Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В столице Сирии г. Дамаске МПГУ провел Современную методическую школу «Русский язык в поликультурном мире»

Новости МПГУ

 

 

 

 

 

 

 

С 21 по 24 ноября 2018 г. Московский педагогический государственный университет при поддержке Россотрудничества успешно провел Современную методическую школу «Русский язык в поликультурном мире» в г. Дамаск (Сирийская Арабская республика). В работе методической школы приняли участие около 50 школьных учителей русского языка из таких городов, как Дамаск, Тартус, Латакия, Хомс, Хома, Дейр-эз-Зор, Хаска, Алеппо, Джарамана, Эс-Сувейда и др., преподаватели русского языка Дамасского университета и представители СМИ г. Дамаска. Это была первая за несколько лет встреча учителей русского языка уже в послевоенной Сирии. Тем ответственнее виделась преподавателям МПГУ их миссия, тем полезнее и эмоциональнее были встречи за круглым столом, на мастер-классах, тренигах, консультациях.

В общем 26 часов практикоориентированных занятий провела профессиональная команда русистов, методистов и психологов Института филологии Московского педагогического государственного университета, в которую входили Е.Г. Чернышева (директор Института филологии, зав. кафедрой русской классической литературы, д. фил. н., профессор), В.Д. Янченко (зав. кафедрой методики преподавания русского языка, д. пед. н.), О.Н. Левушкина (начальник Управления межрегионального сотрудничества, профессор кафедры методики преподавания русского языка, д. пед. н.), М.В. Сарапас (зам. директора Института филологии, доцент кафедры общего языкознания, к. фил. н.), А.Г. Лисицын (зам. директора Института филологии, доцент кафедры общего языкознания, к. фил. н.), Н.П. Дутко (доцент кафедры методики преподавания литературы, к. психол. н.).

21 ноября, на открытии Современной методической школы, с приветственным словом к ее участникам обратился доктор Радуан Аль Рахаль, главный инспектор по обучению русскому языку, Директор профессионального обучения Министерства просвещения Сирии. Он подчеркнул наличие давних связей между Россией и Сирией, которые способствовали взаимному культурному обогащению, выразил признательность Россотрудничеству и Московскому педагогическому государственному университету за проводимые мероприятия, а также высказал уверенность в том, что они станут новыми рычагами сотрудничества в разных областях между Россией и Сирией.

Елена Геннадьевна Чернышева, директор Института филологии МПГУ, проинформировала собравшихся о проекте Современная методическая школа «Русский язык в поликультурном мире», реализуемом в странах Ближнего Востока и Европы, передала приветственные слова от ректора МПГУ члена-корреспондента Российской академии образования, доктора исторических наук Алексея Владимировича Лубкова. М.В. Сарапас рассказала о мощном научно-методическом потенциале Московского педагогического университета.

В тот же день в теплой атмосфере прошел круглый стол на тему «Русский язык в поликультурном мире», который провела М.В. Сарапас, с самого начала предложив сирийским коллегам обозначить наиболее насущные педагогические и методические проблемы в области преподавания русского языка в условиях современной Сирии. Круглый стол позволил отрефлексировать, какие вопросы можно решить уже сейчас, в рамках кратковременных методических курсов повышения квалификации, и скорректировать содержательные акценты мероприятий. В настоящее время в Сирии происходит формирование единого образовательного пространства, одной из его «силовых линий» стал русский язык: русский язык введен как второй иностранный с 7-го класса (при двенадцатилетнем общем образовании), его изучают студенты вузов. Основные проблемы сирийских учителей и преподавателей русского языка заключаются в том, что большинство из них в данный момент не имеют специального педагогического и филологического образования, в наличии малого количества учебной и методической литературы и методических материалов для мониторинга знаний, для формирования умений и навыков учащихся по завершении различных ступеней образования. Имеются большие сложности, связанные с нехваткой учителей русского языка, с работой в смешанных классы, где есть билингвы, одаренные дети, дети с ОВЗ и т.п.

Семинары, творческие лаборатории, мастер-классы Современной методической школы, проходившие 22-25 ноября, были сориентированы на максимальное удовлетворение выявленных запросов.

Основные понятия, принципы и стратегические направления методики преподавания русского языка как иностранного были освещены в семинарах, лекциях-диалогах и тренингах В.Д. Янченко. Он ярко и доступно иллюстрировал ключевые теоретические понятия, показывая, как они «работают» в практике учителя, обучал основным педагогическим приемам в различных проблемно-тематических модусах. В.Д. Янченко представил обзор методических пособий, созданных кафедрой, которые могут быть полезны в учебном процессе при изучении русского языка в Сирии.

