19-24 апреля кафедрой психологической антропологии Института детства была проведена «V Весенняя психологическая школа» под руководством к.психол.н., доцента кафедры Н.Б. Ковалевой. В программный комитет также вошли зав. кафедрой, д.пед.н., профессор, действительный член АПиСН И.Д. Демакова; к.филол.н., доцент Е.И Адамян; д.психол.н., профессор И.В. Лопаткова; к.психол.н., профессор А.Н. Фоминова.
Как отметила во вступительном слове Н.Б. Ковалева, важнейшая цель Школы – создание условий для развития профессиональной позиции студентов на основе их включения в дискурсивное пространство диалогической образовательной среды, создающей условия для совместного размышления над актуальными вопросами и, самое главное, для построения смысложизненных ориентаций и коллективного творческого поиска новых решений в опоре на яркие культурные образцы.
Эта цель в соответствии с программой реализовывалась в несколько этапов. В первый день осуществлялся традиционный интерактив с любимыми преподавателями (А.Н. Фоминовой, Е.Б. Колосовой, Е.Р. Кузьминой), и известным ученым – В.И. Слободчиковым, поделившимися своими находками, раздумьями, опытом с молодыми психологами. Изюминкой дня стало представление интерактивного психологического музея – театра, подготовленного при консультировании Н.Б. Ковалевой студентами 3 курса (Анастасией Гудковой, Дарьей Леоновой, Еленой Саиной, Марией Тертерян, Данией Фатиховой) и нашим гостем из ЛГУ им. Пушкина Александром Метелкиным, раскрывших в символических метафорах и импровизированном психотерапевтическом сеансе основополагающие принципы наиболее известных в психологии школ и направлений.
Второй день по традиции проходил в формате полномасштабной сюжетно-деятельностной игры (СДИ) “Профессиональная позиция и обретение внутренней свободы: поиски выхода из лабиринта” по материалам фильма Марка Захарова “Тот самый Мюнхгаузен”, проведенной командой герменевтического клуба МПГУ под руководством Н.Б. Ковалевой. Модераторами процесса в этот раз были Леонид Катречко, Светлана Данильчева, Кирилл Береза, Мария Золотова, Анастасия Гудкова, Виталий Минаев, Рауф Акмиров, Роман Фанасков а также их помощники Татьяна Дябина, Александр Метелкин и Лидия Хилик. Задавая пространство, Наталья Борисовна емко раскрыла понятие свободы как возможности создавать будущее и образно представила незримые и временные лабиринты, сопутствующие нашей жизни, особенно в ситуациях выбора.
Главный такт сюжетно-деятельностной игры – это творческий фестиваль, на котором каждая из групп представляет свой авторский продукт, очерчивая разные грани своего понимания проблемы профессионализма. Получая в дискуссии обратную связь как от участников и от ведущих, так и от экспертов. Особенностью фестиваля является то, что каждый продукт, созданный в отдельных группах, рассматривается не как законченное результирующее высказывание, а как часть и повод для дальнейшего поиска и последующей разработки всеми группами. В конечной сборке каждое высказывание получило свое осмысление и развитие, подводя участников к сложному пониманию профессионализма как сферы собственной ответственности перед самим собой, культурой и своей судьбой. Ответственности, понимаемой не как обременительная вмененная обязанность, а как свободный инициативный выбор сферы творческого приложения собственных сил; поиска области и способов своего развития сейчас и в будущем.
23 апреля все желающие смогли принять участие в методологическом семинаре по теме «Психология и педагогика образования человека. Пути построения образовательных антропопрактик», проводимом в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО д. психолог. н., профессором, член-кор. РАО В.И. Слободчиковым. Студенты были приглашены на доклады Виктором Ивановичем в продолжение темы, ачатой во время интерактивной встрече по теме “Образование как предчувствие смысла”. В данном случае состоялась научная дискуссия в контексте задачи разметки понятийного поля и самооопределения к основным идеям и критериям. Ряд понятий раскрывались на примере культурно-образовательного проекта (Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий») в интересном докладе к. пстхол н., зав лабораторией антропологических основ профессионального развития педагогов В.К. Рябцева.
24 апреля прошла встреча актива герменевтического клуба и участников студенческого научного общества кафедры, на которой в рефлексивном режиме были подведены некоторые итоги и поставлены новые задачи.
