22 марта 2024 г. на кафедре логопедии дефектологического факультета Института детства прошла традиционная секция «Актуальные проблемы логопедии» в рамках Весенней научной сессии МПГУ.
В работе секции приняли участие преподаватели и аспиранты кафедры логопедии.
Во вступительном слове заведующий кафедрой А.А. Алмазова указала на существование разнонаправленных исследовательских векторов к диагностике и коррекции речевых нарушений и на важность единого подхода к проблемам изучения различных аспектов в рамках научной школы кафедры.
Доклад доктора педагогических наук, профессора Т.Б. Филичевой и доктора педагогических наук и профессора Т.В. Тумановой «Персонализированное логопедическое обследование детей 3-х лет» был посвящен проблеме обследования детей с нарушениями речи. Слушателям был представлен разработанный авторами альбом для логопедической диагностики детей 3 летнего возраста в различных институциональных условиях. Альбом включает материал для базового и расширенного обследования ребенка в рамках персонализированной диагностики и позволяет последовательно-параллельно провести изучение речевых и неречевых линий развития ребенка.
Проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста была темой доклада кандидата педагогических наук, доцента Н.Ю. Шариповой «Когнитивно-регулятивная направленность формирования слоговой структуры слова у дошкольников». В докладе были представлены примеры обучающих заданий для различных этапов коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями.
Об одном из важных направлений работы логопеда с заикающимися детьми рассказала слушателям кандидат педагогических наук, доцент В.П. Мерзлякова. В своем докладе «Работа с семьей в процессе логопсихокоррекции заикания у дошкольников» она осветила проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с ребенком с заиканием и его семьей.
Доклад кандидата педагогических наук, доцента А.А. Лагутиной, кандидата педагогических наук, доцента М.М. Любимовой и кандидата педагогических наук, доцента Н.Ю.Шариповой «Преодоление нарушений чтения у младших школьников: переход от техники к осмыслению» был посвящен начальному этапу обучения чтению. Докладчики представили авторское пособие «Читать нетрудно», выпущенное издательством «Просвещение». В рабочих тетрадях представлены систематизированные занятия с различными заданиями, направленными на развитие техники чтения и понимания прочитанного.
Об особенностях проявлений речевых нарушений у взрослых пациентов рассказала в своем докладе «Речевые нарушения у взрослых при заболеваниях головного мозга» доцент кафедры О.Д. Ларина. Докладчик обратил внимание слушателей на заболевания головного мозга, лежащие в основе речевых нарушений. О.Д. Ларина обосновала необходимость логопедической работы в рамках междисциплинарной команды специалистов, а так же рассказала о новом направлении в работе логопеда медицинского учреждения – нутритивной поддержке пациентов.
Особенности коррекции звукопроизношения обсуждались в докладе «Методика бесконтактной постановки звуков», представленном кандидатом педагогических наук, доцентом А.В. Соболевой.
Также на секции выступили аспиранты кафедры и познакомили слушателей с результатами своей научной работы.
Проблемы иноязычной подготовки студентов-логопедов представлены в докладе «Методического потенциала интеграции тезаурусного моделирования и корпусных инструментов в процессе иноязычной подготовки студентов-логопедов» старшего преподавателя кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики И.И. Андерсен (научный руководитель – д.п.н., заведующий кафедрой логопедии А.А. Алмазова). Она обратила внимание слушателей на важность профессиональной лингвистической подготовки будущих логопедов.
Проблема чтения стала темой доклада аспиранта Е.А.Касаткиной (научный руководитель – к.п.н., профессор Г.В. Бабина). В своем докладе «Когнитивная визуализация читательской деятельности школьников: от теории к практике» она познакомила слушателей секции Е.А. Касаткина познакомила слушателей с новыми подходами к вопросам понимания художественных текстов.
Аспирантка З.С. Гамидова (научный руководитель – доцент Н.Ю. Шарипова) в своем докладе «Современные аспекты исследований учебной коммуникации обучающихся основной школы» представила различные теоретические подходы к изучению проблемы учебной коммуникации.
Доклады аспирантов Ю.Ю. Рудометовой «Использование глюттонической лексики с пациентами с дисфагией» (научный руководитель – д.п.н., профессор О.С. Орлова); Е.А. Королевой «Модель логопедической работы с пожилыми пациентами с афазией с применением дистанционных технологий» (научный руководитель – д.п.н., профессор О.С. Орлова); Е.Ю. Крыжановской и Е.С. Корецкой «Коммуникативный синтаксис устной и письменной речи пациентов с афазией» (научный руководитель – д.п.н., профессор А.А. Алмазова) освещали различные аспекты нарушений устной и письменной речи пациентов различного возраста с афазией и другими нарушениями, а также проблемы их реабилитации.
Представленные на весенней научной сессии доклады вызвали оживленную дискуссию участников секции.