Интервью с выпускником Института истории и политики МПГУ Савченко Алексеем Фёдоровичем.
Расскажите как и почему вы выбрали свою научную область?
— Научную область, буду честен, я выбрал несколько спонтанно: учёным (и уж тем более историком-международником) я изначально не хотел быть. Но, как говорится, его величество случай распорядился иначе, и вот я уже заканчиваю магистратуру в родном Институте, исследуя для себя главное – историю международных отношений во всех её вариациях.
Где Вы работаете сейчас и какова Ваша основная должность и научные интересы? Расскажите чем вы занимаетесь как учёный?
— Я работаю ассистентом кафедры истории России нашего Университета, а также младшим научным сотрудником отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН. Вдобавок работаю специалистом научной лаборатории «Исторические процессы и социально-политические технологии»Института истории и политики. Сплав получился интересным: с одной стороны, молодой преподаватель одного из лучших истфаков, с другой стороны – молодой учёный в полном смысле этого слова. По функциям же всё достаточно просто: чаще всего я работаю с вопросами историографии, методологии и теории исследовательской деятельности. Но про источники не забываю, и сейчас пишу в первую очередь источниковедческую работу по министру иностранных дел Российской империи Н. К. Гирсу.
Отдел содействия трудоустройству студентов МПГУ помогает студентам искать не только работу в школах, но и стажировки, проекты в научных группах, лабораториях. Как Вы считаете, насколько важна такая практика и раннее погружение в научную среду для молодого исследователя?
— Работать в коллективе единомышленников по цеху (даже если их научные взгляды совершенно различны) – не просто желательно, а скорее даже обязательно для молодого исследователя. В этом плане я безумно благодарен всем своим коллегам за то, что они помогают мне учиться быть тем, кем я выбрал быть не только «по букве диплома», но и по сути. Поэтому инициатива Вашего отдела – крайне правильная, на мой взгляд.
С точки зрения учёного и работодателя, какие компетенции, помимо глубоких предметных знаний, Вы считаете crucial (решающими) для молодого специалиста, приходящего в науку?
— Умение систематизировать информацию. Пожалуй, это самое главное.
Что бы Вы посоветовали студенту МПГУ, который горит наукой и хочет связать с ней жизнь, но не знает, с чего начать? Какие три конкретных шага он может сделать уже на 1-2 курсе?
— Во-первых, не нужно бояться. Помните, что практически все ваши работы на начальном этапе вашего пути – это работы во многом учебные. Вы учитесь читать, вы учитесь писать, вы учитесь думать. Не нужно бояться ошибиться. Во-вторых, найдите себе если не научного руководителя конкретно по выбранной вами сфере (ведь сферу, будем честны, вы много раз поменяете), а конкретно наставника по «академическому письму». Вам нужно научиться у кого-то писать и вести определённый тип деятельности. И тут очень нужна помощь старшего коллеги. Можете обратиться, к слову, к товарищам из студенческих научных обществ, из советов молодых учёных. Они для того и нужны, чтобы помочь.
Что посоветуете тем, кто сомневается: идти в «чистую» науку или искать прикладное применение своим знаниям? Как найти баланс?
— Такого баланса я пока и сам не нашёл, поэтому тут не подскажу. Могу высказать лишь следующее: не бойтесь экспериментировать, да и просто помните, что «вернуться» в «чистую» науку вы всегда сможете. Нужно лишь желание.
Где, помимо вузов, сегодня может найти себя исследователь с фундаментальным педагогическим образованием?
— Институты и отделения Российской академии наук – вот мой ответ. Безусловно, мне повезло, что меня заметили. Но мой пример лишь подтверждает практику: молодые кадры нужны сейчас везде, и наш вуз готовит как раз хороших специалистов.
Какой главный совет Вы дадите нынешним студентам, которые только открывают для себя мир науки и возможностей?
— Не бойтесь быть собой и заниматься тем, что вам нравится. Остальное же приложится.