В завершение новости хочется поделиться вдохновенными словами Ирины Дмитриевны Демаковой, выступившей с напутствием не только как преподаватель и зав кафедрой, но и как Рыцарь ордена Улыбки, которым ее недавно наградили: “Школа – возможность продуманного систематического интеллектуального роста. Психологическая школа – возможность продвижения в психологических теориях и технологиях. И, наконец, весенняя… Теплое солнце, свежий ветер, надежда, радость… Пусть все это сбудется сегодня, завтра и всегда!”
А вот некоторые отклики и впечатления самих участников:
Лида Хилик, 4 курс: “Весенняя психологическая школа – это значимое событие нашей кафедры. Каждый год в течение двух дней мы проходим огромный путь, открывая новое в себе и окружающих, приобретая новые мысли и идеи. Эта Школа – не исключение. Темой Весенней психологической школы стал лабиринт. Перед участниками стояла задача попытаться “нащупать” лабиринты их жизни, попробовать понять лабиринты современной жизни и пути выходов из них. Особенностью данных встреч является работа с культурными образцами. В этот раз мы работали с произведением Марка Захарова “Тот самый Мюнхгаузен”. Это поистине великое произведением, открывающее представление о человеке совсем с другой стороны. Барон – главный герой, это неоднозначный персонаж, удивляющий на каждой минуте фильма. Я работала в группе, фокус которой был направлен на поиск и обсуждение изменений, которые происходили с бароном в течение двух серий, а проблемным вопросом стало – как не потерять себя, свою индивидуальность и не стать “как все”. А вторым этапом нашей совместной работы стали размышления на вопрос “Почему изменения необходимы?” Были подняты такие вопросы: Что же является лабиринтом в этом фильме?Кто оказался в лабиринте Марта или Барон, и кто служит нитью Ариадны в их лабиринте. Каждый участник открыл для себя нового барона. Лично для меня открытием стало то, что для того чтобы быть “особенным” и изменять себя и мир вокруг, важно знать, что есть те близкие люди, которые поддержат тебя всегда, для которых ты будешь изменять время, место, создавая необыкновенное вокруг – главное знать, что кому-то это действительно важно и нужно. Барон удивительный человек, способный научить видеть жизнь под другим углом, преобразовывая окружающую действительность, и его вера в то, что он делает – реальность и действительно существует, помогает поверить в себя, в свою непохожесть на других. Огромное спасибо ведущим нашей группы Марии и Рауфу, которые направляли и вели процесс обсуждения, помогая открывать новое, творческое. Данная Школа – мощное, прорывное со-бытие, которое дает возможность мыслить, осознавать, чувствовать, открывать, творить! Спасибо организатору – нашей любимой Наталье Борисовне Ковалевой за Ваше творчество, мысли и колоссальную работу, которую Вы проделываете на протяжении Школы с каждым участником”.
Дания Фатихова, 3 курс: “19-24 апреля состоялась ежегодная юбилейная V Весенняя психологическая школа под руководством к. психол н., доцента кафедры Н.Б. Ковалевой. В программный комитет вошли представители профессорско-преподавательского состава кафедры ‑ И.Д. Демакова зав. кафедрой, д.пед.н., профессор, Е.И Адамян. к.филол.н., доцент; И.В. Лопаткова – д.психол.н., профессор А.Н. Фоминова – к.психол.н., профессор. Со вступительным словом выступила Наталья Борисовна Ковалева во вступительном слове раскрыла формат и содержание встречи и пригласила нас к совместному обсуждению психологической проблематики как единомышленников и коллег. Алла Николаевна Фоминова провела с нами тренинг “Управление конфликтом”, где были рассмотрены конфликтные ситуации и варианты их решений. Елена Борисовна Колосова рассказала нам об индивидуальном образовательном маршруте особого ребенка, что было, на мой взгляд, очень интересным и познавательным. Елена Рафаэлевна Кузьмина привнесла в наш коллектив радость своими шутками и эпотажной манерой ведения дискуссии, а также раскрыла механизмы понимания эмоций в докладе “Эмоциональные проблемы помогающих профессий”. Отдельной большой содержательной темой прозвучала встреча на тему “Образование как предчувствие смысла” с Виктором Ивановичем Слободчиковым (д.психол.н., профессором, член-кор. РАО) – это был реальный вызов нам всем, и для многих оказалось крайне важным событием, что подвигло их посетить еще и методологический семинар с докладом В.И. Слободчикова, состоявшийся 23 апреля. В завершение программы 19 апреля мы-студентки 3 курса, представили всеобщему вниманию психологический интерактивный музей- театр, показав сценки, связанные с известными личностями и их направлениями. Важной частью Школы стала сюжетно-деятельностая игра (СДИ) “Перекресток дорог: поиски выхода из лабиринта”. В качестве интереснейшего исходного материала был представлен фильм Марка Захарова “Тот самый Мюнхгаузен”. Главным тактом сюжетно-деятельностной игры стал показ наших сценок, которые мы совместно с командой продумывали, получая в дискуссии обратную связь как от участников и от ведущих, так и от экспертов. После каждого такого совместного события рождается желание творить, создавать что-то новое и невероятное”.
