Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Во благо Отечества. К юбилею Н.П. Бурляева

Новости

3 августа 2021 г. исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося советского и российского актера, кинорежиссера, сценариста, писателя, общественного деятеля, народного артиста России, члена Союза писателей России, лауреата премии Ленинского комсомола Николая Петровича Бурляева.

Н.П. Бурляев родился 3 августа 1946 г. в Москве. Никто в семье не предполагал, что он станет артистом, хотя актерство было в их семейной традиции. Дед Николая по отцовской линии был комиком, а бабушка – трагической актрисой: «На афишах их имена писали рядом с фамилиями блиставших на подмостках Блюменталь-Тамариной и Остужева», – говорил актер. Еще с детства Коля начал активно сниматься в кино. Его актерский дебют состоялся в начале 1960-х гг. в курсовой работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». По сути, А.С. Кончаловский стал его «крестным отцом» в кино. По его рекомендации юного актера взял в свою картину «Иваново детство» на роль маленького мстителя, которого война лишила детства, режиссер Андрей Тарковский, оказавший большое влияние на творчество будущей звезды кинематографа. Вспоминая о тех съемках, актер говорил, что играл не столько себя, сколько самого Тарковского, его движения, интонации, мимику: «Он общался со мной как со взрослым, готовил к тому, что сейчас у меня будут самые, может быть, трудные сцены в моей жизни. Я играл войну. Я проживал войну».

На Венецианском кинофестивале 1962 г. оба фильма с участием Николая Бурляева получили призы – «Золотого Льва св. Марка» и «Бронзового Льва св. Марка». Несмотря на юный возраст, к  ролям Николай готовился ответственно – когда играл мальчика, который по сюжету решился переплыть Днепр, то ходил в бассейн, чтобы получить навыки. Впоследствии ему приходилось осваивать и множество других навыков: фехтовать, заниматься фигурным катанием, ездить на лошади. В 1966 г. А.А. Тарковский, которому понравилось работать с начинающим актером, пригласил Колю Бурляева в свою новую картину «Андрей Рублев», ставшую одним из величайших фильмов в коллекции отечественного кинематографа, на роль одного из ключевых персонажей – сына мастера-литейщика Бориски, который знает секрет литья колокола для звонницы храма. Однако из-за строгой советской цензуры фильм был положен на полку и на экраны вышел только в 1971 г., а в 1988 г. – под другим названием: «Страсти по Андрею».

В 19611966 гг. Николай Бурляев работал в Московском академическом театре им. Моссовета, выходил на сцену наравне с Николаем Мордвиновым и Ией Саввиной. После окончания школы в 1964 г. Бурляеву  удалось поступить сразу на второй курс актерского факультета Высшего театрального училища им. Бориса Щукина. Учился он прекрасно, активно участвовал в театральных постановках. На одном курсе с Бурляевым учились Никита Михалков и Анастасия Вертинская, и звездный курс завершал обучение в вузе блестящими постановками. Помимо театра им. Моссовета Николай Бурляев в 1967-1968 гг. служил в Московском театре им. Ленинского комсомола, но после окончания училища в 1968 г. ушел из театра, чтобы сниматься в кино.

В 1972 г.  Н.П. Бурляев снялся в роли Алексея Ивановича в советско-чехословацком фильме режиссера Алексея Баталова «Игрок» по одноименному роману Ф.М. Достоевского, после чего актера запретили снимать в кино: «“После фильма “Игрок” пять лет действовал негласный запрет Госкино СССР. Кстати, вместе со мной в черный список попали такие замечательные актеры, как Ролан Быков и Инна Чурикова. Считалось, что у нас несоветский тип внешности и мы не вписываемся в типажи строителей коммунизма». Та же участь постигла и картину Алексея Германа «Проверка на дорогах» (Бурляев играл в ней одну из ролей), которая отлеживалась на полках и переделывалась перед тем, как попасть на большой экран в 1987 г. Однако, именно на 1970-е – 1980-е гг. приходится расцвет творчества Н.П. Бурляева, когда он стал по-настоящему популярным, и вышло наибольшее количество картин с его участием: «Мама вышла замуж»; «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Печники»; «Камила»; «Трын-трава»; «Отпуск в сентябре»; «Сувенир для прокурора». И это далеко не полный перечень фильмов замечательного артиста. Уже в те годы Николай Бурляев был признан многими кинематографистами одним из наиболее талантливых и перспективных молодых актеров советского кино. В 1976 г. ему была присуждена премия Ленинского комсомола – за создание образов современников в кино. В 1983 г. Н.П. Бурляев сыграл одну из самых известных своих ролей в драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». Его герой – бывший солдат Александр Нетужилин встретил красавицу-медсестру в реалиях мирного времени. Фильм получил несколько самых престижных международных премий, в том числе – Главную премию Всесоюзного кинофестиваля. В другой ленте Петра Тодоровского «Какая чудная игра» актер перевоплотился во фронтовика Михаила Михайловича.

