12-14 мая 2023 г. в Институте детства под руководством доцента кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой успешно прошла VI Весенняя психологическая школа (ВПШ). В организации и проведении данного события, помимо преподавателей кафедры принимали участие выпускники МПГУ – члены актива Герменевтического клуба. Важной особенностью школы было то, что проектирование замысла проходило совместно со студентами вечернего бакалавриата второго курса, обучающихся по программе «Психологическая и педагогическая антропология» и с учетом запросов студентов 3 курса факультета начального образования. В результате в качестве основной проблемы темы школы была выдвинута проблема становления настоящего творческого профессионала и родилась многогранная но целостная программа “Жизненный путь в профессию и творчество”. Начинается она с очень сложной темы — невидимого фронта военного времени, но невидимая брань пронизывает весь наш путь. На ВПШ удалось собрать профессионалов разной направленности и разного возраста, которые делились опытом поиска своего профессионального пути и тем, что дает силы идти дальше. По традиции и по сути рефлексивно-позиционного подхода со-бытийность усиливалась арт-упражнениями, со-настройками, парадоксальностью фиксаций, глубоким герменевтическим контекстом, различными формами творческой рефлексии. В результате родилось множество размышлений, раздумий, вопросов, импровизаций в форме сценок, рисунков, хокку.
Вот что пишут о событии сами участники:
Анастасия Чупахина, Татьяна Шмакова, 3 курс факультета начального образования. 12.05.23: «VI Весенняя психологическая школа была открыта мастер-классом Ирины Дмитриевны Демаковой и Наталья Борисовны Ковалевой “Невидимый фронт в психолого-педагогической практике: жизнь в ритме сердца ребенка!”, который мы, студенты 3 курса, без раздумий посетили и остались под впечатлением! Наталья Борисовна затронула чрезвычайно серьезную тему, которая не могла оставить участников равнодушными. Мы говорили о детях Бухенвальда, о творящихся ха стенами ужасах, о подвиге русского человека. Нами был просмотрен специальный кинофильм, демонстрирующий то, что вызывало слезы, что напрямую воздействовало на наши чуткие сердца. После просмотра состоялся обмен мнениями, обсуждение и варианты работы педагога по предупреждению столь бездушных и жестоких событий. Несмотря на сложность темы, мы вышли с легким сердцем, потому что были уверены в том, что пока существуют люди, для которых эти ужасные страницы истории не просто факт, мы можем быть спокойны за нравственное воспитание подрастающего поколения. Выражаем огромную благодарность Наталье Борисовне за столь трепетное отношение к проведенному мероприятию и подаренную нам книгу “Как в капле росы”, написанную по воспоминаниям о войне членами кафедры психологической антропологии!»
Ольга Барнацкая, 3 курс факультета начального образования. 12.05.23: «Мастер-класс И.Д. Демаковой и Н.Б. Ковалевой “Невидимый фронт в психолого- педагогической практике: жизнь в ритме сердца ребёнка” произвёл на меня сильное впечатление. На мастер-классе каждый человек увидит разные проблемные вопросы. На мой взгляд, основные проблемные вопросы: Из-за чего люди становились такими жестокими? Настоящий учитель – он какой? Есть ли жизнь во время войны?
Эти вопросы находят отражение и в современном мире. К сожалению, не все люди задумываются о том, что такие проблемные вопросы существуют и как дать ответ на них.
Думаю, если большое количество людей задумаются над этим, то сформулируют свои ответы по-разному. Я считаю, важно, чтобы люди как можно больше узнавали о том, что происходило в годы Великой Отечественной войны. Это будет одна из основных частей патриотического воспитания. Так, на примере прошлого можно укреплять веру в свою Родину в настоящее время».
Татьяна Кириченко, 3 курс факультета начального образования. 12.05.23: «Мастер-класс “Невидимый фронт в психолого-педагогической практике: жизнь в ритме сердца ребёнка” был продуман и проведён таким образом, что позволял присутствующие проникнуться темой, которая сейчас остро стоит в нашем мире. Помимо документального фильма о подвигах учителей во время Второй Отечественной Войны по спасению детей, который вызвал сильное переживание и одновременно задал высокий смысл профессии “педагог”, очень важны были живые воспоминания Натальи Борисовне о том, как ее отец, молодой поэт, в после войны, ставший достаточно известным ученым, педагогом, психологом – попал в плен, и выжил в Бухенвальде. В процессе мастер класса у каждого человека появились свои проблемные вопросы, я выделю несколько, которые считаю самыми важными: Почему в людях есть жестокость? Какую роль играет Учитель в жизни человека? Благоприятное впечатление произвела атмосфера общения. В воздухе витала заинтересованность в тематике мастер-класса. Нужно больше посвящать детей в тему Великой Отечественной Войны. Многие забывают про своих дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, благодаря которым мы живём сейчас».
