6 ноября на кафедре психологии младшего школьника факультета начального образования Института детства прошла VI научно-практическая конференция по системогенезу способностей «Психология развития познавательных способностей младших школьников».
Главная цель конференции: обмен опытом и результатами научно-исследовательской деятельности преподавателей, учителей и педагогов-психологов ОУ, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых в области психологии познавательных способностей младших школьников.
Организаторами конференции выступили:
-кафедра психологии младшего школьника факультета начального образования Института детства, зав. кафедрой -академик РАО, д.психол.н., проф. В.Д.Шадриков, зам. зав. кафедрой – руководитель двух магистерских программ «Психология развития способностей и одаренности» и «Психологическое консультирование в образовании» д.психол.н., проф. К.В.Макарова;
-секция МО РПО «Психология способностей» (создана в 2016г) , руководитель -академик РАО, д.психол.н., проф. В.Д.Шадриков, со-руководитель д.психол.н., проф., академик МАПН, академик ПАНИ Г.А.Суворова;
-секция МО РПО «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление» (создана в 2009 г.), руководитель – д.психол.н., проф., академик МАПН, академик ПАНИ Г.А.Суворова.
Секретарь конференции: к.психол.н., доцент, ответственная за организацию НИРС на кафедре Л.В.Гаврилова.
В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты, а также учителя, представители школ, сотрудничающих с университетом, работники образования. Были заявлены 34 докладчика.
Открыла конференцию д.психол.н., проф. Макарова К.В. ,которая сообщила, что это уже VI научно-практическая конференция по психологии способностей младших школьников и что сохраняется очень большой интерес к проблеме способностей. Она представила слово первому докладчику д.пс.н., проф. Суворовой Г.А.
Суворова Г.А. сделала доклад на тему «О системогенезе деятельности и способностях человека на современном этапе развития психологии»». Она подчеркнула, что системогенетическое направление в исследовании деятельности и способностей разрабатывается в научной школе академика РАО В.Д.Шадрикова с 1977 г. На кафедре психологии младшего школьника работают его ученики: Макарова К.В., Стюхина Г.А., Зотова Т.В., Башкирова Е.Н., Суворова Г.А. Кафедра психологии младшего школьника уже 6 раз проводит эту конференцию и третий раз с совместным заседанием двух секций МО РПО. Она изложила точку зрения на способности и интеллект с позиций инновационной методологии системогенеза жизнедеятельности, разрабатываемой академиком РАО, д.психол.н., профессором В.Д.Шадриковым и его научной школой. Отметила, что через все работы по психологии способностей проходит идея о том, что развитие способностей представляет собой развитие системы, реализующей психические функции, т.е. процесс системогенеза . Она подчеркнула, что стратегии исследования и теоретические обобщения В.Д.Шадрикова в области системогенеза способностей, являются актуальными на современном этапе развития образования. Обратила внимание на новые книги ученого по структуре мысли, образа, представления, воображения и педагогическому оцениванию.
Макарова К.В. выступила с докладом «Понимание: сущность, виды, компоненты», в котором были представлены сущность, виды и факторы понимания, современные подходы к их исследованию, поставлена актуальная проблема исследования понимания в учебной деятельности младших школьников. Она расширила представление о структуре мыслительного процесса на основе включенности «мысли» (трехкомпонентной структуры) в переработку интеллектуальными операциями по В.Д.Шадрикову.
Выступили многие преподаватели кафедры по заявленной тематике: к.п.н., доцент Зотова Т.В., Абрамова М.Г., к.психол.н., доцент Башкирова Е.Н.,к.психол.н., доцент Л.В.Гаврилова, а также магистранты, аспирантка, учителя и представители школ, сотрудничающих с университетом: О.С.Яздовская (ГБОУ № 875), М.А.Козлова (ГБОУ № 875), Вазлеев В.А. (ГБОУ № 874), Хабибулаева Д.С.(ГБОУ № 1514), Мишечкина Н.А., Шулятьева В.Д., Хакимова М.Р. и многие другие.
Слушатели проявили живой интерес к докладам.
Макарова К.В. подвела общий итог работы конференции: на конференции обсуждались разные направления во взаимодействии психических процессов,
способностей и личностных качеств детей и педагогов; было поставлено много новых вопросов во взаимодействии теории способностей и практики обучения.
Конференцию готовили: д.психол.н., проф. Макарова К.В., д.психол.н., проф. Суворова Г.А., доц. Гаврилова Л.В., аспир. Хакимова М.Р., доц. Зотова Т.В.
Материалы подготовили:
к.психол.н., доцент Гаврилова Л.В.,
д.психол.н., проф. Макарова К.В.,
д.психол.н., проф. Суворова Г.А.