17 июня 2022 года на полях 25-го Петербургского международного экономического форума на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого состоялась юбилейная Конференция «30-летие программы ЮНЕСКО УНИТВИН: вклад в развитие образования, науки и культуры». Организаторами конференции выступила Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО во взаимодействии с Координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО РФ, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга и ведущими российскими вузами, в составе которых активно работают кафедры ЮНЕСКО. По приглашению организаторов в конференции приняла очное участие делегация Кафедры ЮНЕСКО МПГУ «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов».
В приветственном слове Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Посол по особым поручениям МИД РФ Григорий Эдуардович Орджоникидзе отметил, что проведение конференции является подтверждением тезиса, с которым на 214-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО в апреле 2022 года выступала российская делегация: «Нельзя установить лимит на сотрудничество». О вкладе российских кафедр в развитие приоритетных направлений ЮНЕСКО в тесном взаимодействии с партнерами по сети УНИТВИН говорила в своем выступлении Координатор программы УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО в штаб-квартире ЮНЕСКО Инга Нишанян. Она рассказала о реформировании программы УНИТВИН с целью повышения роли кафедр ЮНЕСКО в реализации целей устойчивого развития и в соответствии с принятыми ЮНЕСКО Стратегическими направлениями развития на 2022-2029 г.г. Изменения затронули порядок подачи заявок, для чего создана специальная онлайн платформа и разработан более эффективный алгоритм принятия решений, механизмы взаимодействия кафедр в рамках сети и др. «Мы должны ценить стратегическое партнерство с кафедрами ЮНЕСКО – членами «расширенной семьи ЮНЕСКО», сказала Инга, пригласив всех присутствующих на юбилейные торжества, посвященные 30-летию программы, которые пройдут в ноябре в Париже.
На пленарном заседании прозвучали выступления Председателя Координационного комитета Кафедр ЮНЕСКО РФ, зав. кафедрой ЮНЕСКО РАНХиГС Владимира Константиновича Егорова, Национального координатора сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО, президента и зав. Международной кафедрой ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ» Нэллы Матвеевны Прусс, руководителей кафедрами ЮНЕСКО Санкт-Петербурга – академика РАН Владимира Валентиновича Окрепилова (Кафедра ЮНЕСКО СПбПУ «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития»), Президента ГУАП Анатолия Аркадьевича Оводенко (кафедра ЮНЕСКО «Дистанционное инженерное образование»), Дмитрия Леонидовича Спивака (Кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва), Валерия Михайловича Монахова (Кафедра ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А. И. Герцена).
Опыт российских кафедр ЮНЕСКО был представлен в ходе работы трех секций конференции, Кафедра ЮНЕСКО МПГУ была представлена на двух из них. В секции «Качество жизни. Устойчивое развитие в условиях новой реальности» с докладом «Деятельность по адаптации детей мигрантов средствами образования как фактор устойчивого развития полиэтничного общества» выступила декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования, зам. директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ Елена Александровна Омельченко. Директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО, координатор Кафедры ЮНЕСКО МПГУ Марина Александровна Кривенькая стала со-модератором секции «Традиции и инновации в научной и образовательной деятельности кафедр ЮНЕСКО в интересах устойчивого развития». На конференции также работала секция «Цифровая трансформация. Цифровизация объектов культурного наследия».
В своем выступлении Елена Александровна познакомила участников с работой кафедры и факультета по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, которую коллектив на протяжении многих лет ведет с педагогами и обучающимися образовательных организаций Москвы и еще более десяти регионов РФ, в том числе в рамках целевого Президентского проекта. Она обратила внимание на то, что работа с детьми из семей мигрантов, многие из которых уже являются гражданами России, должна быть в центре внимания государства как отдельное направление образовательной политики, в рамках которого на основе широкого социального партнерства всех заинтересованных сторон, будет разрабатываться и реализовываться программа по эффективному включению данной категории детей в российское образовательное пространство и гражданское общество. Также на секции поднимались вопросы планирования содержания образовательных программ и их сопряженности с потребностями рынка труда, цифровизации оказания услуг старшему поколению, разработки компетентностной модели трудовых отношений в структуре экономики.
На секции, которую модерировали представители кафедр ЮНЕСКО двух ведущих педагогических вузов России В.М. Монахов и М.А. Кривенькая, были заслушаны более двадцати выступлений, основными темами которых стали: разработка образовательных программ совместно с вузами стран СНГ и Юго-Восточной Азии, исследования в области образования для людей старшего возраста, в области разработок будущего, коммуникативных технологий, сравнительные исследования университетского образования, гендерного фактора в политических процессах, в том числе их отражения в учебниках истории, и др. Отдельное место на секции было уделено перекличке мнений о перспективных направлениях развития этнокультурного и поликультурного образования кафедр ЮНЕСКО двух педагогических вузов, которая была подкреплена также взаимным обменом сборниками публикаций от авторских коллективов данных кафедр.
Как было отмечено в выступлении зам. генерального директора ЮНЕСКО Стефании Джаннини на прошедшей в Барселоне в мае т.г. Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию, кафедры ЮНЕСКО призваны стать в современных условиях «центрами сотрудничества» и «центрами трансфера знаний». Уверены, что вклад российских кафедр ЮНЕСКО, по числу которых наша страна занимает ведущее место, в конструирование пространства гуманитарно-образовательного партнерства и достижение целей устойчивого развития будет по-прежнему в центре внимания мировой общественности.
М.А. Кривенькая
Е.А. Омельченко