4 сентября в Института детства прошел мастер-класс по проблеме «Автодидактика открытых образовательных сред. Взаимообучение через коммуникацию». К участию в работе мастер-класса была приглашена Елена Александровна Хилтунен, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, соавтор примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори».
В работе мастер-класса приняло участие более 20 человек. Это преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства во главе с ИО заведующей кафедрой, профессором И.Д. Демаковой, группа монтессори-педагогов научных сотрудников «Института изучения детства, семьи и воспитания» РАО (Ермолина Т.В., Бояринцева А.В.), студенты разных курсов обучения. Мастер-класс проходил в одном из образовательно-игровых залов Центра семейного воспитания, расположенных в здании КГФ МПГУ.
Ведущая мастер-класса Елена Александровна Хилтунен в небольшом вступлении отметила ценность созданной в университете специальной предметно-пространственной среды и подчеркнула, что каждый, кто попадает в эту среду, может сам себя учить. Позже, в практической части мастер-класса, каждому его участнику была предоставлена возможность убедиться в этом.
Вначале был просмотрен небольшой фильм «Уроки на корточках» о работе с детьми начальных классов по системе Монтессори в одной из школ Санкт-Петербурга. Елена Александровна отметила, что в России 53 общеобразовательных школы работают с опорой на Монтессори-метод.
Известно, что Елена Александровна любит организовывать на своих встречах что-нибудь интерактивное. Не обошлось без интерактива и на этом мастер-классе. Участники с интересом приняли предложение ведущей «встретиться» на практике с обучением по методу Монтессори и получить собственные впечатления и опыт. Все работали в парах и самостоятельно изучали монтессори-материалы с помощью учебного видео, получив от организаторов QR-коды. На данный мастер-класс Е.А. Хилтунен принесла «грамматические коробки» из мультимедийной энциклопедии. С их помощью каждая пара участников мастер-класса проживала собственный опыт того, что такое помощь детям в развитии родного языка, вспоминали давно забытые школьные знания о частях речи (существительное, глагол, прилагательное и т.д.). Таким образом, участники смогли прояснить для себя, как учатся дети в начальной школе по системе Монтессори. Результатом практической части работы стало составление участниками в парах своих видеороликов о работе с содержанием «грамматической коробки».
Итоги мастер-класса подвел со-ведущий Александр Мартьянов, психолог и преподаватель. Он сделал акценты на ценности умения ребенка и взрослого учиться самостоятельно, на важности развития качеств самостоятельности и активности личности, на что делается особый акцент в использовании данной методики.