20 декабря в Институте детства прошел вечер бардовской песни «Времена года», на котором прозвучали песни Ады Якушевой, Вадима Егорова, Юрия Визбора, Вероники Долиной, Бориса Вахнюка, Валерия Миляева, Г.Шангина-Березовского и других бардов.
Для Клуба бардовской песни Института детства это событие оказалось знаковым: ровно два года назад именно в этот день – 20 декабря 2017 года – состоялось официальное открытие Клуба.
Так же, как и два года назад, мы решили пообщаться с руководителем и идейным вдохновителем этого Клуба – профессором, зав. кафедрой психологической антропологии Института детства Ириной Дмитриевной Демаковой (Олтаржевской).
Ирина Дмитриевна, два года назад мы обсуждали с Вами перспективы развития бардовской песни в стенах Института детства. Что вы можете сказать сейчас? Что изменилось?
– В Институте детства Клуб бардовской песни стал главным хранителем и пропагандистом этого жанра. За прошедшее время Клуб выступал с «внутренними» концертами для друзей. В январе этого года мы выступили на вечере, посвященном юбилею Ады Якушевой в главном корпусе МПГУ, дали два концерта в Доме-музее Б.Окуджавы. Сейчас Клуб подготовил новую программу – 12 песен самых известных наших бардов. Я думаю, что за прошедшее время значительно выросло исполнительское мастерство наших девочек. За каждым новым номером программы огромный труд, что заслуживает большого уважения.
Как думаете, почему бардовская песня продолжает привлекать к себе людей уже другого поколения? Казалось бы, 17-20 летних должна интересовать другая музыка, другие песни, но нет. В чем секрет?
– Я думаю, что наши молодые современники любят бардовскую песню за то, за что ее всею душой в свое время полюбили мы. Это были 60 – ые годы, когда на смену тоталитаризму пришла свобода. Бардовская песня стала одним из символов этого времени, она искренне, исповедально рассказывала о прошедшей войне, о чувствах людей: о любви, дружбе, надежде… Мы сразу и навсегда полюбили эти песни за их мелодичность, некоторую наивность, детскость, доверчивость. Была еще одна тайна: каждое слово этих песен касалось каждого из нас. Песни рассказывали нам о нас, часто слова этих песен были настолько близки нам, что возникало чувство, что мы соавторы каждой такой песни. Мне кажется, что эти качества бардовской песни, которые ценились во все времена, ценятся и сейчас. Наши ребята и поют их, и слушают самозабвенно.
Мы слышали, что Клуб в ближайшее время планирует сменить свое название? Это правда?
– Да. Это правда. Наши друзья, которые посвятили авторской песне всю жизнь, предложили нам новое название: «Октет имени Ады Якушевой». Мы обсуждали это предложение и в конце концов приняли его. Мы создавались как клуб бардовской песни, и с первого дня песни Ады Якушевой были для нас главными в репертуаре. Почему «октет»? Когда-то Ада придумала этот жанр. Она создала первый октет, позже октеты МГПИ существовали много лет в разных составах. Для нее, впрочем, количество поющих никогда не было принципиально важным. Я помню, как в октете иногда пели 20 человек, 12 человек, но название почему-то оставалось прежним: октет…
Каким вы видите будущее вашего Клуба?
– Будущее нашего Клуба видится мне в расширении и усложнении репертуара, в привлечении в бардовский клуб студенчества, в подготовке тематических программ. Еще одна перспектива – это запись нашего первого диска. Мы запишем его до Нового года в рамках подготовки к вечеру бардовской песни выпускников МПГУ, который пройдет в Москве в Доме журналистов 26 января 2020 года – в День рождения Ады Якушевой.
20 декабря был, действительно, чудесный, теплый вечер в кругу настоящих друзей бардовской песни, пусть и прерванный сигналом тревоги об эвакуации, но как говорится:
Мы живы, покуда поем,
Покуда не ищем наживы.
Пока мы стоим на своем,
Пока наши песни не лживы.
А песню подхватит любой,
А песне найдется работа,
Покуда в ней нашей судьбой
Оплачена каждая нота.
Дмитрий Сухарев
Текст подготовила: Е.И. Адамян
Фотографии: О.Я. Гаврилова, Е.П. Федорова, Е.И. Адамян
Камера, монтаж: Л.И. Адамян