Елена Ленская, 2 курс дефектологического факультета, кафедра психологической антропологии. 12.05.23: «У меня яркие впечатления от первого дня участия в ВПШ! Мы посмотрели фильм о военном времени с фрагментами о Я. Корчаке, о том, как учили и спасали детей в Бухенвальде и удивительной учительнице, спасшей более 3000 детей Смоленщины. Такой фильм чрезвычайно тяжело смотреть, но именно такие образцы оставляют след в нашей жизни. История о который мы должны всегда помнить, воспитывая в детях гуманность. Также была потрясающая лекция с выпускницей МПГУ Анной Зуевой. Она рассказала о работе с глухими детьми, о жестовом языке, считаю, что автор презентовал свою работу самым лучшим образом, что захотелось ближе ознакомиться с жестовым языком и автор презентации очень светлый человек, с которым просто хотелось познакомиться ближе!”
Сусанна Айрумян, 2 курс дефектологического факультета, кафедра психологической антропологии. 13.05.23: «13 мая я побывала на замечательных мастерских ВПШ, которые организовала Н.Б. Ковалева. У меня остались только положительные эмоции. В самом начале Наталья Борисовна проводила с нами разные упражнения на инициацию творческого мышления и внимательного отношения к друг другу. Я узнала больше о некоторых из своих одногруппниц, и мне кажется, что мы стали ближе к друг другу. Дальше с нами работали уже профессионалы, которые еще недавно сами были дипломниками Натальи Борисовны. Они рассказали нам о своем опыте вхождения в профессию, поделились психологическими методиками работы. Больше всего на меня произвел впечатление мастер класс А.А. Гудковой “Метод действия психодрама”. Я вызвалась стать протогонистом в социодраме, и мне удалось поработать с Анастасией, что позволило лучше узнать и понять себя. Я выбрала некоторых людей из зала, дала им социальные роли, внутренне осмысленные как самые важные в моей жизни на данный момент. Потом я разговаривала, взаимодействовала, устанавливала комфортную дистанцию с каждым. Для меня это был новый опыт, который помог посмотреть на себя со стороны, увидеть полную картину происходящего и понять себя и свое окружение немного лучше. Я хочу поблагодарить всех, кто участвовал в событии: это было невероятно полезно и увлекательно! Продолжаю размышлять и искать ответы на вопросы. Получила огромный заряд энергии поиска и смысла! Спасибо!»
Екатериина Цыгулева, Наталья Ламонова, 2 курс дефектологического факультета. 13.05.23: «На субботнем дне ВПШ с первых минут под мягким модерированием Наталья Борисовны у нас была командная работа, мы пытались услышать и почувствовать другого через включение собственного образного мышления и интуиции: на это были направлены многие игры и арт-упражнения (цвет настроения, счёт до 20 с закрытыми глазами). Такая со-настройка позволила сблизиться между собой и подготовила нас к дальнейшей со-творческой работе.
Новым направлением в работе психолога был мастер-класс Н.Б. Ковалевой с карточками Dixit. Рассказать о себе, своих взглядах на профессию, оказывается, можно через интерпретацию изображений на карточке. Это очень интересно, узнать, как воспринимает, что замечает на иллюстрациях каждый человек, поскольку на этих уникальных и сложных картинках каждый находит что-то свое, то, что откликается у него внутри. Практикующие специалисты не только смогли рассказать о себе и профессии, но и быть наравне с нами, казалось, будто мы все на одном уровне, это очень ценно.
В рамках фрагмента авторской сюжетно-деятельностной игры “Выбор профессии будущего” были поставлены серьезные вопросы стремительном изменении мира профессий, вытеснения человека ИИ, что значит настоящий профессионализм. Интересно было создавать свои образы в наших подгруппах и читать замыслы других в сценках. В своих пантомимах мы постарались отразить важные на сегодняшний день проблемы: искусственный интеллект и человек, профессии будущего, умирающие профессии и многие другие. Особенно впечатлила импровизация команды герменевтического клуба, которые показали, что настоящий профессионал-психолог не только сопереживает, но помогает подняться над проблемой, творчески переосмыслить свою жизнь. Свою мыль они подкрепили строками из стихотворения Бориса Пастернака “И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство”.
Наиболее яркое впечатление тем не менее произвел мастер-класс выпускницы кафедры психологической антропологии Анастасии Гудковой по психодраме. На примере исследования внутреннего мира нашей одногруппницы через драматическую импровизацию можно было увидеть, как проходят групповые сеансы психодрамы, приобрести совершенно новый опыт рассмотрения и преобразования собственного социального пространства».
