Все уже успели убедиться, что вожатые МПГУ – самые лучшие! Они регулярно побеждают во всероссийских конкурсах, занимают призовые места в интеллектуальных и творческих мероприятиях, а в волонтерской инициативе им и вовсе нет равных! Как же им удается быть первыми и везде успевать? Где у них эта кнопка, которая включает вечный двигатель? Может, ключ к этому секрету хранится у вожатых самого спортивного факультета МПГУ – Института физической культуры, спорта и здоровья? Ведь студенты этого факультета не только покоряют вершины в спортивных состязаниях, но и активно пробуют себя в роли вожатых в лагере! Давайте скорее узнаем, пришлась ли по душе такая «эстафета» мастеру спорта, студенту 3 курса Павлу Ковтуну.
— Здравствуйте, Павел! Очень приятно с Вами познакомиться. Я знаю, что Вы – активный студент и опытный спортсмен, участвуете в разных спортивных мероприятиях, а также являетесь волонтером. Совсем недавно Вы вернулись с Всероссийского форума. Расскажите подробнее, что это было за мероприятие и какую роль Вы в нем играли?
— Здравствуйте! Да, Вы правы, с 17 по 20 сентября я был волонтером на Всероссийском форуме лидеров студенческих инициатив педагогических вузов. Представители всех 33 педагогических университетов страны собрались в Москве. И наш университет принимал в Форуме самое активное участие! На торжественном открытии форума присутствовал «Учитель года России-2018» Алихан Динаев. Он поделился с нами своими идеями о том, каким должен быть учитель будущего.
Задачи волонтеров состояли в том, чтобы встречать и регистрировать гостей, помогать ориентироваться на территории проведения мероприятия. В общем, всё, как обычно. Мы подготавливали залы для проведения конференций и помогали участникам форума. Вроде бы ничего особенного, но мне очень понравилось: в такой работе сразу видно, кто лидер, а кому еще стоит поработать над собой. С удовольствием поехал бы еще на подобное мероприятие!
2) Здорово, что Вам понравилось! Мне кажется, Вы очень увлеченный по жизни человек. Чем еще занимаетесь, помимо учебы? Дайте угадаю – Ваша страсть – футбол?
— Не угадали! Тхэквондо. Имею черный пояс 1 дан. Занимаюсь я уже 11 полных лет, и прекрасно помню тот день, когда родители сказали мне, что я иду на свою первую тренировку. Я был безумно рад, хоть и понятия не имел, что это за вид спорта. Но для мальчика ведь главное слово «тренировка»! Значит, вырасту большим и сильным. За время занятий я выступал на соревнованиях различного уровня, начинал с обычных региональных соревнований и постепенно дошел до всероссийского и международного уровня. Мне уже есть, чем гордиться: я являюсь чемпионом и призером чемпионатов Москвы, многократным чемпионом и призером международных и всероссийских соревнований. В будущем я планирую продолжить спортивную деятельность, но уже в качестве тренера.
Но Вы не думайте, что я с утра до вечера занимаюсь тхэквондо. В свободное время я могу в футбол с ребятами погонять, в хоккей поиграть. Регулярно посещаю бассейн и тренажерный зал. В нашем университете в спортивном зале стоят столы для настольного тенниса. Мы с друзьями не можем просто так мимо них пройти. Бывает, что приедешь на учебу на одну пару, а уезжаешь только ближе к вечеру, потому что весь день играл в теннис. Я от этого получаю огромное удовольствие.
— Честно говоря, с трудом верится, что у Вас хватает времени на настольный теннис. Особенно теперь, когда к Вашим увлечениям добавилось новое – вожатство! Как Вам первый опыт работы в лагере?
— Я ездил на спортивные сборы по тхэквондо, поэтому правильнее было бы сказать, что я был помощником тренера, но, безусловно, за время работы в лагере я попрактиковался и в качестве вожатого. Это уже третий мой спортивный лагерь, но до этого я ездил только в качестве спортсмена. В этот раз я тренировался сам и тренировал детей.
– Вам удалось запастись новыми историями для будущих смен? Как прошла смена в Вашем лагере? Сработались с напарниками?
— Новыми впечатлениями я точно запасся! Сборы проходили в санатории «Озеро белое» (Шатурский район, Московская область). Я бы очень хотел побывать там еще – это невероятно красивое и приятное место. Природа, лес, большое чистейшее озеро – и все это на территории санатория! Моими напарниками были четыре тренера, с которыми мы хорошо знакомы. Они – профессионалы своего дела, мы отлично сработались, и смена прошла без сучка и задоринки. На протяжении трех недель у нас было по три тренировки в день. Конечно же все уставали, и дети, и более старшие ребята, но, несмотря на это, всем нравилось и было очень весело. Наши тренировки – это не скучные зарядки, как на школьной физкультуре: мы катались на лодках, играли в футбол, волейбол, и всё это с особенными фишками, эстафетами, конкурсами. Была даже военно-стратегическая игра – лазертаг (лазерный пейнтбол). Стоит ли говорить, что дети были в восторге?!
