22 марта 2024 г. в Институте детства состоялась Весенняя научная сессия кафедры психологической антропологии, которая была посвящена результатам научно-исследовательской деятельности ее разных научных школ за 2023 г. Вела заседание Елена Игоревна Адамян, зам. директора по научной работе, к.филол.н. Встреча проходила в смешанном формате.
Открыла научную сессию Диана Борисовна Богоявленская, д.психол. наук, профессор с докладом «От дара к одаренности: от слова к понятию», который представлял собой определенный исторический экскурс развития представлений о творчестве. Диана Борисовна, рассказывая, как менялось понимание одаренности на протяжении столетий, обращалась к трудам средневековых богословов, философов разных эпох неслучайно: гегелевская мысль о том, что нельзя понять предмет, если не уяснить весь путь развития, которое оно проходит, – для нее является определяющей. В докладе были затронуты такие вопросы, как: что представляет собой одаренность, в какой взаимосвязи находится высокий интеллект и одаренность, что понимается под креативностью, следует ли ставить знак равенства между креативностью и одаренностью? Изучая феномен одаренности на протяжении полувека, Диана Борисовна определяет одаренность как способность к творчеству, которая реализуется в развитии деятельности по собственной инициативе.
Продолжила выступление Лидия Бернгардовна Шнейдер, доктор психол.н., профессор с докладом «Авторитет педагога в условиях цифровизации». Образование сегодня связано с цифровой трансформацией, повсеместное использование цифровых технологий и искусственного интеллекта неизбежно. Это во много определило и актуализировало образовательные вызовы и образовательные риски, с которыми сталкивается педагог, именно о них говорила Лидия Бернгардовна, делясь последними исследованиями по этой проблематике. Тема профессионального выбора прозвучала в докладе Луизы Игоревны Адамян, зав.кафедрой «Адаптационная программа «Погружение» как условие осознанного выбора профессионального пути (на примере студентов дефектологов)». В нем были раскрыты результаты исследования, связанные с тем, как содержание программы влияет на построение траектории профессионального пути при выборе профиля будущего педагога-дефектолога.
Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор рассказал о масштабном исследовании, связанном с изучением особенностей агентности подростков, участвующих в интеллектуальных конкурсах. Предварительно была представлена теоретическая рамка исследования, описана специфика структуры агентности, диагностический инструментарий шкалы, позволяющей замерить данный феномен, характеристика выборки по школам России, после – подробные результаты с аналитическими выводами. Логическим продолжением стал доклад Екатерины Вячеславовны Трифоновой, к.психол.н., доцент, на тему «Детская исследовательская деятельность: зависимость эффектов развития от способов организации деятельности». В нем была затронута проблема, связанная с тем, как часто различные эрзац-формы выдаются руководителями детских исследовательских работ как настоящее исследование, в то время как таковыми не являются. Ведущий показатель отличия, по мысли Екатерины Вячеславовны, – какой эффект развития для ребенка влечет за собой организуемая деятельность: формирует ли она понимание причинно-следственных связей, осваиваются ли какие-то исследовательские методы и т.д. В дискуссии по этой проблематике приняла участие Инна Сергеевна Конрад, подчеркнув значимость и актуальность исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников, в том числе для участия в ряде конкурсов, экспертами которых традиционно выступают преподаватели кафедры, например, Чтения им. В.И. Вернадского
Выступление продолжили Елена Игоревна Адамян, к.филол.н., доцент кафедры, Елена Борисовна Колосова, старший преподаватель кафедры, на тему «Читательский клуб в вузе: принцип ризомы — от личных предпочтений к профессиональным стратегиям», в котором рассматривались принципы ризомы в гуманитарном знании во взаимосвязи с деятельностью читательского клуба Института детства, а также инструмент читательских практик как «путь к себе» и способ самостроительства человека.
В докладе «Сопровождение обучения студентов вожатской деятельности в инклюзивном образовании» Елена Владимировна Жукова., ст. преподаватель делилась материалами проведенного исследования на тему отношения к вожатской практике студентов факультета начального образования и дефектологического, выходящих в этом году на летнюю практику в детские лагеря. В опросе приняли участие 162 человека из общей выборки 498 человек. Половина опрошенных признавались, что если бы не организованная летняя вожатская практика, они бы все равно хотели бы попробовать себя в роли вожатого. Исследование в настоящий момент еще продолжается.
О специфике миропонимания детей и молодежи с различными образовательными потребностями в цифровую эпоху рассказала Наталья Борисовна Ковалева, к. психол. н., доцент. С темой «Презентация дидактического материала как методическая основа образовательной деятельности в классе Монтессори (опыт исследования)» продолжил Константин Евгеньевич Сумнительный, доктор пед.наук, профессор. Презентация (короткий урок), используемая в контексте метода Монтессори создаёт возможности для индивидуализации образовательного процесса, и, исходя из проведенного исследования, это действенный инструмент, позволяющий не только обучить ребёнка, но и оказать влияние на воспитательный процесс.
Проблема мотивации к занятиям плаванием юных спортсменов (8-14 лет) была раскрыта в докладе Нины Леонидовны Кондратьевой, к. психол. н., доцент. Исследование проводилось на базе московского комплекса спортивного олимпийского резерва, и основной вывод был связан со значимостью роли педагога в тренировочном процессе, а именно: большинство детей – 90% – были за то, чтобы у них был строгий тренер. Анализ анкет в целом показал, что ведущим фактором занятий в секциях является личность тренера, более того, чем старше ребенок, тем явственнее переход от внешних мотивационных факторов к внутренним, то есть это желание достичь определенных результатов спортивных, и продвижение, и успешное выступление на соревнованиях.
Ирина Николаевна Воробьева представила выступление на тему «Детское рисование как средство развития универсальных способностей в раннем возрасте», в котором обратила внимание на важность рисования в образовательной деятельности детей раннего возраста. Познакомила с содержанием, методами, приемами и средствами организации рисования с детьми раннего возраста. Поделилась интересным опытом взаимодействия педагога и детей в процессе игр-занятий по рисованию.
Весенняя научная сессия была завершена докладом «Мотивационные различия в получении высшего образования студентами разных культур» Светланы Валентиновны Мурафы, к. психол. н., доцента, в котором были раскрыты мотивационные детерминанты студентов России, Китая и Африки (Чад, Камерун), и роль национально-психологических особенностей, специфики культуры, которая оказывает влияние на выбор. Так, например, мотивация студентов Китая определяется мотивацией достижения успеха, в то время как у студентов России движущий мотив – боязнь неудачи.
Весенняя сессия позволила ее участникам увидеть широкий спектр научных исследований, а возникшие дискуссии наметили дальнейшие пути развития научной деятельности кафедры психологической антропологии.