Директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории Алексей Ананченко рассказал о программах Института, уникальность которых заключается в гармоничном сочетании мощной гуманитарной и теоретической подготовки с практикой.
Ананченко Алексей Брониславович родился в 1961 году в городе Куйбышеве. В МПГУ работает с 2014 года. Должность директора Института истории и политики МПГУ занимает с октября 2015 года.
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
– Конечно же, самое сложное и интересное – человек, формирование другого человека и профессионала.
– Если бы Вы сейчас начинали свою работу преподавателя, то каких ошибок постарались бы избежать?
– Ошибки – это действие, это обязательная часть любой нашей жизнедеятельности, это действия на грани знаемого и незнаемого, это действия с новыми людьми, или новыми знаниями, или в новых обстоятельствах. Ошибок нельзя избежать, важно, чтобы они стали частью нашего позитивного опыта и результата. Ну хотя бы как некоторые ошибки во время Великой Отечественной войны, которые стали частью нашей Победы.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
– Педагог должен прежде всего любить людей, детей, любить свою деятельность. Если у педагога гуманистическое мировоззрение, остальное может быть реализовано любым набором качеств. Ведь главный результат работы педагога – это передать знания, ценности и смыслы. Что это значит? Он должен передать знания, мировоззрение и обязательно донести, что такое хорошо и что такое плохо.
– Какими Вы видите будущих педагогов?
– Будущих педагогов я вижу такими же, как и нас. Главное в людях и, в том числе, в профессионалах – ценности, их высота и глубина, понимание и свидетельствование своей жизнью Добра. Главное в педагоге – не количество знания. Оно может быть любым, и самое большое количество такого знания не может заменить гуманистическую любовь к другим. Знание без любви – это фашистский концлагерь, где ученые проводили эксперименты над людьми, где знание выступало против человечности. И в этом году 75-летия Великой Победы нам надо помнить о главном, добром и человечном в нашей жизни, и профессии.
– Расскажите о научной работе в институте, который Вы возглавляете.
– Институт истории и политики продолжает научные традиции исторического факультета МПГУ, заложенные российской профессурой дореволюционной эпохи и продолженные крупными советскими исследователями, работавшими в стенах нашего университета.
На историческом факультете ИИиП продолжает деятельность ряд научных школ: научная школа В.Г. Тюкавкина «Социально-экономическая и политическая история России», научная школа А.Г. Кузьмина: «“Земля” и “власть”» в истории России, научная школа Э.М. Щагина «История России новейшего времени: экономика, политика, идеология», научная школа В.Ф. Семёнова «Социально-политическая история западноевропейского средневековья», научная школа В.Н. Дьякова «История античной цивилизации», научная школа П.В. Горы. Они нашли отражение в ряде научных публикаций, в том числе монографического плана, учеников и последователей научных традиций, заложенных основателями указанных направлений.
В Институте истории и политики работают две научные лаборатории. Одной из них, которая называется «Исторические процессы и социально-педагогические технологии», руковожу я. Под ее эгидой проходит научно-практический семинар «”Цветные революции”: современная эпоха и ее диагноз». Другая – «Музейная педагогика». Ее руководитель профессор кафедры методики преподавания истории, д.и.н., доцент М.В. Короткова. Эта научная лаборатория проводит выездные научные семинары на базе музеев России. Помимо этого, на базе Института истории и политики действует Артезианская археологическая экспедиция под руководством директора Центра археологических исследований, д.и.н., проф. Н.И. Винокурова, в которой ежегодно проходят археологическую практику студенты исторического факультета.
– Каковы результаты практической работы Ваших студентов?
– В Институте истории и политики значительное внимание уделяется расширению баз учебных и производственных практик студентов, они привлекаются к сотрудничеству в наиболее авторитетные в своей области учреждения и организации. Так, педагогическая практика обучающихся осуществляется на базе крупнейших московских школ, экспериментальных учебных заведений, в которых предоставляется возможность не только апробировать полученные в вузе знания, но и познакомиться с новейшими методиками организации образовательной и познавательной активности учащихся школ.
Архивная и музейная практики проходят на базе старейших и наиболее авторитетных собраний – Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного исторического музея, Музея Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственного центрального музея современной истории России.
Институт участвует в нескольких крупных археологических экспедициях – Артезианской, Белинской и ряде других.
Студенты-политологи проходят практику в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации, органах законодательной власти субъектов Федерации.
Значительное внимание уделяется знакомству с новейшими методами исторической, педагогической и политической наук за счет регулярной организации конференций, круглых столов, научно-практических семинаров с участием студентов и приглашенных отечественных и зарубежных специалистов. На семинарских занятиях по методике преподавания истории, обществознания и права студенты изучают передовой опыт учебных заведений, в рамках практических занятий студенты-политологи анализируют и обобщают опыт текущих политических событий, организации деятельности политических субъектов.
– Что интересного можете рассказать об Институте?
– Уникальность наших программ состоит в том, что они сочетают в равной степени мощную гуманитарную, теоретическую подготовку с практикой. Во время обучения наши студенты не только получают фундаментальные знания на лекциях и семинарах, но и в рамках практик под руководством наставников приобретают опыт работы в школе, воспитании, включаются в серьезные научные исследования, работают на выборах разных уровней.
В ходе учебы студенты и аспиранты Института готовятся к дальнейшей педагогической и экспертно-аналитической деятельности.
Мы не только изучаем, преподаем историю, но и её активные участники – и как исследователи, и как неравнодушные граждане.