В выступлениях О.Н. Левушкиной был сделан особый акцент на особенностях реализации текстоориентированного подхода в методике преподавания русского языка как иностранного. Ключевая роль данного подхода в методической науке была проиллюстрирована в оригинальных мастер-классах и творческих лабораториях, отражающих возможность реализации диалога культур в практике школьного обучения русскому языку. Освещаемые темы вызывали эмоциональный отклик и отражались в совместных размышлениях о важнейших жизненных ценностях.

Работе с разными видами текста, ее этапами, приемам обучения функциональному чтению, интерпретации художественных произведений классической и современной литературы, как и многообразным приемам постижения их ценностно-смысловой сферы и «плана выражения» сирийские педагоги могли научиться на мастер-классах Е.Г. Чернышевой. Живую, остроумную реакцию вызвал совместный анализ текстов классики.

Мастер-классы А.Г. Лисицына были посвящены использованию приемов анализа и интерпретации текста на уроках русского языка как иностранного, творческим видам работы, были продемонстрированы обучающие задания разного типа, направленные на формирование всех видов речевой деятельности, гармоничного сочетания когнитивной и эмоциональной составляющей учебного процесса. Живой отклик у слушателей вызвала демонстрация приемов работы с аудиовизуальными средствами при обучении русскому языку, знакомство с возможностями научиться понимать язык киноискусства и использовать его для работы с художественным произведением на уроках.

Способы мотивации школьников к изучению русского языка, эффективному освоению его лексики и грамматики с помощью игровых технологий, обращению к истории языка и культуры слушатели осваивали во время ярких занятий М.В. Сарапас. В содержательном диалоге/тренинге с ней и В.Д. Янченко слушатели оценивали богатый арсенал языковых игр, осваивали методику их использования на уроках русского языка как иностранного.

На мастер-классах Н.П. Дутко были освещены проблемы, связанные с трудностями эмоционального развития и психологических особенностями обучающихся подросткового возраста, формированием целевого поведения и волевого интеллекта в условиях военного времени. Шла речь о синдроме профессионального выгорания педагогов в психотравмирующих обстоятельствах, обсуждалась специфика коммуникации с подростками, переживающими стресс, были продемонстрированы методы и приемы психологической защиты в депривационной ситуации. После активных очных индивидуальных и онайн-консультаций был проведен психологический тренинг «Сам себе психолог», на котором спроектировано «депривационное поражение» и показаны упражнения по коррекции фрустрации и тревожности.

24 ноября министр просвещения Сирийской арабской Республики сар Хазван Аль-ВАЗ принял делегацию МПГУ, обрисовал положение дел в области преподавания иностранных языков и выразил уверенность в том, что русский язык займет достойное место в средней школе Сирийской Арабской республики.

Работу Современной методической школы в Дамаске эффективно курировал доктор Радуан Аль Рахаль, главный инспектор Министерства Просвещения Сирии по обучению русскому языку, постоянным участником всех мероприятий была Светлана Олеговна Радыгина, преподаватель Дамасского университета и автор линии учебников по русскому языку для общеобразовательных школ Сирии. В ходе конструктивных бесед с ответственными деятелями среднего образования были обозначены перспективы участия специалистов Института филологии МПГУ в решении проблем обучения русскому языку школьников и студентов Сирии.

Работа команды преподавателей МПГУ на занятиях Современной методической школы «Русский язык в поликультурном мире» в г. Дамаск (Сирийская Арабская республика) получила высокую оценку как со стороны слушателей курсов, так и со стороны организаторов и выражает благодарность Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничеству) и лично В.И. Зайчикову, руководителю центра русского языка и культуры в Бейруте, курировавшему работу Современной методической школы как в Бейруте, так и в Дамаске. Надеемся, что незабываемые, насыщенные эффективной учебой, яркими эмоциями и высокими смыслами дни работы преподавателей Института филологии в Дамаске станут началом системной работы МПГУ по поддержке образования на русском языке в Сирии.

 

О.Н. Левушкина

Е.Г. Чернышева

Отзывы

БЛАГОДАРНОСТЬ МПГУ от участников Современной методической школы «Русский язык в поликультурном мире» в Сирии

Современная методическая школа «Русский язык в поликультурном мире» начала свою работу в Дамаске (Сирия)

25 / 11 / 2018

Показать обсуждение