Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Весенняя научная сессия кафедры психологической антропологии Института детства

Новости МПГУ

20 марта 2023 года на кафедре психологической антропологии Института детства состоялась Весенняя научная сессия. В ней было представлено 14 докладов. Мероприятие прошло в смешанном формате, что позволило расширить состав участников и слушателей, которые смогли подключиться онлайн для содержательного обсуждения проблематики научной дискуссии.

Встречу открыла д.психол.н., профессор Диана Борисовна Богоявленская, которая обозначила основные стратегии развития научного знания в современном мире, сделав акцент на проблематике феномена одаренности и путях его раскрытия. Продолжил выступления к.пс.н., профессор Алексей Сергеевич Обухов с докладом «Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – от прикосновения к погружению: офлайн, онлайн, гибрид». Доклад содержал результаты двух масштабных исследований: одно проводилось среди школ Хангаласского улуса Республики Якутии, а второе – среди образовательных организаций разных регионов РФ. Ключевой вопрос, на который отвечало содержание доклада, касался того, как участие в онлайн-кружках по естествознанию влияет на самоэффективность и мотивацию учащихся к изучению естественных наук.

О гуманистических основаниях госпитальной педагогики рассказала д.п.н., профессор Ирина Дмитриевна Демакова. Особое внимание было уделено одной из особенностей современного воспитания – необходимости учета в воспитательной деятельности педагога неоднородности состава детей (дети на длительном лечении, из  семей мигрантов, беженцев, дети с инвалидностью и др.), и в этой связи является важным осмысление значимости гуманизации пространства детства как приоритетной задачи, в том числе госпитального педагога, решение которой позволило бы осознать феномен «детство», выстроить педагогическую деятельность в образовательной среде медицинского стационара и с учетом  этого знания, быть понятым и принятым детьми.

В докладе к.психол.н., зав. кафедрой Луизы Игоревны Адамян «Включение студентов-дефектологов в образовательную среду вуза: научные подходы и практики» были раскрыты основные модели воспитательной работы, функционирующие в Институте детства МПГУ со студентами, будущими педагогами-дефектологами. Представленная модель включала себя цикл образовательных событий, в каждом из которых студенту предоставлялась возможность проявить свою активность, инициативность, ответственность в ходе освоения содержания конкретных мероприятий.

К.психол.н., доцент кафедры Наталья Борисовна Ковалева,  в своем докладе раскрыла  проблему исследования и формирования «soft skills» студентов в технологиях медиагерменевтики. Были представлены результаты экспериментальных программ, проводимых в детском лагере Иркутского региона,  направленных на рост творческой активности учащихся.

К.филол.н., доцент кафедры Инна Сергеевна Конрад  подняла дискуссионный, во многом полемический вопрос, связанный с целями, задачами, смыслами преподавания дисциплины «Народная педагогика» в современном вузе. Докладчиком были развенчаны мифы и заблуждения, иллюзорное понимание того, что есть народная педагогика, каким образом она может быть принята и входить в опыт современного человека, студента – будущего педагога.

Продолжила научную сессию старший преподаватель кафедры Ирина Николаевна Воробьева с докладом «Педагогические условия формирования творческих проявлений у детей раннего возраста в изобразительной деятельности». Были представлены промежуточные результаты исследования, связанные с выявлением  и обоснованием тех условий, которые способствуют творческой активности детей до 3 лет. Некоторые положения доклада вызвали дискуссии относительно корректности используемых понятий, например, «ассоциации у детей раннего возраста».

А в докладе старшего преподавателя кафедры Антонины Евгеньевны Ростовской и коллеги Людмилы Лосевой на основе учебных программ Лаборатории сценических практик была поднята философская проблема творческого понимание себя-в-мире, как «антропологического сюжет в образовании».

В докладе к.филол.н., доцента кафедры Елены Игоревны Адамян и старшего преподавателя кафедры   Колосовой Елены Борисовны были обобщены результаты исследования Института детства, проводимые в рамках проекта  «Научно-методические основы воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью». Особое внимание в выступлении было уделено способам включения детей на длительном лечении и обучающихся на дому в воспитательную среду школы.

Участники весенней сессии затронули также вопросы, связанные с актуальными направлениями исследования сотрудников кафедры психологической антропологии, а именно:  субъективное благополучие подростков (Семья Г. В., д.психол.н., профессор кафедры) функциональное развитие игры ( Е. В. Трифонова, к.психол.н., доцент кафедры); развитие невербального интеллекта у учеников начальной школы ( Н. Л. Кондратьева, к.психол.н., доцент кафедры); психолого-педагогические аспекты развития жизнестойкости учащихся в условиях социальной неопределенности ( А.Н. Фоминова, к.психол.н., профессор кафедры);влияние социального дистанцирования в период Covid-19 на психическое здоровье вьетнамских школьников (С.В. Мурафа, к.психол.н., доцент кафедры).

Подводя итоги, необходимо отметить, что все разнообразие исследовательских проектов, представленных на Весенней сессии, свидетельствует о том, что научная деятельность кафедры психологической антропологии продолжает развиваться и находит новые аспекты изучения и форматы взаимодействия между различными научными группами, что дает новые импульсы для последующих исследований.

 

21 / 03 / 2023

Показать обсуждение