15 декабря 2021 года Российский университет дружбы народов провел заседание Национального ректората Университета ШОС. В заседании в гибридном формате приняли участие представители вузов-участников Университета ШОС из Москвы и регионов РФ. Московский педагогический государственный университет представляли на заседании начальник Управления международного сотрудничества Вячеслав Валерьевич Круглов и директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО Марина Александровна Кривенькая.
Основные итоги деятельности Университета ШОС в 2020-21 учебном году и перспективы развития были представлены проректором по международной деятельности РУДН Ларисой Ивановной Ефремовой. Несмотря на трудности, с которыми столкнулись вузы-партнеры УШОС в 2020-21 году, набор студентов в соответствии с выделенными квотами в рамках сетевого университета продолжается. Развиваются и новые направления, которые были инициированы в 2020 году, в том числе в связи с массовым переходом на дистанционную форму реализации совместных образовательных программ. В их числе – цифровой университет ШОС и виртуальная академическая мобильность (инициаторы – вузы Казахстана). В практическую плоскость переместилось намерение расширить набор приоритетных направлений, по которым идет подготовка специалистов в рамках УШОС. К ним в первую очередь относится международная журналистика, медицина и агрономия.
На ближайшую перспективу намечено расширение спектра предлагаемых образовательных программ в рамках УШОС до уровня бакалавриата и аспирантуры (опыт подготовки совместной программы бакалаврита был представлен МЭИ), использование потенциала выпускников УШОС, особенно в части их взаимоотношений с работодателями, совершенствование порядка согласования совместных магистерских программ.
Л.И. Ефремова сообщила, что за время существования УШОС его выпускниками стали более 2 000 студентов. В программе участвуют 78 университетов из 7 стран: России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Республики Беларусь со статусом наблюдателя. Все более активную позицию занимают Индия и Пакистан. Однако для успешного развития, как было отмечено, требуется пересмотр некоторых управленческих решений. Особое внимание было обращено на разработку критериев для вхождения вузов в УШОС. В этой части вузы-партнеры приглашены к активному участию: кампания по сбору предложений будет организована до середины января.
Далее прозвучали отчеты представителей головных вузов за прошедший год по направлениям: Нанотехнологии (МИСИС), Экономика (РУДН), Экология (РУДН), IT-технологии (ИТМО), Педагогика (РУДН), Регионоведение (МГЛУ).
В контексте предоставления содержания работы по направлениям Педагогика и Регионоведение слово было предоставлено М.А. Кривенькой, которая озвучила планы МПГУ по расширению своего присутствия в УШОС. Так, в направленном в апреле 2021 г. письме за подписью ректора МПГУ А.В. Лубкова ректору УШОС, президенту РУДН В.М. Филиппову, излагалась просьба рассмотреть возможность включения МПГУ, помимо направления Педагогика, в список вузов-партнеров по направлению Регионоведение.
На заседании Национального ректората УШОС 15 декабря с.г. было объявлено об удовлетворении просьбы и принятии положительного решения по данному вопросу. Факультет регионоведения и этнокультурного образования и Кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ приступили к поиску партнера среди вузов-членов УШОС по данному направлению для разработки и утверждения к реализации совместной магистерской программы «Регионоведение России (Russian Studies), профиль «Россиеведение и образование в контексте евразийской интеграции».
Помимо нового направления МПГУ продолжает поиск партнеров для реализации совместной программы «Менеджмент в образовании» по направлению Педагогика, которая разрабатывается в Институте социально-гуманитарного образования. В связи с этим представители МПГУ подтвердили запрос университета на выделение на 2022/23 учебный год 5 квот (для вузов Казахстана).
По итогам заседания Национального ректората высказаны рекомендации о более четкой координации взаимодействия в рамках соответствующих направлений, обмену опытом и презентации успешных практик в ежегодном дайджесте УШОС, более активной работе по информационному наполнению сайта УШОС. Особо была отмечена перспективность разработки программ бакалавриата с двойным дипломом с вариантами 2+2 или 1+3 года. При определенных сложностях, которые связаны с согласованием особенностей учебного процесса в бакалавриате вузов разных стран, совместные образовательные программы на данном уровне образования для МПГУ в перспективе могут представлять интерес.
М.А. Кривенькая
В.В. Круглов