18 ноября 2021 г. студенты 4 курса факультета начального образования Института детства МПГУ приняли участие в вебинаре «Традиции семейного чтения и материнский фольклор». Встреча организована при содействии Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) и доцента кафедры психологической антропологии Елены Сергеевны Рычаговой в рамках дисциплины по выбору «Русские народные традиции семейного воспитания».
Ведущий специалист, главный библиотекарь, психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Н.Г. Малахова познакомила будущих педагогов с влиянием современной социокультурной ситуации на детское чтение. Она раскрыла содержание игровых приемов с использованием фольклорных текстов, которые помогают малышу преодолевать возможные трудности, а взрослым лучше понимать ребенка и устанавливать доверительные отношения с детьми от младенчества до 7 лет.
Студенты Московского педагогического государственного университета выражают признательность за содержательную яркую встречу.
Семенова Алена: «Материнский фольклор — это основа нравственного и духовного воспитания детей. В материнский фольклор включены пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные песни, пальчиковые игры, игры на коленках. На сегодняшний день в нашей стране распространена проблема отстранения родителей от материнского фольклора. Всё больше родителей стараются заменить «материнский фольклор» на «важную и актуальную литературу» такую как: энциклопедии, обучающие книги и т.д. Свои взгляды родители основывают на том, что такая литературу несёт в себе большой багаж знаний, но зачастую забывают, что именно в материнском фольклоре можно почерпнуть, то необходимое, что поможет ребёнку в дальнейшем развитии. На сегодняшней лекции я актуализировала свои знания о значимости материнского фольклора: материнский фольклор мы можем использовать в режимных моментах, таких как купание, прием пищи, сборы на прогулку, материнский фольклор используем для эмоционально-личностного общения с ребёнком. Лекция помогла мне взглянуть на проблему детского фольклора по-новому, до сегодняшнего момента я считала, что детский фольклор (заклички, дразнилки, мирилки, страшилки, считалки) не являются важной частью в развитии ребёнка дошкольного возраста, но это априори не так. Детский фольклор способствует развитию у ребенка чувства «защищенности», помогает в выражении своих чувств и самое главное учит абстрагироваться от страхов. В конце лекции нам предложили заглянуть на сайт «Российской государственной детской библиотеки» в раздел проекты, где можно почерпнуть для себя новые знания и привнести их в свою работу. Лекция получилась насыщенной и максимально полезной для нашей будущей работы в качестве педагогов».
Романовская Софья: «Мне удалось послушать лекцию Малаховой Натальи Григорьевны на тему «Семейное чтение и материнский фольклор». Благодаря пройденному учебному плану, казалось, что я уже многое знала из того, что нам рассказывали по этой теме. Однако я убедилась, что я помню материал уже не очень точно и не в полной мере. Поэтому было полезно освежить свои знания. Например, был сделан акцент на важности для детей, именно, художественной литературы, а не публицистической или энциклопедической литературы. Во время лекции мне также удалось посмотреть на некоторые моменты с другой стороны. Так, тот нюанс, что сейчас детские книги делают слишком «правильными», законченными, с четкой позицией и выводами, но при этом не остаётся места и выхода в поэзию. Они просто учат, как сделать все идеально. Конечно, это хорошо, но все-таки детям нужна поэзия и, конечно, требуются иллюстрации, основа для фантазии и собственного рассуждения. Кроме того, я раньше не задумывалась, что первые сказки (такие как репка, колобок и другие) направлены на упорядочивание. То есть что интересно, привели пример с репкой: все тянули, тянули и не могли вытянуть. А пришла мышка и тогда у всех получилось. Из этого ребенок может сделать вывод, что даже самый маленький может помочь с общим делом. Тут дети могут поразмышлять и вывести свою мораль. Совершенно неожиданным и приятным для меня стал материал про считалочки, дразнилки и молчанки. И это было интересно всем слушателям, все активно делились своим опытом в этих сферах. Например, что молчанку можно использовать не как отдельную игру, а как считалку. И они носят не только развлекательный, но и обучающий характер. Дети же не хотят проиграть в считалке и поэтому пытаются схитрить. С помощью данного семинара, я смогла узнать статистические данные про чтение, получила информацию о том, какую книгу я могла бы посоветовать родителям. В завершение я хочу выразить большую благодарность за данную возможность прослушать познавательную лекцию и спасибо Наталье Григорьевне за подачу материала в интересной форме».
