Продолжаем цикл публикаций о педагогах и преподавании, в рамках которого Ирина Анчикова рассказала о инновационных методиках кафедры анатомии и физиологии человека и животных Института биологии и химии МПГУ и исследованиях, которые на ней проводятся.
Профессор, кандидат медицинских наук Анчикова Ирина Витальевна родилась в городе Казани в 1957 году. В 1999 начала работать в МПГУ на кафедре валеологии и методики оздоровительной работы. Должность заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных Института биологии и химии МПГУ занимает с 2019, ранее исполняла обязанности.
– Ирина Витальевна, как обнаружить в себе талант преподавателя?
– Моя специальность по диплому – «Лечебное дело». Однако, еще студенткой я увлеклась гистологией и анатомией. Много времени уделяла исследовательской работе. Наверное, поэтому смогла соединить работу врача, исследователя и преподавателя. В процессе работы врача, наблюдения и результаты исследований требуют обобщений, обсуждения и выводов. Работа со студентами позволяет получить свежее и непредвзятое мнение. Известную проблему молодое поколение видит с новой стороны и помогает совместить твой опыт и знания, с новыми веяниями, в том числе с информационными технологиями.
– Что самое сложное и интересное в деятельности преподавателя и педагога?
– Мне нравится общаться со студентами, делиться с ними знаниями и учиться у молодежи. Важно любить свой предмет, уважать коллег, любить и уважать студентов. Поэтому в профессии преподавателя важно не только обладать знаниями на современном уровне, но уметь с радостью ими поделится. Важно разбудить в студентах искру познания, доброжелательности к окружающим и сформировать коммуникативный опыт.
– Если бы вы сейчас начинали свою работу преподавателя, то каких ошибок постарались бы избежать?
– С высоты прожитых лет и нажитого опыта, необходимо было бы больше времени уделять новым онлайн-технологиям в исследовательской деятельности. Но в том и особенности нашего нелегкого, но интересного труда — мы всегда можем научится новому и на сегодня актуальному. Еще важно научить студента самостоятельно получать и усваивать знания. А роль преподавателя в том,чтобы помочь выделить и запомнить главное, научить делать правильные выводы и постараться указать пути практического применения полученных знаний.
– Какими вы видите будущих педагогов?
– Учитывая реалии сегодняшнего дня — здоровыми, окруженными учениками, обладающими высокими технологиями и временем для их освоения. Доброжелательными и отзывчивыми.
– Занимаются ли ваши студенты практической работой?
Педагогическая практика осуществляется на кафедре анатомии и физиологии человека и животных МПГУ.
Научно-исследовательская практика осуществляется на базе:
– кафедры анатомии и физиологии человека и животных ,
– НОЦ «Нанотехнологии» МПГУ.
– Центра исследования и коррекции зрения «Восприятие».
– лабораторий Института высшей нервной деятельности и
нейрофизиологии РАН.
– НИИ нормальной физиологии РАН.
Также по заявкам организаций практика может проходить в других научно-исследовательских учреждениях РФ биологического и медицинского профиля.
– Расскажите о научной работе на кафедре, пожалуйста.
– На кафедре анатомии и физиологии человека и животных развиваются различные направления научной школы Н.А. Кабанова: «Онтогенез регуляции и координации функций организма», вторым направлением научной школы является «Анатомо-физиологическое обоснование здоровьесберегающих технологий».
На кафедре ведется изучение взаимообусловленности церебральных и сердечно-сосудистых нарушений при разных функциональных состояниях организма. В современной лаборатории исследуется влияние сердечно- сосудистой дисфункции на формирование неврологических нарушений.
Проводятся исследования функциональных механизмов зрительного восприятия, зрительных иллюзий, механизмов бинокулярного зрения и разрабатываются методы функциональной коррекции нарушения бинокулярного зрения
Одним из важных направлений научно-исследовательской деятельности кафедры является комплексное исследование функциональных и преморбидных состояний в онтогенезе человека и разработка методов их коррекции на основе биологической обратной связи.
На кафедре разработана и успешно апробирована технология неинвазивной оценки функциональных состояний центральной нервной системы (ЦНС) человека на основе анализа тремора, кожно-гальванической реакции, дыхания и ЭКГ.
Кроме того, разрабатываются стабилографические тест-тренинги для оптимизации произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов детей на основе обратной связи по зрению и опорной реакции.
На кафедре проводится диагностика сенсорного развития детей дошкольного и школьного возраста, исследуются морфофункциональные особенности развития учащихся, особенности адаптационно – приспособительной деятельности растущего организма, изучаются психофизиологические особенности детей и подростков, сенсорное обеспечение адаптивного поведения.
Кроме того, введется работа по анатому-физиологическому обоснованию здоровьесберегающих технологий у участников образовательного процесса.
Коллектив кафедры является высококвалифицированным и обладает высоким уровнем научной подготовки.
В результате исследований на кафедре получены три патента, опубликовано большое количество учебников для вузов и школ, 15 научных монографий в России, Германии, свыше 170 публикаций в международных периодических научных изданиях, разработаны и опубликованы научно-практические и учебно-методические рекомендации которые апробированы и внедрены в педагогическую практику, научно исследовательскую и клиническую работу.
Беседовала Милана Салманова