Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Весенняя научная сессия на кафедре логопедии

Новости МПГУ

22 марта 2024 г. на кафедре логопедии дефектологического факультета Института детства прошла традиционная секция «Актуальные проблемы логопедии» в рамках Весенней научной сессии МПГУ.

В работе секции приняли участие преподаватели и аспиранты кафедры логопедии.

Во вступительном слове заведующий кафедрой А.А. Алмазова указала на  существование   разнонаправленных  исследовательских векторов  к диагностике и коррекции речевых нарушений  и  на важность единого подхода к проблемам  изучения  различных аспектов  в рамках научной школы кафедры.

Доклад доктора педагогических наук, профессора Т.Б. Филичевой и доктора педагогических наук и  профессора Т.В. Тумановой «Персонализированное логопедическое обследование детей 3-х лет» был посвящен проблеме обследования детей с нарушениями речи. Слушателям был представлен разработанный авторами альбом для логопедической диагностики детей 3 летнего возраста в  различных институциональных условиях.   Альбом включает материал для базового   и расширенного  обследования  ребенка в рамках персонализированной диагностики  и  позволяет последовательно-параллельно провести изучение речевых и неречевых  линий развития ребенка.

Проблема  формирования  слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста   была  темой доклада кандидата педагогических наук, доцента Н.Ю. Шариповой  «Когнитивно-регулятивная направленность формирования слоговой структуры слова у дошкольников». В докладе были представлены примеры обучающих заданий для различных этапов коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями.

Об одном из важных направлений работы логопеда с заикающимися детьми  рассказала слушателям  кандидат  педагогических наук, доцент В.П. Мерзлякова. В своем докладе «Работа с семьей в процессе логопсихокоррекции заикания  у дошкольников» она осветила   проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с  ребенком с заиканием и его семьей.

Доклад  кандидата педагогических наук, доцента  А.А. Лагутиной, кандидата педагогических наук, доцента М.М. Любимовой и   кандидата педагогических наук, доцента Н.Ю.Шариповой  «Преодоление нарушений чтения у младших школьников: переход от техники к осмыслению» был посвящен  начальному этапу обучения чтению. Докладчики представили авторское пособие «Читать нетрудно», выпущенное издательством «Просвещение». В  рабочих тетрадях представлены систематизированные занятия с различными заданиями, направленными на развитие техники чтения и понимания прочитанного.

Об особенностях  проявлений речевых нарушений у взрослых пациентов  рассказала в своем докладе «Речевые нарушения  у взрослых  при заболеваниях головного мозга»  доцент кафедры О.Д. Ларина. Докладчик обратил внимание слушателей на  заболевания головного мозга, лежащие в основе  речевых нарушений. О.Д. Ларина обосновала необходимость логопедической работы в рамках междисциплинарной команды специалистов, а так же рассказала  о  новом направлении в работе логопеда медицинского учреждения – нутритивной поддержке пациентов.

Особенности коррекции звукопроизношения обсуждались  в докладе «Методика бесконтактной постановки звуков», представленном  кандидатом  педагогических наук, доцентом  А.В. Соболевой.

Также на секции выступили аспиранты кафедры и познакомили слушателей с результатами своей научной работы.

Проблемы иноязычной подготовки студентов-логопедов представлены в докладе  «Методического потенциала интеграции тезаурусного моделирования и корпусных инструментов в процессе  иноязычной подготовки студентов-логопедов» старшего преподавателя кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики И.И. Андерсен (научный руководитель – д.п.н., заведующий кафедрой логопедии А.А. Алмазова). Она обратила внимание слушателей на важность профессиональной лингвистической подготовки будущих логопедов.

Проблема чтения стала темой доклада аспиранта Е.А.Касаткиной (научный руководитель – к.п.н., профессор Г.В. Бабина). В своем докладе «Когнитивная визуализация читательской деятельности школьников: от теории к практике» она познакомила слушателей секции Е.А. Касаткина познакомила слушателей с новыми подходами к вопросам понимания  художественных текстов.

Аспирантка З.С. Гамидова (научный руководитель – доцент Н.Ю. Шарипова) в своем докладе  «Современные аспекты  исследований учебной коммуникации обучающихся основной школы»  представила  различные теоретические  подходы к изучению  проблемы  учебной  коммуникации.

Доклады  аспирантов  Ю.Ю. Рудометовой  «Использование глюттонической лексики с пациентами с дисфагией» (научный руководитель – д.п.н., профессор О.С. Орлова);  Е.А. Королевой   «Модель логопедической работы с пожилыми пациентами с афазией с применением дистанционных технологий» (научный руководитель – д.п.н., профессор О.С. Орлова); Е.Ю. Крыжановской и Е.С. Корецкой  «Коммуникативный синтаксис устной и письменной речи пациентов с афазией»  (научный руководитель – д.п.н., профессор А.А. Алмазова) освещали различные аспекты  нарушений устной и письменной речи пациентов  различного возраста с афазией и другими нарушениями, а также проблемы их реабилитации.

Представленные  на весенней научной сессии доклады  вызвали оживленную дискуссию участников секции.

 

26 / 03 / 2024

Показать обсуждение