Кунцевич Ирина: «Онлайн-встреча с Малаховой Натальей Григорьевной стала для меня прекрасным началом дня. История развития семейного чтения оказалась увлекательной и совсем не скучной. Чтение в мастерских, чтение друг другу в кругу семей и друзей, утренние передачи по телевизору со сказками, казалось бы, всё это есть и в современности, но изменилось отношение к чтению, исчезают семейные традиции, да и само чтение взрослые и дети воспринимают не так, как раньше, а по-другому. Ни для кого не секрет, что всем родителям хочется, чтобы их ребёнок читал, при этом сами родители книги не читают. Статистические данные, которые привела Наталья Григорьевна заставили меня задуматься о том, как важно, проводить работу по поддержке семьи. Не все взрослые знают и понимают, как выстроить образовательную траекторию развития ребёнка, и это нормально. У них нет для этого соответствующего образования, зато оно есть у педагогов. Важно поделиться знаниями с родителями и донести до них свои мысли. Чтение – это не просто образовательный процесс, чтение – это путешествие, наполненное историями, волшебством и эмоциями, которые не сравнятся с эмоциями от просмотра мультфильмов. Мультфильм посмотрел и забыл, он прошёл мимо тебя, а в книге главный участник – это ты сам, ты путешествуешь в мире книги, сопереживая, преодолеваешь всё то, с чем сталкиваются герои, испытываешь те же, а может и отличные от них – собственные эмоции, но всё это проходишь и испытываешь ты сам. Мы вспомнили и о таких направлениях, как материнский и детский фольклор. Как удивительно, всё то, что транслирует нам взрослый, воплощается потом в уникальном детском творчестве. Пошутить и посмеяться любят не только дети, но и взрослые, а уж для студентов педагогического университета – дразнилки, стишки перевёртыши, считалочки – словно глоток свежего воздуха в обилии теории. Через теорию ребёнка не понять, но через то, чем он живёт, понять становится проще. Вспомнив всё то, чем мы, будучи детьми, когда-то жили, мы, словно, вернулись в детство, и эти воспоминания сделали нас счастливыми, приподняли настроение и позволили взбодриться. Слушать и не иметь возможности высказаться, поделиться чувствами и мыслями очень тяжело, поэтому мне нравятся встречи-беседы. Узнать что-то новое или вспомнить когда-то пройденное, в обоих случаях хочется высказаться, поэтому приятно было взаимодействовать с Натальей Григорьевной на протяжении всей встречи и получать эмоциональный отклик от участников конференции. Очень важным аспектом в работе педагога с родителями является способность педагога посоветовать литературу, как для родителей обучающего характера, так и для детей – детскую литературу, которую бы взрослый смог почитать с ребёнком, интересную, как для взрослого, так и для ребёнка. Поэтому, каждый раз, когда я слышу рекомендуемую литературу, я сразу её записываю, ведь я уверена, что она в будущем поможет мне не только как педагога, но и как будущему родителю, который обязательно столкнётся со всеми трудностями воспитания ребёнка. Плодотворная работа, искренность рассказчика не оставила равнодушным ни одного слушателя, в том числе и меня, а это значит, что все мы в этот день встретились не зря и получили только положительные эмоции от встречи. За это, я бы хотела сказать, спасибо!»
Лякишева Ирина: «Многое из того, что обсуждалось на лекции по теме “Материнский фольклор и семейное чтение” мне уже было известно. Я актуализировала знания по истории семейного чтения, было интересно проследить изменение отношения общества в разные эпохи на тему чтения в целом и конкретно семейного чтения. Я узнала и запомнила интересную фразу “Хорошая книга – это та, которая меня изменила”. Статистические данные позволили мне посмотреть на проблему семейного чтения с другой стороны. Книга это не просто источник знаний, но и возможность дать ребенку полет фантазии, она позволяет развивать воображение. Актуализировала свои знания по материнскому фольклору, вспомнили, какие бывают жанры. В материнском фольклоре уже с самого детства ребенку наговаривают устройство мира. Самое важное – это помнить, что народная культура существует и необходимо вводить в нее детей через фольклор и литературу».
