Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Военно-исторический календарь

Новости МПГУ
«…При всяком решении вопроса надо помнить лишь о деле, смело брать на себя ответственность за свои поступки и руководствоваться собственным здравым смыслом, принимая во внимание обстановку»

/ Степан Осипович Макаров

 
«Я считаю, что от призовых денег командиры не будут ни хитрее, ни искуснее, ни предприимчивее. Тот, на кого в военное время могут влиять деньги, не достоин чести носить морской мундир»

/ Степан Осипович Макаров

 
«Суворов близок к нам потому, что он понял дух русского человека и умел из этой цельной и богатой натуры создать армию богатырей, удивлявших всю Европу»

/ Степан Осипович Макаров

 
 «…Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи, Не наносите яростных ударов, Замрите со склоненной головой При звуках имени его: Макаров»

/ Исикава Такубоку, японский поэт

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам.

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 175-летию со дня рождения вице-адмирала Макарова Степана Осиповича (27.12.1848/08.01.1849 – 31.03/13.04.1904).

Имя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова неразрывно связано с историей развития русского флота. С.О. Макаров был наиболее талантливым представителем русского военно-морского флота второй половины XIX и начала XX века. Его боевая деятельность и теоретические работы в области военно-морского дела оказали значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-морской мысли.

Степан Осипович Макаров – русский военно-морской деятель, Герой русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896), изобретатель минного транспорта и теории непотопляемости, пионер использования ледоколов, разработчик русской семафорной азбуки.

С.О. Макаров родился 27 декабря 1848 (8 января 1849 года по новому стилю) в семье морского офицера –штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова (1813-1878), служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера. В Николаеве сохранился дом, где родился С.О. Макаров (современный адрес: улица Адмирала Макарова-4). В апреле 1858 года чета Макаровых переехала в Николаевск-на-Амуре, и в сентябре Степан Осипович поступил в местное морское училище.

Семья С.О. Макарова. Жена (с 1879 года) – Капитолина Николаевна Якимовская (1859-1946), дочь капитана первого ранга, отставного инженер-поручика Николая Фёдоровича Якимовского (1828-1895); кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (меньшего креста). В браке родилось трое детей: Ольга (1882-1886); Александра (1886-1982), фрейлина Их императорских Величеств, с 1906 года в браке с камергером Львом Викторовичем Голубевым, имела сына Вадима (1910), с 1914 года жила во Франции; Вадим (29.04.1891 (по старому стилю) – 1964), окончил Морской кадетский корпус в 1913 году, в годы Первой мировой войны воевал на крейсере «Адмирал Макаров» и эскадренном миноносце «Орфей», награждён орденами. Не принял революцию, воевал в армии Колчака, после Гражданской войны эмигрировал в США. В 1923 году поселился в Нью-Йорке. В США разрабатывал системы вооружения для флота. Почётный гражданин Бостона, сооснователь Общества русских морских офицеров в Америке. В 1962 году Вадим Степанович перенёс тяжелую операцию, а 2 января 1964 года скоропостижно скончался в Нью-Йорке.

С 1861 по 1864 год Степан Осипович находился в ряде плаваний для получения практики, в том числе в заграничных вояжах и в Первой американской экспедиции. В 1865 году окончил Мореходное училище, которое готовило офицеров корпуса флотских штурманов.

В августе 1865 года С.О. Макарова назначили на корвет «Варяг» под командованием капитана 2-го ранга Р.А. Лунда. Командир так отзывался о молодом унтер-офицере: «В продолжение с лишком годовой службы на корвете Макаров выказал отличные показания по всем отраслям морского искусства, особенное усердие, старание и любознательность. Так, например, из любви к приобретению познаний Макаров присутствовал при всех астрономических и магнитных наблюдениях, деланных лейтенантом Старицким и вычислял их для себя; кроме того, Макаров – юноша самого благородного и прекрасного поведения». В ноябре 1866 года С.О. Макарова перевели на флагманский корвет «Аскольд» под командованием капитан-лейтенанта П.И. Полозова, на котором перешёл на Балтику через мыс Доброй Надежды.

В 1867 году Степан Осипович был произведён в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса.  После двухлетних учебных плаваний получил чин мичмана. Уже в 1867 году напечатал в «Морском сборнике» свою первую научную статью – «Инструмент Аткинса для определения девиации в море».

В первом же офицерском плавании на броненосной лодке «Русалка» в 1869 году С.О. Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля (толчком к этому послужила авария «Русалки», севшей на мель и едва не затонувшей). Молодой офицер предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовании специальных пластырей для заделывания пробоин. В дальнейшем Степан Осипович много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов.

