Жизнь студента в университете связана не только с обучением, но и с возможностью принять участие в разного рода инициативах: всероссийские конкурсы, съезды, форумы, мастер-классы, медиа проекты, вожатская деятельность. Это – уникальная возможность не только заявить о себе, но и повысить уровень своих знаний, обменяться опытом с другими и познакомиться с новыми людьми.
«Если вуз дает шанс заняться каким-то внеклассным делом – нужно обязательно этим воспользоваться!» – уверена Галина Гущина, студентка 2 курса Института иностранных языков МПГУ, которая уже успела победить в конкурсе «Вожатый – мое призвание!», пройти отборочный тур и войти в список финалистов явно не собирается останавливаться!
– Галина, расскажите о своем участии в конкурсе «Лига вожатых». Почему решили участвовать? Что Вам дает этот конкурс?
– Любые конкурсы для меня – это всегда интересно. В первую очередь, это опыт. Неважно, победила я или просто приняла участие. Такие конкурсы, как «Лига вожатых», помогают мне всесторонне развиваться, быть креативной и уметь найти выход из любой ситуации. Участие в подобных конкурсах помогает формированию профессиональной компетенции. Теоретический материал, который мы изучаем, как дисциплину в университете, конечно же необходим, но не менее важно уметь применять полученные знания на практике, поэтому такие конкурсы – просто находка! Своеобразный «полигон» для будущего специалиста.
– Вы – единственная из всех студентов МПГУ попали в список финалистов. Скажите честно, Вы ожидали такого поворота событий?
– Честно говоря, я до сих пор под впечатлением от этой новости. Со мной участвовали многие мои друзья, а прошла только я. Это удивительно еще и потому, что я начала свой путь в вожатской деятельности недавно и опыта у меня не так уж много. Но я приняла участие во Внутривузовском конкурсе вожатских проектов «Вожатый – мое призвание!». Победа в конкурсе давала бонусы в Лиге вожатых. Это здорово, что МПГУ – партнер Лиги вожатых! Участвуйте в вузовских конкурсах по вожатству!
– Как отреагировали Ваши друзья и близкие, когда узнали, что Вы заняли первое место во внутривузовском конкурсе вожатских проектов «Вожатый – мое призвание!» в номинации «Помню и горжусь»?
– Признаться, я не ждала многого от своего проекта, думала, что моя идея слишком утопична в масштабах лагеря, и действительно безумно рада, что экспертному жюри понравился мой проект! Друзья и коллеги очень поддержали меня, поздравляли и просили подробнее рассказать о проекте.
– Ваше имя часто мелькает в университетской хронике и на страницах соцсетей Школы вожатых «YO-Вожатый!»… Признайтесь, Ваше кредо по жизни – побеждать всегда и везде?
– Скорее, не упускать возможности участвовать в различных конкурсах, которые предлагает МПГУ. В прошлом году также участвовала в конкурсе «Педагогический дебют» и в составе школы вожатых «YО-Вожатый!» в конкурсе «Лучший СПО». Вообще я рада, что поступила в школы вожатых «YО-Вожатый!». Очень здорово, что твои кураторы – такие же вожатые, которые могут поделиться своим опытом и реальными историями вожатской практики. Это в то же время и «полигон» для отработки ошибок, чтобы потом предотвратить эти ошибки в работе с детьми. Многие в школе Вожатых находят близких по духу людей, с которыми потом становятся закадычными друзьями. Я думаю, это настоящая школа жизни. Ведь вожатому важно воспитать в себе лидера, чтобы быть уверенным в себе и вести за собой детей.
– Почему вообще решили заниматься вожатством? Это был осознанный выбор или «за компанию»?
– Полностью осознанный. На самом деле я давно хотела попробовать себя в качестве вожатого. Сама ездила в лагерь всего один раз 7-летним ребенком, поэтому плохо представляла себе и профессию вожатого, и работу детского лагеря в целом, но интересно было попробовать. Кроме того, мне всегда хотелось понять, как общаться с ребятами вне школьной обстановки. А когда узнала, что Школа вожатых есть на базе МПГУ, то подала заявку, не раздумывая.
– Что Вам дает вожатство, как педагогу и как личности?
