала нам рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Помню, все мы смеялись до слез. Спустя пару лет я решила поближе познакомиться с творчеством писательницы – прочитать ещё пару-тройку рассказов. И начать решила с полюбившегося «воротника». Однако я не смеялась. Шутки казались плоскими и неинтересными. «Да не может быть!» – подумала я и открыла следующий рассказ. Вскоре я смеялась и разыгрывала сценки у себя в голове.
На спектакль я шла в предвкушении и подозрении – смогут ли передать юмор Тэффи, ту волшебную атмосферу, что дарят ее рассказы… Смогли. Я смеялась, верила актерам и наслаждалась происходящим на сцене. Думаю, как и многие, в сценке «Экзамен» увидела себя. Особенно запомнился конечно же единственный мужчина в спектакле, терпеливо вынесший хитрые взгляды и резкие пощёчины. Запомнилась девушка, так звонко декламировавшая рекламные вывески. И конечно, как и многим другим запомнилась «демоническая женщина». Запомнилась реакция зрителя на неё. Мне стало обидно, ведь зритель по достоинству оценил актёрскую игру, перевоплощение девушки… А я не смогла. Мне было не смешно. И вновь шутки казались плоскими и неинтересными. Только потом я поняла, что же случилось. Я же читала этот рассказ! И хорошо помню и эту женщину, и то, какое впечатление она производит на окружающих. Мне было смешно, когда я читала, и вот, я не смеялась, когда видела происходящее на сцене. Видимо, произведения писательницы поражают один раз и навсегда. Что я с уверенностью могу сказать и о спектакле. На маленькой сцене с минимум декораций удалось воссоздать ту самую атмосферу, которую я так ждала. Огромное спасибо за выбор произведений Надежды Тэффи и за эмоции, что подарил спектакль».
Анна Котельникова, 124 группа
«Давно хотела сходить в театр, и нам выпал шанс посетить чтецкий спектакль по произведениям Надежды Тэффи. Творческая и уютная атмосфера зала сразу расположила к себе, но к самому спектаклю я все еще относилась несколько скептически. Игра началась, и с каждым новым мини-сюжетом, с каждой новой ролью актеров я все больше и больше проникалась эмоциями и переживаемыми на сцене чувствами. Очень увлекательным показался такой режиссерский ход, как игра одной героини несколькими актрисами сразу. Переключаться с одной актрисы на другую было несложно, и каждая выражала мысли и переживания героини по-своему, благодаря чему образ действующего лица строился наиболее полно и многогранно. До начала спектакля я обратила внимание на практическое отсутствие декораций, но в течение игры совершенно забыла об этом. Живая музыка, песни и неподдельная искренность играющих с головой погружали в атмосферу происходящего. Очень забавно было сопоставлять разыгранные ситуации с ситуациями из собственной жизни. Большинство зрителей нашли отражение каких-то героев в себе, поэтому зал наблюдал за спектаклем с не сходящей с лица улыбкой. Не смотря на отсутствие одной сюжетной линии, игра смотрелась на одном дыхании. Я вышла из зала с приливом новых эмоций».
Станислава Ерохина, 124 группа
«Так как творчество Тэффи является для меня новым открытием, я не могла не написать о моём отношении к нему, поэтому я объединила отзыв о спектакле и отзыв о творчестве автора в единое целое, так как это поможет яснее выразить моё мнение. Ознакомившись поподробнее с творчеством Тэффи, и посмотрев другие постановки её произведений, могу с уверенностью сказать, что творчество автора является спорным в некоторых моментах. Так, например, в постановке «Дневник» нам рассказывается о том, как мужчины и женщины ведут свой дневник. Этот момент возмутил меня больше всего: изобразить мужчин вдумчивыми и глубокими натурами, а женщин поверхностными и ветреными, которых ничего в этой жизни, кроме собственной внешности и романтики, не интересует… Конечно же это комедия, а в комедии высмеивается практически всё, что имеет место быть в реальном мире, однако гендерное деление манеры мышления я считаю неприемлемым даже в комедийном произведении. Однако не всё в творчестве Тэффи так плохо: она обладает хорошим чувством юмора, и способна описать самые разнообразные нелепые ситуации, и я думаю, что даже герои этих действий сами не прочь посмеяться над собой. Благодаря хорошей игре актёров и трудам режиссёра зал полностью погрузился в действие, воцарилась позитивная атмосфера. Отдельно хочу отметить, конечно же, «Демоническую женщину». Актриса так вжилась в эту роль, что казалось будто это и есть самая настоящая «демоническая женщина». Актриса смогла полностью раскрыть душу этого стереотипного образа, показать зрителю всю «драму» её жизни, все переживания и даже маленькие хитрости, на которые идёт эта особа. Как уже можно понять, причиной моего лёгкого недовольства является именно содержание, а не игра, актёров и работа режиссёра. Я хочу только поблагодарить за усердную работу и тёплую атмосферу. В целом, спектакль мне очень понравился, он подарил мне пищу для размышлений, хорошее настроение и открыл для меня творчество нового автора».
Айсель Мамедова, 124 группа
Фотографии Татьяны Мирошник