В Московском педагогическом государственном университете 11 декабря 2015 года прошло значимое для мира образования мероприятие – Итоговая научно-практическая конференция «Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех», которая завершила в России осеннее-зимнюю сессию по проблемам медиа-информационной грамотности и медиаобразования, объединенную в Форум конференций «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ 2015». Итоговая конференция стала рубежной в осмыслении процессов, происходящих в системе медийного образования. Ведущие российские ученые подвели итоги в обсуждении вопроса развития медиа-информационной грамотности и медиаобразования граждан в контексте политики, экономки и культуры.
«Появление новых информационных технологий радикально меняет процесс мышления человека. То, о чем мы сегодня говорим, это расширение обычной, привычной человеческой речи, устной и письменной, за счет современных информационных технологий: медиа, мультимедиа, гипермедиа и так далее. Все это меняет сам процесс психической деятельности человека. Это и есть содержание конференции и всей нашей совместной работы. Вскоре все преграды исчезнут. Система образования будет обязана адаптироваться к тем глобальным изменениям, которые происходят в сегодняшнем мире», – сказал в своем приветственном слове к участникам конференции ректор МПГУ, доктор физико-математических наук, академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов.
Но не только дети нуждаются в медиаобразовании. «Оно необходимо учителям и преподавателям вузов, оно востребовано в среде специалистов медиаотрасли, медиаобразование крайне необходимо родителям, в нем нуждаются политики, депутаты и чиновники, библиотекари и музейные работники, оно необходимо всем гражданам в их повседневной жизни», – отметила Ирина Владимировна Жилавская, заведующая кафедрой ЮНЕСКО по медиа-информационной грамотности и медиаобразованию МПГУ, президент Ассоциации специалистов медиаобразования, которая выступала спикером данной конференции.
Итоговая конференция стала завершением медиаобразовательного марафона, в который вошли:
Международная научно-практическая конференция «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов». Организаторы: НАММИ, совместно с факультетом журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ ВШЭ, Москва, 10/12/2015 г.;
Вторая международная научно-практическая конференция «Медиаграмотность и медиаобразование: цифровые медиа для будущего». Организаторы: Департамент медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Москва, 26-28/11/2015 г.;
Всероссийский круглый стол «Медиа-информационная грамотность как ключевая компетенция современного специалиста». Организаторы: Факультет медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ДГТУ, Фонд «Медиапарк Южный Регион-ДГТУ», при участии АСМО, Ростов-на-Дону, 16-17/10/2015 г.;
Всероссийский семинар «Медиа-информационная грамотность населения как фактор социально-экономического развития государства». Организаторы: ЗНБ УрФУ, Уральский центр инновационных образовательных технологий, при участии АСМО, Екатеринбург, 6-7/10/2015 г.
Организаторами Форума конференций «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ 2015» выступили: Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО); Московский педагогический государственный университет; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Департамент коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ; Донской государственный технический университет; Уральский центр инновационных образовательных технологий УрФУ.
Ведущими спикерами выступили лидеры всех конференций по медиаобразовательной проблематике, прошедших в нашей стране за последние полгода. Это А.Г. Качкаева, кандидат филологических наук, профессор Департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ; Г.В. Солдатова, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корр. РАО, гл.редактор журнала «Дети в информационном обществе»; А.В. Шариков, кандидат филологических наук, профессор Департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ; Е.И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой «Информационных технологий в образовании», руководитель образовательных программ МПГУ; В.Г. Лившиц, кандидат политических наук, руководитель информационно-аналитического центра, советник Президента Национальной ассоциации телерадиовещателей; И.М. Дзялошинский, профессор Департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, доктор филологических наук (Москва); Д.А. Дубовер, доцент кафедры «Массовые коммуникации и мультимедийные технологии» Донского государственного технического университета, руководитель Областного центра медиаграмотности, кандидат филологических наук (Ростов-на-Дону).
Всего в Форуме конференций приняли участие более 700 человек – представителей педагогического, библиотечно-музейного, массмедийного, информационно-коммуникационного сообщества.
О проблемах слияния медиа- и информационной грамотности и сложном пути развития медиаобразования в мире рассказал в своем выступлении Е.И. Кузьмин, заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Он также поздравил ректора МПГУ с открытием кафедры ЮНЕСКО ««Медиа-информационная грамотность и медиаобразование граждан в целях социальных преобразований и межкультурного диалога» и пожелал заведующему этой кафедрой И.В. Жилавской удачи в деле продвижения в России идей ЮНЕСКО в области медиаобразования и медиа-информационной грамотности.
Представители вузов НИУ ВЭШ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСиС, ДГТУ, УрФУ, государственных органов власти, массмедиа и организаторы форума – МПГУ и Ассоциации специалистов медиаобразования обсудили наиболее острые вопросы сегодняшнего дня: медиаобразование в системе дополнительного образования, организация работы школьным медиацентров, медиаграмотность учителей и преподавателей вузов, медиаобразование инженеров и других технических специалистов, медиаграмотность библиотекарей и музейных работников, роль СМИ в системе информационной безопасности общества и медиаобразования граждан, медиаобразование профессионалов медиаотрасли, блогеров и многие другие.
Ключевыми событиями конференции стали:
• Обсуждение проекта профессионального стандарта «Педагог» с точки зрения наличия медиакомпетенций
• Презентация Сборника итогов социологического исследования на тему «Особенности формирования медиасреды малых городов России на примере г. Озёры Московской области» (исследовательская работа диссертационного кластера магистров журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова) «Счастье в Озёрах»
• Круглый стол «Медиаграмотность как ключевая компетенция специалиста»
• Круглый стол «Медиацентры как инструмент продвижения современной образовательной организации в медиапространстве»
По итогам Форума конференций выработана консолидированная Резолюция, адресованная представителям законодательной и исполнительной власти РФ, образовательным организациям, общественным объединениям, различным отраслям экономики, СМИ.
Завершая Итоговую конференцию И.В. Жилавская подчеркнула, что «в настоящее время научно-педагогической отрасли крайне необходимы универсальные специалисты в области медиа, которые смогут профессионально выполнять и функции по работе с обучающимися, и организовывать взаимодействие своих образовательных и научных организаций с внешней аудиторий. Сегодня необходимо не столько научить педагогов пользоваться мультимедийной техникой, главное, повысить уровень их медиа-информационной грамотности в целом».