В 1868-1869 годах С.О. Макаров совершил семимесячное заграничное плавание на винтовом фрегате «Дмитрий Донской», посетив Германию, Францию, Португалию и Бразилию. В ходе этого плавания сдал практические экзамены и был произведён в чин мичмана. Затем служил на береговых должностях в Кронштадте. В 1871-1872 годах совершил кругосветное плавание на паровой шхуне «Тунгуз».

Получив под командование пароход «Великий князь Константин», лейтенант Макаров С.О. переоборудовал его, в соответствии со своим проектом, для использования как базы для спускаемых на воду минных катеров. Во время русско-турецкой войны с их помощью осуществил несколько успешных атак турецких кораблей. В декабре 1877 и в январе 1878 года под руководством и при личном участии Степана Осиповича были впервые использованы в боевых действиях против турецких кораблей в Батуме самодвижущиеся мины (торпеды).

Во время Ахалтекинской экспедиции (1880-1881) он занимался организацией снабжения водным путём из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (своеобразный вариант побратимства у георгиевских кавалеров).

Степан Осипович Макаров командовал пароходом «Тамань» (1881-1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (18861889), на котором совершил кругосветное плавание. Занимался океанографическими исследованиями. В 1880 году был награждён Малой золотой медалью Русского географического общества. (Золотую медаль того же общества он получил 15 лет спустя).

В 1890 году С.О. Макаров, одновременно с производством в контр-адмиралы, был назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891-1894 годах исполнял должность главного инспектора морской артиллерии. В 1892-1897 годах Макаров жил в Петербурге в лицевом доме на Моховой-7. С 1894 года стал младшим флагманом Практической эскадры Балтийского моря, затем был командующим эскадрой в Средиземном море (1894-1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевёл корабли на Дальний Восток, командующим Практической эскадрой Балтийского моря (1896-1898).

Степан Осипович был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Он был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897-1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.

С 6 декабря 1899 по 9 февраля 1904 года С.О. Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. В этом качестве он составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 года.

С.О. Макаров внёс значительный вклад в развитие русской океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им был сконструирован один из первых надёжных батометров. Не менее, а скорее и более важной его разработкой была теория непотопляемости корабля. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину.

На посту главного инспектора морской артиллерии Степан Осипович изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т.н. «макаровские колпачки»), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твёрдый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони – значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16 %, но при этом несколько ухудшалась кучность.

С.О. Макаров активно пропагандировал идею «безбронного судна», считая, что многочисленное вооружение, в том числе торпедное, а также высокая скорость важнее, чем броня. Он ратовал за открытое размещение орудий на верхней палубе, считая, что вес защиты лучше употребить на дополнительные пушки. А также считал, что, чем строить крейсер в 12 тысяч тонн, лучше послать в океан 4 крейсера по 3000 тонн.

После вступления в должность командующего 1-й тихоокеанской эскадрой 24 февраля 1904 года инициировал развитие радиосвязи на Дальнем Востоке и в управлении флота: были созданы радиостанции на побережье Тихого океана и радиостанциями оснастили корабли. 7 марта (20 марта) 1904 года адмирал издал приказ № 27 о радиоразведке, предписывающий перехватывать неприятельские радиограммы и определять, где находится их источник.

После начала русско-японской войны Степан Осипович был назначен 1(14) февраля 1904 года командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре (31.03/13.04.1904) погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. В статье «Гайдамак» в Военной энциклопедии Сытина утверждалось, что тело адмирала Макарова было принято на борт крейсера, однако, в списке опечаток к 10-му тому (стр. 373) эта информация была опровергнута и там же, как и в другом, более позднем томе этого же издания было сказано, что «От М. осталось одно пальто». Японский поэт Исикава Такубоку (по стечению обстоятельств молодой поэт умер ровно через 8 лет, в один день с прославленным адмиралом) откликнулся на известие о гибели Макарова строками (размещены в самом начале материала).

В 1909 году корпус затонувшего корабля, лежащий на расстоянии около 2,5 миль от берега на глубине около 150 футов, приобрёл предприниматель Сакурая Цериносукэ, рассчитывавший обнаружить судовую кассу и другие ценности. В октябре 1911 года появились первые сообщения об обнаружении внутри корпуса корабля останков русских моряков. Летом 1913 года поступила информация о том, что из кают, находившихся по левому борту кормовой части броненосца на средней и нижней палубах, были извлечены останки шести человек. Об этом 2 июня 1913 года в МИД России сообщил консул в г. Дайрен (бывший Дальний) В.В. Траутшольд. 24 июня 1913 года останки моряков были захоронены с воинскими почестями на воинском кладбище в Порт-Артуре.