Саша Метелкин, ЛГУ им. А.С.Пушкина: “С радостью на сердце хочу сообщить, что мне в очередной раз удалось посетить Москву. В этот раз я участвовал в V Весенней Психологической Школе и, надо сказать, крайне доволен организацией формата события и, конечно же, содержательной стороной, поскольку последнюю составляли сильные и грамотные психологи-педагоги и даже В.И. Слободчиков — один из сильнейших психологов современности. Собственно, выступления психологов-педагогов проходили в первый день Школы. В целом день этот прошел в форме интерактивных лекций и тренингов, но, без сомнения, вершиной того дня стала открытая беседа В.И. Слободчикова со студентами, в которой он поделился своими взглядами на психологию, образование, развитие человека как такового; он поучаствовал с нами в дискуссиях, ответил на наши вопросы, а в конце, представьте себе, подарил мне свою книгу с подписью и пожеланиями. Завершал же первый день психологический музей, организованный студентами третьего курса, который показался мне интересным и имеющим свои перспективы. Во второй день проходила СДИ, с которой я знаком не понаслышке. В этот раз я участвовал в подготовке. Фокусом нашей группы была тема “событие или Со-бытие́, чем наполнить жизнь”. Путём скрупулёзнейших размышлений мы пытались прояснить для себя разницу между двумя этими понятиями и, хочу сказать, что различение было выявлено достаточно быстро. Однако, как вы понимаете, одного логического понимания недостаточно, если мы говорим о Со-бытии, которое представляет из себя сложнейшие переживания и непомерные затраты жизненных сил. Медиаматериалом для нашей работы, кстати сказать, был блестящий фильм “Тот самый барон Мюнхгаузен”. В завершении мы проигрывали театральные сценки, во время которых ко мне пришло открытие, которое, пожалуй, являлось результатом моего участия во всех днях Школы. Открытие заключается в той хрестоматийной истине, что для образования важна главным образом среда. Тут, как известно, вполне нормально, что к таким простым истинам необходимо прийти сложным путём, иначе никакого понимания и никаких изменений быть не может. Работа проходила, как говорится, до победного, то есть мы, физически изнуренные, интеллектуально истощённые, до позднего вечера боролись — в первую очередь с самими собой — за новые открытия, за расширение нашего горизонта познания, что невозможно без других людей вообще и тех, с которыми, однако, был проведён весь день. Я благодарен всем людям, принимавших участие в этом событии: и участникам, и организаторам”.
Саша Петрова, 11 класс, участник Герменевтического клуба: “В течение прошедшего в эту субботу командообразования я не чувствовала тяжести, которую чувствовала обычно. В процессе выполнения этапов я ощущала сильную связь выполнения задания с легендой, привязанной к нему, и к ощущениям, которые должны были испытать герои. Этап «Глина» мне запомнился особенно, потому что в процессе него я очень тонко ощущала все происходящее вокруг меня, все перекидывающиеся «куски глины», в то же время сосредотачиваясь на своей передаче. Я чувствовала энергию, которая менялась в течение задания, и моим открытием стало возможность изменения атмосферы без использования каких-либо знаков или слов. Успех выполнения задания зависел от каждого и от всех одновременно. Кроме этого, во второй части дня я проследила связь выполненных этапов и рассказанных легенд с обсуждением фильма. «Тот самый Мюнхгаузен» – картина, от которой я получила огромное наслаждение и безумно благодарна за то, что мне дали толчок к тому, чтобы ознакомиться с ней. Несмотря на то, что тема группы, в которую я попала, была отчасти мной изучена на том уровне, до которого может дойти человек самостоятельно, я все же считаю происходящее в нашей группе творчеством, так как вместе с этими людьми я задалась еще несколькими важными вопросами. Больше всего меня задело за живое суждение о максимализме как лабиринте Мюнхгаузена, потому что полгода назад во время спора я столкнулась с позицией негативного влияния максимализма на жизнь. Я пока не уверена, как к этому относиться, но вопрос я себе поставила”.
Таня Гусева, 3 курс: “Елена Рафаэльевна Кузьмина прекрасно рассказывала нам свою презентацию. Особо мне запомнилось то, как живо она чувствовала себя с ребятами, уместно и смешно шутила. Её было интересно слушать, и мне захотелось побывать у нее на лекциях, посмотреть, как она преподает.
После этого была встреча со В.И. Слободчиковым. Сначала чувствовалась неловкость между аудиторией и Виктором Ивановичем, потому что мы все о нем много слышали, и сидеть вот так лицом к лицу с таким великим человеком вызывало стеснение и неуверенность в себе. Последнее особенно почувствовалось после вопроса Саши, когда Виктор Иванович начал задавать ему обратные вопросы. К середине встречи мне кажется, группа смогла расслабиться, было больше вопросов, юмора. Для многих встреча с В.И. Слободчиковым оказалась настоящим событием и большая часть участников продолжила общение с ним уже в институте РАО. далее Психологический интерактивный музей. Миниатюры девочек были увлекательны, хотя мне интереснее, было наблюдать за сеансом психотерапии сразу у пяти психологов – представителей различных школ, разыгрываемым Александром и моими сокурсницами. Это хороший ход для практики, кода есть возможность проиграть одно из направлений, понять, как оно работает и самим определить кого представляет психолог. Использовала слово проиграть, потому что мы так и не узнали, была ли это настоящая история или нет, что усилило интригу и придало дополнительную глубину данному опыту”.
Аня Зуева, 3 курс: “Первый день весенней психологической школы начался с тренинга по разрешению конфликтов. Он проходил очень живо, интересно и полезно практически. Это важная тема. Для меня особо тем, что чаще всего моей стратегией в конфликтной ситуации
является избегание – иногда полезный, но не универсальный способ. Во время тренинга я
еще раз убедилась, что конфликт – далеко не всегда нечто негативное и страшное, как мне
часто кажется, и приобрела навыки по успешному его преодолению. Затем был доклад на
очень волнующую меня тему – дети с ОВЗ в системе современного образования. Вообще
меня привлекает специальная педагогика и психология, работа с детьми с особыми
образовательными потребностями, поэтому для себя в выступлении Елены Колосовой я
почерпнула новые интересные мне знания и понимания. После еще одного доклада, был
семинар-беседа с Виктором Ивановичем Слободчиковым. Этот человек заинтересовал
меня с первой прочитанной мною его статьи. Христианская антропология, психология в
масштабах науки – нечто новое и, может быть, как ничто нужное для человечества.
Рассуждали над вопросом личности, ее становлении, направленности.
Продолжением этой темы для меня был доклад В. И. Слободчикова на тему категорий
антропологии образования, которая в своей сути относится к взращиванию личности, что,
к сожалению, в современном мире реализуется искаженно. Упор делается не на личность,
а на индивидуальность, растят эгоистичных и капризных людей. Особо меня заставила
задуматься и даже в какой-то мере настигла в некой яркости идеи от УЧЕНОГО
высказанная Виктором Ивановичем мысль о том, что человек не может судить и
утверждать что-либо о начале жизни в глобальном смысле и о ее конце. Ни одна идея,
концепция не будет научно верна, так как мы не видели этого начала, никак не можем его
проверить и подтвердить эмпирическими данными, и не знаем конца. Человек может
только верить. Верить тому, что написано в Библии и сказано самим Творцом этого мира,
либо домыслам, лишь воображению людей”.
Таня Дябина 4 курс: В этом году мне так же посчастливилось поучаствовать в весенней психологической школе в своём родном университете. Школа длилась несколько дней. В первый день прозвучали очень интересные доклады, включающие в себя элементы интерактива и беседы, что позволяло мне и многим ребятам включаться в обсуждение. Для меня каждый доклад был достаточно информативен и дал мне новые знания. Очень понравился психологический музей, который подготовили ребята, это было очень живо и насыщенно , к тому же разыгрываемая ситуация казалась реальной. Второй день начался с командообразования. Мы познакомились с различными этапами и (что очень важно) смогли выбрать тот путь, который был нам всем по душе. Я обрела что-то действительно важное для себя и услышала ту самую музыку, которую мы создавали все вместе, пусть даже на какое-то мгновение. Разбор Барона и итоговых сценок были для меня настоящим прорывом. У меня появилось новое понимание себя, другого человека и творчества в целом, и хотя эти мысли и чувства мне до сих пор сложно оформить во что-то более связное, я чувствую, что это для меня очень важно. «Чтобы вернуть её, надо вернуть себя» Барон Мюнхгаузен (с)”.
Рома Фанасков: “После просмотра фильма были разминки, среди которых запомнилась “Имя героя из фильма – два слова, относящихся к нему”, и “подарок”, когда нужно было дарить представляемые подарки, и получать их.Затем ведущие напомнили фокусы, и на большом листе, раздели его пополам, стали выписывать слова от группы, относящиеся к СОБЫТИЮ и к СО-БЫТИЮ. Были введены образы свечи и спички. Света была более чуткой и внимательной к участникам, а Кирилл весьма успешно удерживал общий ритм работы, и энергетизировал. В целом впечатление складывалось довольно эффективной работы, за что большое спасибо ведущим. В итоге сценки были собраны и поставлены на удивление быстро – лабиринт барона Мюнхгаузена, для большей части группы, судя по всему, был актуальной моделью для анализа ловушек и опасностей современного мира, где невидимые лабиринты наслаиваются друг на друга как паутина”.
Настя, Гудкова, 3 курс: “Барон как открытие. Барон как выход из лабиринта. Барон и Марта как выход из лабиринта в совместном действии. Самым большим открытием для меня стала открытость Марты для Барона. Как только она открывается ему, т.е. начинает доверять – это прорыв. Это полет. Это бесконечная лестница в небо.
Для меня это к теме Бога также. Женщина познает Бога только через Мужчину.
При этом Мужчина не сможет в полноте своей осознать без Женщины. Это про сообщающиеся сосуды.
Доверие и Любовь в творческом событии – вот тот самый выход из лабиринта.
Самый сложный и непонятный лабиринт для меня это тот, который в самом конце – “Присоединяйтесь, Барон, присоединяйтесь”. Страшно. А ведь туда так просто зайти.
Для меня барон в первой серии и во второй серии – два абсолютно разных человека. Изменение происходит благодаря Томасу, что удивительно для меня (момент с Мюллером) – для меня здесь до сих пор вопрос: что такого было в Томасе, что только после его фразы: “До свидания, господин Мюллер”, – Барон изменяется?
Про проекцию в себе: только через открытость другому, через искреннее Доверие можно создать что-то новое, творческое, совместное. Это чаще всего мой внутренний конфликт: я мечусь между гипер контролем и внутренним чувством того, что очень хочу довериться. Но только через это преодоление себя и открытость Другому можно говорить о выходе в другое пространство сотворчества. Естественно, не сбрасывая с себя ответственности за все происходящее вокруг. Но это не про контроль, а про собственную и нормальную жизнь группы”.
Дарья Леонова, 3 курс: “Уже который год, для меня лично Весенняя психологическая школа становится Событием (именно с большой буквы!), стимулом для нового этапа в моей жизни. Прежде всего, порадовала тёплая, дружная обстановка, высокий уровень организации и профессионализма ведущих. Ещё хотелось бы отметить то эмоциональное удовольствие, которое, несомненно, испытали все участники Школы. Отдельно хотелось бы выделить второй день, где мы проходили этапы командообразования и СДИ. В очередной раз восхищена профессиональной работой ведущих и Натальи Борисовны Ковалёвой! Несмотря на то, что собрались люди, которые знают друг друга уже давно, это не помешало нам раскрыться с новых сторон, поделиться интересными мыслями и подумать над общими проблемами. Результат, полученный от двух дней Школы превзошел все мои ожидания. Очень много новой и актуальной информации получили все участники, которую действительно можно использовать в нашей будущей профессии!”