Малькова Юлия: «Конференция с участием сотрудника библиотеки, посвящённая теме «Семейного чтения и материнского фольклора», проходила очень оживленно. Мы обсуждали тему, делились своими мнениями. Это большой плюс. Давался не просто теоретический материал, но и постоянно подкреплялся примерами, что позволяло лучше усвоить информацию. С большинством обсуждаемого материала из тематики я была уже знакома. Но несмотря на это, для меня было открытием, что в раздел обрядового фольклора входят так называемые «поддевки» ( -скажи арбуз!; – арбуз!; – твой папа карапуз!), «дразнилки» (Юлька-пулька) и «отговорки» (кто обязывается, тот сам так называется) как отдельный жанр. Поддёвки, знакомые нам всем с детства являются своеобразным тренингом чувства юмора и восприятия критики. Отговорки и дразнилки же позволяют детям безобидно выплеснуть эмоции. Спасибо сотруднику библиотеки за возможность окунуться в мир семейного чтения и фольклора поглубже. Надеюсь, мы ещё не раз будем организовывать такие встречи не только дистанционно, но и очно».
Ахотелашвили Евгений: «Наше занятие было посвящено теме семейного чтения и материнского фольклора. Обсуждение началось с рассмотрения чтения в двух аспектах: с одной стороны, чтение решает образовательные задачи, выступая в качестве средства для получения знаний (читаем для того, чтобы узнать информацию); с другой стороны, оно может стать приятным развлечением, которое познакомит читателя с новыми «мирами», что позволит ему взглянуть на многие вещи со стороны – это, в свою очередь, приведет к формированию более полной картины действительности. В ходе семинара я познакомился с новым для себя именем – Нилом Гейманом, английским писателем-фантастом, автором графических романов и комиксов, сценариев к фильмам. Гейман, по моему мнению, смог очень точно подчеркнуть важность «увлекательного» чтения: «Посетив другие миры, мы можем быть недовольны своим собственным» (что подтолкнёт нас на жизненные перемены). Чтобы в полной мере изучить такое явление, как семейное чтение, нам была приведена статистика за разные года, которая наглядно показывала изменения мнений людей относительно роли чтения в формировании личности. К 1990 году люди открыто заявляли, что не любят читать, заменив книгу просмотром телевизионных передач. Ситуацию смогла поменять работа Д. Пеннака, которая носила название «Как роман». В ней автор поднимает тему «свободного» чтения, излагая непривычные в тот период принципы подхода к литературе: 1) Право не читать 2) Право перескакивать 3) Право не дочитывать и др. Пеннак позволил людям по-другому посмотреть на процесс чтения, и если раньше на вопрос: «Для чего вашему ребенку нужна литература?» родители отвечали «Для развития», не уточняя о каком именно развитии идет речь, то теперь им было важно, чтобы дети читали для удовольствия. После темы «Семейное чтение» мы остановились на материнском и детском фольклорах, еще раз вспомнив их разновидности, приводя примеры из жизни. Сделали акцент на комментирующей речи, которая должна использоваться родителями во время бытового взаимодействия с ребенком («Ваня сейчас наденет сапожки, и мы с ним пойдем в парк» и т.п.). В заключении хотелось бы сказать, что семинар получился очень интересным, Наталья Григорьевна очень здорово смогла погрузить нас в данную тему. Какие-то моменты я уже знал и просто освежил их в памяти (разновидности фольклора, например), а что-то услышал впервые (новые имена, статистические данные и др.). Так же надеюсь, что смогу прочитать что-нибудь из той литературы, с которой нас познакомили в ходе занятия».
Атаманова Кристина: «Мне очень понравилось занятие. Многое мне было известно, но я смогла дополнить свои знания о материнском фольклоре и семейном чтении. Также я вспомнила много разных форм фольклора и узнала о новых. Еще было интересно узнать о статистике ответов на опрос родителей о “семейном чтение”. Кроме того, я ранее не задумывалась о том, почему родители прекращают читать детям, после того как ребята самостоятельно начинают это делать. Теперь я знаю об этом больше».