«…Я неизменно со смешанным чувством досады и благодарности вспоминаю Болховитинова, которого мы называли не иначе как «патрон». Благодарности за сохранение тёплых человеческих отношений в творческом коллективе, независимо от должностной иерархии. К главному конструктору Болховитинову мы относились не как к грозному начальнику. Он был нашим старшим товарищем, которого власть облекла необходимыми по тем временам правами и обязанностями. Его не боялись, а попросту любили. А чувство досады связано с явной несправедливостью судьбы к таким учёным-конструкторам, как Болховитинов. Полноценный «главный» или «генеральный» должен иметь в дополнение к интеллигентности то, что принято называть «исключительными организаторскими способностями». Болховитинов любил талантливых и не боялся, в отличие от других, что его ученики способны превзойти учителя и затмить его славу. Исаев, Березняк, Мишин, Пилюгин – бывшие соратники и подчинённые Болховитинова, сами стали «главными». Своими успехами они во многом обязаны школе Болховитинова. Одним из качеств, которые культивировались в этой школе, было умение размышлять и в процессе повседневной рабочей суеты обобщать отдельные факты и события, стремясь понять движущие силы развития науки и техники»
/ Борис Евсеевич Черток. Ракеты и люди. – Книга 2. От самолётов до ракет, 2016 |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам.
Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 125-летию со дня рождения советского авиаконструктора Виктора Фёдоровича Болховитинова (23.01/04.02.1899 – 29.01.1970).
Виктор Фёдорович Болховитинов – советский авиаконструктор и учёный в области самолётостроения, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1942), доктор технических наук (1947), профессор Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского (1949), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1949).
В.Ф. Болховитинов родился 23 января (4 февраля по новому стилю) 1899 года в Саратове.
Виктор Фёдорович окончил Саратовскую гимназию (основана в 1820, закрыта 30.09.1918), поступил учиться на медицинский факультет Саратовского университета, но через полгода перешёл на физико-математический факультет.
Осенью 1918 года В.Ф. Болховитинов приехал в Москву и поступил в Московское высшее техническое училище, где слушал лекции Н.Е. Жуковского. Но заболел тифом, после долгого лечения отправлен на восстановление здоровья домой в Саратов. Через год вновь приехал в Москву и поступил в академию. В период учёбы в академии работал в академическом конструкторском бюро, сконструированные им планеры АВФ-6 и АВФ-18 участвовали во Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле.
В 1926 году Виктор Фёдорович окончил Академию воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. После адъюнктуры стал преподавателем, в 1937 году назначен начальником кафедры. С 1933 года – руководитель ОКБ (ОКБ Болховитинова) завода №22 в Филях. С 1939 года – директор и главный конструктор завода №293 Наркомата авиационной промышленности в Химках.
В 1934-1936 годах В.Ф. Болховитинов возглавлял разработку тяжёлого бомбардировщика ДБ-А («Дальний Бомбардировщик – Академия»), на котором в 1936-1937 годах советскими лётчиками установлены четыре мировых рекорда дальности полёта с грузом. Этот самолёт под номером Н-209 был использован Сигизмунд Александрович Леваневским (02/15.05.1902-13.08.1937) при фатальной попытке перелёта в США через северный полюс в августе 1937 года. До 1940 года ДБ-А выпускался небольшой серией и использовался в качестве транспортного самолёта. В 1939 году руководил постройкой оригинального скоростного самолёта-истребителя «С» с двумя соосными винтами, показавшего при лётных испытаниях скорость 570 км/час. В начале 1940 года участвовал в испытаниях установленного на самолёт прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
В 1941-1942 годах под руководством Виктора Фёдоровича конструкторами Александром Яковлевичем Березняком (16/29.12.1912-07.07.1974, 29-й участок Введенского) и Алексеем Михайловичем Исаевым (11/24.101908-25.06.1971, 4-й участок Новодевичьего) был разработан первый советский ракетный истребитель БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. 15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи (07/20.02.1908-27.03.1943, п. Малый Исток в Кольцово) впервые поднял его в воздух, затем выполнил на нём ещё 6 испытательных полётов (в последнем погиб 27 марта 1943 года).
С 1946 года – на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В 1947 году Виктор Фёдорович становится доктором технических наук, а в 1949 – профессором. В этой академии в 1949–1955 годах он возглавлял кафедру проектирования самолётов, в 1955-1957 годах – кафедру конструкции и прочности самолётов, а в 1957-1965 годах – кафедру конструкции и боевой эффективности летательных аппаратов.
Самолёты Виктора Фёдоровича Болховитинова. ДБ-А – Дальний бомбардировщик – академия. Первый полёт в 1935 году. Экипаж семь человек. Серийно изготавливался с 1938 по 1940 годы. Всего было изготовлено 12 самолётов. БДД – Бомбардировщик дальнего действия. Проект был представлен в 1936 году. От реализации проекта отказались в пользу АНТ-42. Дальний тяжёлый бомбардировщик «Д» с дизелями М-40. Экипаж 8 человек. По расчётам самолёт мог доставить 6 тонн бомб на дальность 5 000 км. В десантном варианте полезная нагрузка 50 вооружённых бойцов, а транспортном до 7 тонн груза. Проект бомбардировщика «Д» был закрыт с началом войны. Скоростной бомбардировщик «С». Первый полёт в 1939 году. На самолёт устанавливали спаренные двигатели с соосными винтами вращающиеся в разные стороны. В серийное производство самолёт не передавался.
Награды Виктора Фёдоровича Болховитинова: два ордена Ленина (21.02.1945, 16.09.1945), два ордена Красного Знамени (3.11.1944, 15.11.1950), орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды (29.12.1936); медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медаль «В память 800-летия Москвы», юбилейные медали; нагрудный знак Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
В.Ф. Болховитинов скончался 29 января 1970 года. Покоится на 14-ом участке Введенского кладбища.
Источники:
– Авиаконструктор В.Ф. Болховитинов: https://www.рцпв.рф/metodicheskie-materialy/4-fevralya-1899-goda-rodilsya-sovetskij-aviakonstruktor-viktor-fedorovich-bolhovitinov/
– Болховитинов В.Ф.: https://limited-veteran-vov-vva.mil.ru/vov/item/262752/
– Болховитинов В.Ф. Пути развития летательных аппаратов. – М.: Оборонгиз, 1962.
– Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. – М.: Воениздат, 1990. – С.238-247
– Колотило А. Создатель первого в СССР реактивного истребителя. Советский авиаконструктор и учёный Виктор Фёдорович Болховитинов стоял у истоков нового вида авиации // Красная звезда. – 14.01.2022.
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.