Морским поисково-исследовательским центром Тихоокеанского флота «Искра», начиная с 2004 года проводилась работа по поиску места захоронения моряков, поднятых с Петропавловска, которая результатов не дала. В октябре 2011 года Центром «Искра» под руководством Карташева Владимира Александровича и активном содействии МИД России была проведена экспедиция по установлению точных координат места гибели эскадренного броненосца «Петропавловск», экспедиция имела международный статус, и в ней принял участие Китайский центр подводной археологии и моряки Северного флота НОАК. В результате работ точные координаты были установлены, но в точке гибели самого броненосца не оказалось. Был обнаружен только заиленный металлический фрагмент. По версии руководителя экспедиции В.А. Карташева броненосец был утилизирован японцами в 1943 году, но этот факт был скрыт от России, чтобы не обострять отношения между странами при действующем договоре о нейтралитете, существовавшим на тот момент. По результатам экспедиции китайской стороной был составлен подробный отчёт на двух языках, а российской стороной на русском языке с указанием элементов поиска, расчётов и манёвренного планшета.

Награды С.О. Макарова: орден Святого Георгия IV степени, орден Святого Владимира IV степени, орден Святой Анны II степени, орден Святого Станислава I и II степеней; Золотая медаль имени Ф.П. Литке; золотое оружие «За храбрость».

Память о С.О. Макарове. Имя Макарова носят город в Сахалинской области, котловина Макарова, несколько улиц в различных городах России и Украины, а также три морских вуза: Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге; Национальный университет кораблестроения в Николаеве; Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке. В июне 1913 году в Кронштадте был открыт воздвигнутый на добровольные пожертвования памятник С.О. Макарову с надписью на постаменте: «Помни войну!». Другие памятники установлены в Николаеве и Владивостоке, в Смоленске – бюст (автор Фишман П.А.), в селе Янракыннот Чукотского АО – обелиск. Бюст Макарова также установлен в посёлке Судоверфь Рыбинского района у входа на территорию АО «Рыбинская верфь». Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров». Ещё 15 апреля 1908 года был поднят флаг на крейсере «Адмирал Макаров». В 1921 году в честь С.О. Макарова был переименован ледокол «Лейтенант Шмидт». В 1984 году на киностудии «Леннаучфильм» был снят научно-популярный фильм «Адмирал Макаров» (режиссёр – В. Гуркаленко). Фильм неоднократно демонстрировался по центральному телевидению.

На Тихоокеанском флоте ежегодно 8 января проходят памятные мероприятия, посвящённые Степану Осиповичу Макарову. В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст С.О. Макарова. Адмирал Макаров изображён на картине советского художника И.С. Сорокина «Попов демонстрирует адмиралу Макарову радиоустановку». В честь С.О. Макарова назван астероид (6220) Степанмакаров открытый в 1978 году советским астрономом Л.В. Журавлёвой.

Источники:

– Ю.А. Пантелеев. Выдающийся русский флотоводец С.О. Макаров: https://flot.com/history/b-makarov.htm

– Памятные мероприятия во Владивостоке, посвящённые великому русскому флотоводцу С.О. Макарову: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12108032@egNews

– Макаров С.О.: https://ru.wikisource.org/wiki

– Адмирал Макаров. Гений русского флота:

https://topwar.ru/138952-admiral-makarov-geniy-russkogo-flota.html?ysclid=lr027xv0zk139753793

– 100 великих полководцев. Макаров Степан Осипович:

http://100.histrf.ru/commanders/makarov-stepan-osipovich/?ysclid=lr02cbj5nc33019884

– Леонардо русского флота: https://aif.ru/society/history/leonardo_russkogo_flota_universalnyy_geniy_admirala_makarova?ysclid=lr02vrvzsk731487668

– Степан Осипович Макаров – «Неугомонный русский гений»: https://gumrf.ru/news/1/news_090120_0.html?ysclid=lr03ada6vz393057272

– Учёный адмирал: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?_print=true&id=11888081%40cmsArticle

– Помни войну. 175-летию со дня рождения вице-адмирала С.О. Макарова: http://history.milportal.ru/175-let-so-dnya-rozhdeniya-vice-admirala-s-o-makarova/?ysclid=lr03m8sdz671275724

 

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

09 / 01 / 2024

Показать обсуждение