1990-е гг. были сложным периодом для театра и кинематографа. За 10 лет в актерской копилке Бурляева было лишь 5 фильмов, среди которых снятый режиссером Юрием Карой «Мастер и Маргарита» (1994) – один из лучших фильмов с участием Николая Петровича, где он так убедительно сыграл роль Иешуа Га-Ноцри, что у многих (в том числе и у молодых) зрителей проснулся небывалый интерес к творчеству М.А. Булгакова. В 2000-е гг.  Бурляев сыграл Николая Второго в картине «Адмирал», Федора Тютчева в фильме Натальи Бондарчук, графа А.П. Толстого в фильме «Гоголь. Ближайший». В фильмографии актера около 100 ролей в 93 проектах.

Кроме актерской карьеры Николая Бурляева интересовала и режиссерская деятельность. В 1975 г. он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма и Л.А. Кулиджанова). Его первой самостоятельной работой стала одна из новелл киноальманаха «Пошехонская старина» по мотивам рассказов Салтыкова-Щедрина. Дипломной работой Н.П. Бурляева стал фильм «Ванька-Каин», где он предстал в качестве режиссера и главного героя. Фильм был удостоен премии Мкф в Оберхаузене. Следующей режиссерской работой Бурляева стал фильм «Лермонтов» (1986), в котором он выступил в ипостасях сценариста, режиссера и актера, мастерски воплотив образ человека и гражданина России, показав зрителю сложные творческие и духовные искания великого русского поэта, прозаика и драматурга, боевого офицера, патриота своей Отчизны. Работа над фильмом длилась шесть лет. В ленте были использованы рисунки Лермонтова и звучали стихи поэта в исполнении самого постановщика. Эта картина по праву считается лучшей в творчестве Бурляева-режиссёра. Еще одной его работой, снятой уже в годы «перестройки», – стал фильм «Все впереди» по роману Василия Белова (1990).

В 1991 г. Николай Петрович Бурляев стал организатором и бессменным президентом ежегодного Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь», девиз которого – «За возвышение души человека». В этой нелегкой и очень важной для зрителей и духовного воспитания общества работе со всей полнотой проявился выдающийся организаторский талант выдающегося мастера российского кино. Его творческая энергия в последнее, весьма непростое для отечественной культуры 30-летие – поражает!

С 1992 г. Бурляев – генеральный директор киноцентра «Русский фильм», в 2001 г. он занял пост художественного руководителя киностудии «Отечество». Н.П, Бурляев вошел в правление Союза кинематографистов РФ, стал членом Союза писателей, академиком Международной славянской академии, президентом Фонда культуры казаков России.

В 2011 г. он написал книгу «Жизнь в трех томах. Избранные литературные произведения». Издание состоит из трех томов: «Мой Лермонтов», «Фрагменты Божьего искусства», «Славянский венец. Летопись «Золотого витязя». Николай Петрович активно занимается  общественно-политической деятельностью, посещает российские города, где проводит творческие встречи. Он является православным человеком, участвует в мероприятиях, связанных с христианской тематикой, поддерживает сотрудничество с Русской Православной Церковью. Как вспоминал сам Н.П. Бурляев, «на съемках “Андрея Рублева”: Тарковский надел на мою шею первый оловянный реквизитный крестик. После “Рублева” я стал задумываться над тем, что такое вера и что такое православие все больше и больше…».

С 2010 г. Н.П. Бурляев – член Патриаршего Совета РПЦ по культуре: «…Я считаю, что быть русским – это не этническая принадлежность. Это нечто большее, что-то духовное. Я почитаю русскими тех, кто понимает, что рожден на русской земле, что здесь жили его предки, и что он тоже ляжет в эту землю. Я считаю русскими тех, кто любит русскую культуру, которая поднимала многие народы нашего Отечества». Николай Петрович популяризирует культурные и нравственные ценности, высказывается против засилья невежества и хамства. Ему принадлежит ставшая известной фраза «Угодно грешить – пожалуйста в подворотню».

В феврале 2019 г., в рамках университетского проекта «Диалоги с именитыми гостями», в студии канала МПГУ вышли программы-беседы с участием замечательного актера и режиссера – «Мое кино: фильмы и люди», «Эффектная пустота» или “движение вниз” современной культуры».

18 февраля 2019 г. ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков встретился с Николаем Петровичем Бурляевым, в ходе которой были обсуждены вопросы расширения сотрудничества известного деятеля искусства с Университетом, с Ассоциацией кинопедагогов России, возглавляемой А.В. Лубковым.

Большой популярностью пользуется «Ректорский кинолекторий: понимание с любовью», который инициировал и ведет А.В. Лубков – тонкий знаток кинематографа и блестящий ведущий. Одна из проведенных кинолекций была посвящен творчеству А. Тарковского: “Андрей Тарковский: алгебра и гармония кино»,  в которой Алексей Владимирович высоко оценил вклад  замечательного актера Николая Бурляева в создание шедевров Андрея Тарковского.

Поздравляем выдающего актера, кинорежиссера, сценариста, писателя, общественного деятеля Николая Петровича Бурляева с юбилеем, желаем крепкого здоровья и творческих успехов, а также надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

03 / 08 / 2021

Показать обсуждение