Ушел из жизни великий русский писатель Валентин Григорьевич Распутин.
Редкий случай в нашей истории: Распутина уже при жизни называли классиком русской литературы. Он был ее совестью.
Распутин всегда говорил негромко, но к слову его прислушивались. Это было Слово в самом высоком его значении – Слово, исполненное духовности, неравнодушия, любви к родной земле.
Одно из сквозных понятий в творчестве Распутина – Память:
«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста».
Мы помним, что Валентин Григорьевич был связан с нашим Университетом, выступал перед преподавателями и студентами, как-то даже удивлялся, что столько современных молодых людей в наше далеко не сентиментальное время пришли на встречу с ним.
Мы изучаем произведения Распутина на занятиях, делаем доклады о его творчестве, защищаем диссертации. Но главное – научиться жить так, как жил великий писатель – по совести, по законам любви и порядочности.
Это нужно прежде всего нам самим.
Мы будем размещать на нашем сайте воспоминания преподавателей, сотрудников МПГУ, встречавшихся с Валентином Распутиным, или тех, кто учился на его книгах, опыте его души и жизни…
В 2012 г. кафедра русской литературы XX-XXI веков и журналистики (сегодня – объединенная кафедра русской литературы) инициировала издание коллективной монографии “Творчество В.Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи”.
В. Г. Распутин знаменует собой высшие духовные и эстетические достижения отечественной культуры ХХ–ХХI веков. Все более насущным становится осмысление эстетических сторон его творчества и тех системных связей, которые укореняют его не только в истории русской литературы, но и в мировом литературном процессе.
Возрастает сегодня и потребность в выявлении природы его художественного языка.
В статьях авторов сборника (среди них российские ученые, зарубежные слависты, аспиранты, студенты) открываются новые грани и глубинные смыслы художественного и публицистического слова В. Г. Распутина: оно вписано в широкий социально-исторический, ментальный, эстетический контекст международной культуры; проявлена сложная система перекличек с К. Паустовским, Б. Пастернаком, В. Быковым, В. Беловым, Гр. Тютюнником, Вен. Ерофеевым, У. Фолкнером, Дж. Сэлинджером; раскрыт механизм воздействия на зарубежных читателей и исследователей Украины, Польши, Америки.