10 сентября 2020 г. в Институте детства состоялся вебинар на тему «Государственная политика в сфере общего образования обучающихся с особыми образовательными потребностями», приуроченный к началу учебного года. В мероприятии приняло участие более 250 слушателей из разных регионов Российской Федерации.
Организатор и ведущий вебинара, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, д.пед.н., профессор кафедры логопедии Института детства Юлия Олеговна Филатова во вступительном слове поздравила участников – студентов, преподавателей вузов, специалистов, руководителей школ, представителей министерств и департаментов образования разных регионов России – с началом нового учебного года. Анонсируя тему и круг вопросов вебинара, Ю.О. Филатова акцентировала внимание на важности обновления системы специального и инклюзивного образования для повышения его качества.
Докладчик – Юлия Михайловна Сачко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения России, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями – начала свое выступление с уточнения понятий «ребенок-инвалид» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», опираясь на нормативно-правовые документы, разъяснила условия получения статуса и права такого ребенка в системе общего образования. Далее были рассмотрены нормативно-правовые акты, организационные и методические документы, сопровождающие школьника с особыми образовательными потребностями (ООП). Особое внимание было уделено межведомственному взаимодействию в части создания специальных условий между ПМПК, МСЭ и органами управления образованием субъекта РФ. Была рассмотрена вариативность форм получения образования обучающимися с ООП в РФ, представлены количественные данные 2019/2020 гг. об обучающихся с ООП в системе общего образования.
Ю.М. Сачко подробно остановилась на вопросах обеспечения преемственности деятельности ПМПК и ППк в образовательной организации, которая сопровождает образовательный процесс ребенка с ОВЗ на протяжении всего обучения, реализации ФГОС образования для обучающихся с ОВЗ. Были освещены темы СанПиН ОВЗ, создания специальных условий проведения ГИА и ЕГЭ для выпускников с ОВЗ и с инвалидностью.
Докладчик познакомила слушателей с условиями участия в государственной программе «Доступная среда», с национальным проектом «Образование», осветив планы федерального проекта «Современная школа» на ближайшее десятилетие, а также с федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей с ООП».
В заключении вебинара Юлия Михайловна рассказала о созданном Совете Министерства просвещения РФ по вопросам образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов с целью общественного обсуждения широкого круга проблем: от ранней помощи ребенку и его семье до помощи в трудоустройстве. Данный Совет предлагает помощь в решении вопросов не только со стороны ученика, но и готов к диалогу с педагогическими работниками и специалистами образовательных организаций.
В конце вебинара было отведено время для ответов на вопросы участников.
Нормативно-правовые документы
- Письмо № ВБ-1612/07 О программах основного общего образования
- Письмо ДГ-1342/07 Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В.С. Демёхина
специалист
УНЦ междисциплинарных исследований в специальном
и инклюзивном образовании Института детства