Екатерина Ломовцева, 2 курс дефектологического факультета кафедра психологической антропологии. 13.05.23: «В первую очередь, хотелось бы поблагодарить Вас, Наталья Борисовна, как организатора и руководителя, а также модераторов: Анастасию Гудкову, Светлану Данильчеву, Александра Метелкина, Виталия Минаева.
Проведенные мастер-классы, включая арт-упражнения из фрагмента СДИ Н.Б. Ковалевой «Выбор профессия будущего», который поставил перед нами острый вопрос о том, кто такой настоящий профессионала современном информационном обществе, во мне очень откликнулись. Дальнейшие мастерские не только отвечали на этот вопрос, но и раскрывали перед нами разные интересные порой парадоксальные пути в профессию.
После участия в мастерской Анастасии Гудковой “Метод действия – психодрама” есть над чем поразмыслить. Я представила себя на месте антагониста, по примеру материала Сусанны, и поняла, что не все так просто, ведь нужно увидеть окружающую тебя картину со стороны и задать вопрос, а все ли мне нравится и было бы лучше что-то поменять в ней.
“Опыт психолого-педагогической поддержки в жизни и профессиональной практики” мне был очень близок, так как каждый день я сталкиваюсь с семьями с детьми с ОВЗ. Чаще всего, это уставшие и очень тревожные за судьбу своего ребенка мамы и папы. Думаю, Светлане Вячеславовне Данильчевой было сложно говорить об этой теме, но я благодарна, что она поделилась своим опытом. Это на самом деле натолкнуло меня на мысль, что нужно больше узнать об этом, в частности, о способах поддержки и сопровождения семей, имеющих ребенка с ОВЗ.
Что касается “Практикума по ЛогоАрту” Виталия Минаева – мне было очень интересно посмотреть на результат своего рисования. Вопросы, от которых следовало отталкиваться касались внутреннего состояния. Однако, мне было совершенно не за что зацепиться, поэтому я просто рисовала с пустой головой, делала с красками то, что хотела под красивую, мелодичную музыку. В конце я не ответила на вопрос, какой посыл дает мне изображение, но я обязательно сохраню его и, возможно, со временем найду ответ”.
Валентина Никитина, 3 курс факультета начального образования.12.05-13.05.23: «Наталья Борисовна, здравствуйте!
Благодарю за возможность посмотреть прекрасный фильм о мужестве, стойкости и отваге учителей. Когда формируешь свой стержень, это очень важно. Меня вдохновил фильм, и я еще решительнее понимаю, что хочу работать учителем, несмотря на всё сложности, которые будут встречаться на пути! Книжка “Как капле в росы”, подаренная Вами. послужит важным подспорьем в этих поисках.
Вдохновил рассказ Анны про работу со слабослышащими и глухими. С каким интересом человек рассказывал о своей практике! Это здорово! С интересом услышала о том, как живут люди со слабым слухом или без слуха вообще, почерпнула много нового
Очень рада знакомству с Вами лично! Спасибо за душевную творческую атмосферу и сложные вопросы двух дней, на которых мне удалось побывать!
Впечатлили молодые специалисты Анастасия, Светлана, Виталий. Узнала еще некоторые методы работы из разных психологических школ, которые могут помочь мне. Тем самым расширила свой кругозор и поле своих размышлений, обогатила свою методическую копилку. Собираюсь на психодраматическую конференцию. Мне также понравилось, что все специалисты были вашими выпускниками, что показывает наглядно, как важен наставник, учитель, проводник в формировании личности! Как важны продолжение взаимодействия и поддержка в профессиональном становлении после окончания вуза. Удивительный пример! И может быть в принципе самое ценное, что я выношу из Весенней Психологической Школы – это переосмысление значения встреч для меня лично, идею которого Вы подсказали в рассказе о методике Линии жизни и, конечно, принцип творческой рефлексии. Спасибо за встречи и почву для размышлений!»
Александр Круглов, магистрант Псковского государственного университета, слушатель курсов переквалификации по программе «Педагог дополнительного образования» Э.М. Галямовой. 14.05.23: «Солнце. День удачи. Всё сначала начинаю, Жизнь с умом я провожаю…»
По приглашению Н.Б. Ковалевой я принял участие в воскресной работе Весенней Психологической школы, и сразу погрузился в привычную для занятий Натальи Борисовны атмосферу образных ассоциаций, интересных вопросов и внимательного доброго отношения к друг другу.