– Для педагога – это хороший опыт работы с детьми, ты лучше видишь их потребности, лучше понимаешь, что им действительно интересно. Кроме того, многие вожатские игры и техники вполне можно адаптировать для школьного урока, чтобы внести разнообразие, да и сам процесс сделать интереснее для детей. Но вожатство развивает и твои личностные качества. Тут и предприимчивость, и самообладание, и креативность, и коммуникабельность, и навыки организации времени. Кроме того, можно найти новое увлечение – мне вот понравилось монтировать видео, хотя до вожатства я ни разу не сталкивалась с этим.
– Действительно, вожатство раскрывает в нас навыки, о которых мы могли и не догадываться за время учебы… Чем еще занимаетесь в стенах МПГУ?
– Помимо вожатства? Ещё на 1 курсе вступила в Добровольческий центр МПГУ, но пока не так активно себя там проявляю, как в вожатстве. В основном, конечно, занята учебой и работой, впрочем, как и все. Но стараюсь находить время и для дополнительного образования – курсы, олимпиады, конкурсы, посещение научных конференций…
– …онлайн лагеря? Успели поработать в онлайн лагере в этом году? Хотя, зачем я спрашиваю, конечно успели! В «Ёжик.camp», не так ли?
– Верно! В качестве вожатой третьей смены. И это была моя первая смена не только в онлайн-формате, но и первая смена в принципе. Многие думают, что она длилась всего 5 дней, но если брать этап подготовки к работе онлайн, то все ребята отработали по полноценной трёхнедельной смене.
– Уверена, что на будущий год уже все смогут поехать в летние лагеря отдохнуть и поработать, а пока можно штудировать специальную литературу, чтобы во всеоружии приступить к работе летом 2021 года. Вы изучали что-нибудь подобное?
– А «Тимур и его команда» считается специальной литературой? (Смеется). Я бы добавила его в список обязательных к прочтению, причем как вожатым, так и детям. Наслышана о модуле «Основы вожатской деятельности», но мы пока его не изучали, всё впереди. Обучение в Школе вожатых само по себе, как учебник, который ты штудируешь главу за главой: тест на креативность, оперативный поиск решения и воплощение его в жизнь, и конечно же самоконтроль. Мы очень много уделяли внимание правильному поведению, чистой речи при общении с детьми, что тоже очень помогло на первой смене. Приобретенное в школе вожатых умение ориентироваться по ситуации и «креативить» часто помогает мне в обычной жизни решать бытовые и семейные вопросы.
– У Вас уже имеется хорошая подготовка для работы в лагере и не только… Какие еще перспективы открыло для Вас вожатство?
– Вожатство – это всестороннее развитие. Вожатый – он и педагог, и аниматор, и творец, и актер, и спортсмен. В общем, ты можешь всё! Это, пожалуй, лучший способ научиться взаимодействовать с детьми, потому что в лагере ребята не зависят от оценок и строгих школьных рамок, и готовы раскрываться.
Возможностей тоже много. Благодаря профессиональному стандарту, вожатый – официальная профессия! А это значит, можно развивать себя дальше и работать в лучших детских центрах страны, таких как: «Артек», «Океан», «Сириус», «Смена», «Орленок». Можно работать в школе, развивать ученическое самоуправление. Вожатые – это семья, можно прилететь в любую точку мира и вожатые встретят тебя там, как родного, даже если вы ни разу не виделись, потому что так работает вожатство, мы друг другу помогаем и дружим, знакомясь на всевозможных слетах, выездах, конкурсах. Кстати, «Лига вожатых» — одно из таких мест, огромная площадка для новых знакомств и обмена опытом, и, несмотря на дистанционный формат финала, надеюсь, что знакомств действительно будет много.
– С такой поддержкой в лице вожатых Вы можете заниматься, чем угодно. Какие у Вас планы на будущее и есть ли в нем вожатство?
– Делать вожатство своей основной работой я пока не планирую – мне ближе работа учителем иностранных языков. Но, думаю, что вожатый один раз – вожатый навсегда, поэтому, конечно, опыт, полученный в Школе вожатых и на сменах, буду активно использовать и в школьной работе. И, конечно, хочу продолжать ездить работать в лагеря, участвовать в конкурсах и развивать свои навыки в этой сфере. Когда, если не сейчас?
Кристина Романова
Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров