4 июня 2020 г. в Институте детства состоялся вебинар на тему «Государственная политика в сфере ранней коррекционной помощи и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», приуроченный к Международному дню защиты детей.
На мероприятие зарегистрировалось более 250 слушателей из разных регионов Российской Федерации, а также представители Армении, Осетии, Сербии и Эстонии. На вебинаре присутствовали педагогические работники и специалисты образовательных организаций, служб ранней помощи, ППМС-центров, преподаватели и студенты МПГУ, Курского государственного университета, ЛГУ им. А.С. Пушкина, РГПУ им. Герцена, Севастопольского государственного университета, Саратовского государственного университета, Череповецкого государственного университета и других вузов.
Организатор и ведущий вебинара, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, д.пед.н., профессор кафедры логопедии Института детства Филатова Юлия Олеговна во вступительном слове обозначила одно из приоритетных направлений национальной стратегии образования – систему ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), перспективы развития которой определяются качеством работы занятых в ней специалистов и выбором тех направлений деятельности, в которых может обеспечиваться максимальная реализация реабилитационного потенциала ребёнка. Затем слово было передано докладчику – Сачко Юлии Михайловне, начальнику отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ.
Ю.М. Сачко познакомила с действующими федеральными нормативно-правовыми актами, правами обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, правами их родителей или законных представителей; внесла ясность в процедуру получения статуса инвалида и/или ребенка с ОВЗ, визуализировала путь родителя, который выбирает образовательный маршрут для своего ребенка, имеющего особые образовательные потребности (ООП), а также о вариативность форм получения образования обучающихся с ОВЗ.
Включение детей с инвалидностью и ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Докладчик представила результаты мониторинга Министерства просвещения РФ о функционировании служб ранней помощи в системе образования, свидетельствующие о востребованности их услуг среди родителей детей раннего возраста, и обозначила дальнейшие перспективы в этом направлении.
Особое внимание было уделено созданию специальных условий индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида, был представлен перечень примерных адаптированных образовательных программ (АООП) дошкольного образования для разных нозологических групп, в т. ч. находящихся на апробации, раскрыта структура АООП дошкольного образования; освещено кадровое обеспечение образовательного процесса групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Слушатели имели возможность познакомиться с государственной программой «Доступная среда», национальный проектом «Образование», федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей», реализуемыми Министерством просвещения РФ по данной тематике.
В заключении Юлией Михайловной были обозначены ключевые направления развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в РФ на период до 2030 г.
В конце вебинара было отведено время для ответов на вопросы участников.