— А особенно они были довольны тем, что не нужно сидеть дома, и можно сыграть на природе, верно? Были ли какие-то изменения в связи с пандемией и внесли ли они коррективы в проведение смены?
— Изменения затронули только одну область – количество детей. Вся смена вместе с детьми и тренерами составила всего 29 человек, обычно собирается больше. Да и на территории самого санатория было мало людей. Конечно пандемия дает о себе знать, но я уверен, что смена собралась не зря. Детям удалось оздоровиться и повеселиться перед учебой. К слову, с ребятами все в порядке, никто ничем не заболел и сейчас все благополучно учатся.
— Главное, чтобы детям было комфортно! А Вам было комфортно работать с маленькими детьми или с подростками?
— Для меня нет какого-то определенного любимого возраста детей. Все возрасты хороши, например, с детьми младшего возраста можно играть, дурачиться и чувствовать себя ребенком, не забывая конечно об ответственности за них. Со старшим возрастом можно провести более продуктивную работу. Все-таки у старших уже совсем другая психология, другие мозги, так сказать. Поэтому я придерживаюсь мнения, что все возраста по-своему хороши.
— Согласна, у каждого возраста есть чему поучиться, особенно у тех, кто побывал во многих лагерях и может многому научить и самих вожатых. Кстати, Вы наверняка слышали о нововведении этого года – онлайн лагерь для детей. Как Вы относитесь к этой идее, считаете ли такой вариант альтернативой привычному лагерю?
— Да, я слышал об онлайн лагере. Некоторые мои одногруппники успели поработать в таком лагере и поделились своими впечатлениями. Как спортсмен я за традиционный лагерь. Его прелесть в физической активности, оздоровлении организма, очищении мыслей на природе, концентрации внимания во время подвижных игр, живое общение друг с другом, в конце концов. Мы и так живем в эпоху технологий и тотальной компьютеризации, где дети и взрослые ни на минуту не расстаются со своими гаджетами, и лагерь – это единственная, пока еще не оцифрованная отдушина, окно в реальный мир.
— Согласна. Что Вам дает профессия «вожатый»? Вы транслируете свои навыки тренера и вожатого в реальную жизнь?
— Конечно, без этого никуда! Эта профессия дала мне те умения, которые необходимы при работе с детьми разных возрастов. Теперь я могу ездить в лагеря и набираться опыта как в общении с детьми, так и в организации смен.
Конечно, навыки вожатства сильно помогают и в повседневной жизни. У всех однажды будут свои дети и здорово, когда ты уже подготовлен и знаешь, как правильно общаться с ребенком, как вести себя в данной ситуации, как избежать конфликта…Еще и несколько способов решения этого конфликта имеешь, в тот момент, когда современный родитель будет судорожно гуглить, что «не так» с его ребенком. К тому же эти навыки очень кстати в тренировочном процессе, и я, как спортсмен, могу об этом сказать со стопроцентной уверенностью.
— На Ваш взгляд, какая связь между вожатством и деятельностью учителя? Как вожатство может помочь в развитии педагогических навыков и повысить профессионализм педагога?
— Лично я вижу прямую связь в этом вопросе. Безусловно, вожатство может развить педагогические навыки. Не зря же в нашем университете первая практика работы с детьми – это именно вожатый в лагере. Ты учишься взаимодействию с детьми и коллегами, ты можешь все теоретические знания и умения, полученные за партой, реализовать на практике при работе с детьми. Ты начинаешь совсем по-другому понимать ребенка, его психологию, его поведение. И именно вожатство является отличной практикой для будущего педагога.
— Давайте подытожим: будущий педагог, спортсмен, мастер спорта, тренер, вожатый… Поделитесь своими планами на будущее.
– Я хочу работать по профессии. У меня образовательная программа реализуется в двух направлениях: учитель физической культуры и тренер. Поэтому планирую выбрать что-то из этого, а может, и сразу две профессии одновременно. У меня есть много знакомых, которые связали свою жизнь и с тренерством, и с преподаванием физической культуры. Еще я не прочь поработать в лагере «Литвиново», у студентов о нем очень хорошие отзывы. Я знаю, что МПГУ сотрудничает с этим лагерем, и наши студенты ездят туда для прохождения практики. А пока…Все на брусья!
— Уверена, что у Вас всё получится! В здоровом теле – здоровый дух!
Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Фото из личного архива П. Ковтуна