Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В Третьяковской галерее прошла лекция “Привлечение местных сообществ в музеи”, организованная Институтом социально гуманитарного образования МПГУ

Центр сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья (новости)

19 октября в Третьяковской галерее состоялась лекция “Привлечение местных сообществ в музеи”, организованная Институтом социально гуманитарного образования МПГУ. Лекция была переведена на жестовый язык Н.Н.Устратовой – сурдопереводчиком Центра сопровождения студентов с ОВЗ.

Отзыв Светланы Бобковой, магистранки 1 курса Института социально гуманитарного образования МПГУ, инвалида по слуху:

Спасибо ИСГО за потрясающий проект в Третьяковской галерее!

Очень интересную лекцию “Привлечение местных сообществ в музеи” в Новой Третьяковке читала Анита ван Мил – о том, как решают эти задачи в старой доброй Англии. Британия хороша тем, что ставит аудиторию в центр развития музея, аж в 2000 году там провели национальные дебаты по будущему музеев. И вот, прошло 17 лет. Что-то было предсказано, что-то не смогли предугадать. Но в самом главном музеям тогда повезло – была законодательная поддержка и государственная задача, поставленная тогдашним правительством – лейбористами и мощная подпитка от бюджета, вплоть до кризиса 2008 года. Британские музеи испытали волшебную силу “пинка” в сочетании с “финансовым пряником”.

Правительство поставило перед музеями задачу привлечь не только общество в целом, но и забытые, обделенные вниманием сообщества – инвалидов, мигрантов, безработных, пожилых людей, малолетних преступников обязаны были включить в музейные программы.

За этот период заработала концепция “Музеи изменяют жизнь”. Ключевой посыл: музей может значительно повлиять на социальную жизнь сообществ и таким образом увеличить собственную ценность в глазах членов этих сообществ.

Политика социальной включенности заставляет музеи выстраивать взаимоотношения, работающие в обе стороны. Меняются сообщества, начинающие сотрудничать с музеями, но меняется и сам музей.

Фразы из лекции, которые сделали мой вечер:

  • “Нельзя, чтобы сообщества стояли в стороне и были только потребителями музейного продукта”
  • “Коммуникация с сообществами должна быть без жаргона, но на доступном языке”
  • “Страх и нежелание меняться сдерживает все позитивные изменения”

Степень вовлеченности сообществ в музеи можно представить в виде лестницы. Нижняя ступень – это односторонний процесс. Следующая – информирование и обратная связь. Затем идет вовлеченность – участие в программах. И наконец, высшая ступень – дизайн музейной среды: совместное принятие решений, оказание друг другу услуг во взаимном партнерстве.

Агентские отношения с сообществами представляются в виде агента музея в сообществе и агента сообщества в музее – чувствую, тут были трудности перевода с английского – больше похоже на детективный шпионский роман 🙂

Теперь давайте подставим вместо абстрактного слова “сообщество” то самое сообщество, которое я мысленно примеряла во время лекции – глухих и слабослышащих, и попробуем это перенести в российские реалии? Что уже сделано, что еще предстоит сделать?

21 / 10 / 2017

Показать обсуждение