Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Весенняя научная сессия на кафедре логопедии

Новости МПГУ

22 марта 2024 г. на кафедре логопедии дефектологического факультета Института детства прошла традиционная секция «Актуальные проблемы логопедии» в рамках Весенней научной сессии МПГУ.

В работе секции приняли участие преподаватели и аспиранты кафедры логопедии.

Во вступительном слове заведующий кафедрой А.А. Алмазова указала на  существование   разнонаправленных  исследовательских векторов  к диагностике и коррекции речевых нарушений  и  на важность единого подхода к проблемам  изучения  различных аспектов  в рамках научной школы кафедры.

Доклад доктора педагогических наук, профессора Т.Б. Филичевой и доктора педагогических наук и  профессора Т.В. Тумановой «Персонализированное логопедическое обследование детей 3-х лет» был посвящен проблеме обследования детей с нарушениями речи. Слушателям был представлен разработанный авторами альбом для логопедической диагностики детей 3 летнего возраста в  различных институциональных условиях.   Альбом включает материал для базового   и расширенного  обследования  ребенка в рамках персонализированной диагностики  и  позволяет последовательно-параллельно провести изучение речевых и неречевых  линий развития ребенка.

Проблема  формирования  слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста   была  темой доклада кандидата педагогических наук, доцента Н.Ю. Шариповой  «Когнитивно-регулятивная направленность формирования слоговой структуры слова у дошкольников». В докладе были представлены примеры обучающих заданий для различных этапов коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями.

Об одном из важных направлений работы логопеда с заикающимися детьми  рассказала слушателям  кандидат  педагогических наук, доцент В.П. Мерзлякова. В своем докладе «Работа с семьей в процессе логопсихокоррекции заикания  у дошкольников» она осветила   проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с  ребенком с заиканием и его семьей.

Доклад  кандидата педагогических наук, доцента  А.А. Лагутиной, кандидата педагогических наук, доцента М.М. Любимовой и   кандидата педагогических наук, доцента Н.Ю.Шариповой  «Преодоление нарушений чтения у младших школьников: переход от техники к осмыслению» был посвящен  начальному этапу обучения чтению. Докладчики представили авторское пособие «Читать нетрудно», выпущенное издательством «Просвещение». В  рабочих тетрадях представлены систематизированные занятия с различными заданиями, направленными на развитие техники чтения и понимания прочитанного.

Об особенностях  проявлений речевых нарушений у взрослых пациентов  рассказала в своем докладе «Речевые нарушения  у взрослых  при заболеваниях головного мозга»  доцент кафедры О.Д. Ларина. Докладчик обратил внимание слушателей на  заболевания головного мозга, лежащие в основе  речевых нарушений. О.Д. Ларина обосновала необходимость логопедической работы в рамках междисциплинарной команды специалистов, а так же рассказала  о  новом направлении в работе логопеда медицинского учреждения – нутритивной поддержке пациентов.

Особенности коррекции звукопроизношения обсуждались  в докладе «Методика бесконтактной постановки звуков», представленном  кандидатом  педагогических наук, доцентом  А.В. Соболевой.

Также на секции выступили аспиранты кафедры и познакомили слушателей с результатами своей научной работы.

Проблемы иноязычной подготовки студентов-логопедов представлены в докладе  «Методического потенциала интеграции тезаурусного моделирования и корпусных инструментов в процессе  иноязычной подготовки студентов-логопедов» старшего преподавателя кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики И.И. Андерсен (научный руководитель – д.п.н., заведующий кафедрой логопедии А.А. Алмазова). Она обратила внимание слушателей на важность профессиональной лингвистической подготовки будущих логопедов.

Проблема чтения стала темой доклада аспиранта Е.А.Касаткиной (научный руководитель – к.п.н., профессор Г.В. Бабина). В своем докладе «Когнитивная визуализация читательской деятельности школьников: от теории к практике» она познакомила слушателей секции Е.А. Касаткина познакомила слушателей с новыми подходами к вопросам понимания  художественных текстов.

Аспирантка З.С. Гамидова (научный руководитель – доцент Н.Ю. Шарипова) в своем докладе  «Современные аспекты  исследований учебной коммуникации обучающихся основной школы»  представила  различные теоретические  подходы к изучению  проблемы  учебной  коммуникации.

Доклады  аспирантов  Ю.Ю. Рудометовой  «Использование глюттонической лексики с пациентами с дисфагией» (научный руководитель – д.п.н., профессор О.С. Орлова);  Е.А. Королевой   «Модель логопедической работы с пожилыми пациентами с афазией с применением дистанционных технологий» (научный руководитель – д.п.н., профессор О.С. Орлова); Е.Ю. Крыжановской и Е.С. Корецкой  «Коммуникативный синтаксис устной и письменной речи пациентов с афазией»  (научный руководитель – д.п.н., профессор А.А. Алмазова) освещали различные аспекты  нарушений устной и письменной речи пациентов  различного возраста с афазией и другими нарушениями, а также проблемы их реабилитации.

Представленные  на весенней научной сессии доклады  вызвали оживленную дискуссию участников секции.

 

26 / 03 / 2024

Показать обсуждение