20 марта 2023 года на кафедре психологической антропологии Института детства состоялась Весенняя научная сессия. В ней было представлено 14 докладов. Мероприятие прошло в смешанном формате, что позволило расширить состав участников и слушателей, которые смогли подключиться онлайн для содержательного обсуждения проблематики научной дискуссии.
Встречу открыла д.психол.н., профессор Диана Борисовна Богоявленская, которая обозначила основные стратегии развития научного знания в современном мире, сделав акцент на проблематике феномена одаренности и путях его раскрытия. Продолжил выступления к.пс.н., профессор Алексей Сергеевич Обухов с докладом «Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – от прикосновения к погружению: офлайн, онлайн, гибрид». Доклад содержал результаты двух масштабных исследований: одно проводилось среди школ Хангаласского улуса Республики Якутии, а второе – среди образовательных организаций разных регионов РФ. Ключевой вопрос, на который отвечало содержание доклада, касался того, как участие в онлайн-кружках по естествознанию влияет на самоэффективность и мотивацию учащихся к изучению естественных наук.
О гуманистических основаниях госпитальной педагогики рассказала д.п.н., профессор Ирина Дмитриевна Демакова. Особое внимание было уделено одной из особенностей современного воспитания – необходимости учета в воспитательной деятельности педагога неоднородности состава детей (дети на длительном лечении, из семей мигрантов, беженцев, дети с инвалидностью и др.), и в этой связи является важным осмысление значимости гуманизации пространства детства как приоритетной задачи, в том числе госпитального педагога, решение которой позволило бы осознать феномен «детство», выстроить педагогическую деятельность в образовательной среде медицинского стационара и с учетом этого знания, быть понятым и принятым детьми.
В докладе к.психол.н., зав. кафедрой Луизы Игоревны Адамян «Включение студентов-дефектологов в образовательную среду вуза: научные подходы и практики» были раскрыты основные модели воспитательной работы, функционирующие в Институте детства МПГУ со студентами, будущими педагогами-дефектологами. Представленная модель включала себя цикл образовательных событий, в каждом из которых студенту предоставлялась возможность проявить свою активность, инициативность, ответственность в ходе освоения содержания конкретных мероприятий.
К.психол.н., доцент кафедры Наталья Борисовна Ковалева, в своем докладе раскрыла проблему исследования и формирования «soft skills» студентов в технологиях медиагерменевтики. Были представлены результаты экспериментальных программ, проводимых в детском лагере Иркутского региона, направленных на рост творческой активности учащихся.
К.филол.н., доцент кафедры Инна Сергеевна Конрад подняла дискуссионный, во многом полемический вопрос, связанный с целями, задачами, смыслами преподавания дисциплины «Народная педагогика» в современном вузе. Докладчиком были развенчаны мифы и заблуждения, иллюзорное понимание того, что есть народная педагогика, каким образом она может быть принята и входить в опыт современного человека, студента – будущего педагога.
Продолжила научную сессию старший преподаватель кафедры Ирина Николаевна Воробьева с докладом «Педагогические условия формирования творческих проявлений у детей раннего возраста в изобразительной деятельности». Были представлены промежуточные результаты исследования, связанные с выявлением и обоснованием тех условий, которые способствуют творческой активности детей до 3 лет. Некоторые положения доклада вызвали дискуссии относительно корректности используемых понятий, например, «ассоциации у детей раннего возраста».
А в докладе старшего преподавателя кафедры Антонины Евгеньевны Ростовской и коллеги Людмилы Лосевой на основе учебных программ Лаборатории сценических практик была поднята философская проблема творческого понимание себя-в-мире, как «антропологического сюжет в образовании».
В докладе к.филол.н., доцента кафедры Елены Игоревны Адамян и старшего преподавателя кафедры Колосовой Елены Борисовны были обобщены результаты исследования Института детства, проводимые в рамках проекта «Научно-методические основы воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью». Особое внимание в выступлении было уделено способам включения детей на длительном лечении и обучающихся на дому в воспитательную среду школы.
Участники весенней сессии затронули также вопросы, связанные с актуальными направлениями исследования сотрудников кафедры психологической антропологии, а именно: субъективное благополучие подростков (Семья Г. В., д.психол.н., профессор кафедры) функциональное развитие игры ( Е. В. Трифонова, к.психол.н., доцент кафедры); развитие невербального интеллекта у учеников начальной школы ( Н. Л. Кондратьева, к.психол.н., доцент кафедры); психолого-педагогические аспекты развития жизнестойкости учащихся в условиях социальной неопределенности ( А.Н. Фоминова, к.психол.н., профессор кафедры);влияние социального дистанцирования в период Covid-19 на психическое здоровье вьетнамских школьников (С.В. Мурафа, к.психол.н., доцент кафедры).
Подводя итоги, необходимо отметить, что все разнообразие исследовательских проектов, представленных на Весенней сессии, свидетельствует о том, что научная деятельность кафедры психологической антропологии продолжает развиваться и находит новые аспекты изучения и форматы взаимодействия между различными научными группами, что дает новые импульсы для последующих исследований.