Психотерапевтическое занятие “Хокку и чай”Натальи Владимировны Давыдовой – известного педагога, методолога, спикера, консультанта, автора проекта “Морегореморе” для людей, переживающих утрату – потрясло меня эмоциональной зарядкой переживания горя. Это был колоссальный опыт погружения в жизнь сквозь созерцание боли и утраты, воспринимаемый и выражаемый через хокку профессионалов и появившиеся здесь и сейчас у каждого. Такое погружение в сопровождении структурированного рассказа о тактах и этапах горевания в ситуации утраты позволило по-настоящему ощутить, что такое горе, и какую цену мы отдаем, пережив его! Спасибо за опыт, за долю счастья, избавиться от несчастья!»
Вероника Шастова, 2 курс дефектологического факультета, кафедра психологической антропологии. 12-14.05.23: «Фильм в первый день получился, как по мне, очень тяжелым началом. Для меня подобного рода погружение в тяжелую ситуацию лучше проходит в индивидуальном формате, поэтому я даже сказать ничего конкретного не могу по этому поводу, но переживание сохраняет свою силу
А вот мастер-класс по слабослышащим от Анны Зуевой превзошел все мои ожидания. Я в целом была одной из тех, кто предложил эту тему на планировании, поэтому была очень рада, что вы включили это в ВПШ. И подача, и полученная информация были на высоте. Какие-то базовые вещи об этом я уже знала (из лекций или внеурочных занятий), но личный опыт был очень интересный, за что хочется сказать отдельное спасибо.
Второй день начался с арт-упражнений и разминок из коллекции Н.Б. Ковалевой, в которых мы постепенно втягивались в размышление над сложными вопросами на пути в профессию и будили себя к творчеству. Мастерская Анастасии Гудковой по психодраме была просто великолепна. Я раньше никогда не слышала об этом, поэтому это было для меня в новинку. Но именно что-то такого формата меня всегда интересовало в психотерапевтической практике. Очень понравилось участвовать в самом действии и особенно озвученный впоследствии факт о самоанализе после подобного участия. Да, даже несмотря на то, что я не была главным действующим лицом (протагонистом), я все равно прочувствовала эту ситуацию и поняла что-то о себе и своей ситуации тоже. Я бы даже сказала, что не хотела бы далеко отходить от этой темы и удерживать на ней внимание. Я бы с удовольствием посетила и другие психодраматические мероприятия.
Практикум экзистенциального психолога-консультанта и логотерапевта Виталия Минаева “Лого-Арт” меня тоже увлек. Обычно я довольно скептично отношусь к таким расплывчатым формулировкам задания, но в этот раз это было не в тягость, а даже как будто более чем уместно. Я не почувствовала никакого дискомфорта ни во время рисования, ни во время рефлексии. Все было довольно гармонично и в приятной обстановке. Интересно было наблюдать как мастерски ведущий разворачивает один ход за другим, что тоже помогло натолкнуть на определенные мысли и сделать важные открытия о себе
Сегодня после увлекательных разминочных арт-упражнений и со-настроек был яркий мастер-класс про возможности переживания утрата с помощью сочинения хокку. Я никогда бы не подумала, что этот жанр может оказаться настолько полезным в диагностике. Даже не столько утраты и горя, а состояния в целом. Хокку – это же очень емкое и лаконичное описание состояния и/или переживания, поэтому очень выручает. Особенно когда не можешь сказать ничего конкретного, но с опорой на текст, картинку или атмосферу можно попытаться объяснить связь. Я в целом люблю стихосложение и поэтому очень рада, что мы смогли погрузиться в эту тему и я наконец-то перестала откладывать это в долгий ящик. На итог, как я и думала, мне это понравилось. Спасибо огромное Наталье Борисовне за такую многогранную практико-ориентированную школу, тонкое модерирование процессов и привлечение настоящих профессионалов! В целом за 3 дня мы проделали огромный путь и получили ценный опыт соучастия и сопереживания в разных формах психологической практики, а также продуктивного осмысления результатов».
Так по-разному, но личностно и продуктивно отозвались события VI Весенней психологической школы для каждого из участников. Программа оказалось столь насыщенной, что мы отменили несколько мастер-классов, а завершающую мастерскую Ф.А Ковалева в формате герменевтической встречи «Парадоксы профессионального становления в жизни и искусстве» (на материале киноновеллы «Колокол» из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» перенесли на неделю.
В заключение важно поблагодарить всех участников ВПШ за глубину сопереживания, творческую включенность, профессионализм; отдел технического сопровождения за внимательное отношение, Сергея Леонидовича Савина за шедевральные фотографии первого дня, Луизу Игоревну Адамян за организационную и эмоциональную поддержку и особенно Ирину Дмитриевну Демакову за содержательное и эмоциональное сопереживание на протяжении трех трудных и счастливых дней!