Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Военно-исторический календарь

Новости МПГУ
«С самых юных лет я мечтал о летном деле, но не надеялся, что из меня может выйти летчик. Летчиков я тогда не видал и представлял их себе громадными людьми необычайной силы. Я не обладал такими качествами и поэтому считал, что в летчики не гожусь»

/ Василий Иванович Раков

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам.

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 115-летию со дня рождения генерал-майора авиации Ракова Василия Ивановича (26.01/08.02.1909 – 28.12.1996).

Сто семьдесят боевых вылетов, двенадцать потопленных кораблей и судов противника, две Золотые Звезды Героя Советского Союза. И хотя истребители Покрышкин и Кожедуб более известны, Василий Иванович – настоящая легенда среди пилотов бомбардировщиков и летчиков морской авиации. О его ратной службе и подвигах – в материале «Военно-исторического календаря».

Василий Иванович Раков – советский лётчик, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, дважды Герой Советского Союза (07.02.1940, 22.07.1944), генерал-майор авиации (18.02.1948), доктор военно-морских наук (1967), профессор (1969).

В.И. Раков родился 26 января (8 февраля по новому стилю) 1909 года в семье рабочего торгового порта. После Октябрьской революции из-за голода семья покинула Петроград и уехала к родственникам в деревню Большое Кузнечково (ныне – Кувшиновский район Тверской области). Его отец стал работать заведующим отделом народного образования в своей волости, затем председателем исполкома.

Детство и юность Василий Иванович провёл в деревне, там учился в сельской школе, в 1923 году вступил в комсомол. В 1925 году семья вернулась в Ленинград, где в 1926 году В.И. Раков окончил среднюю школу. Затем в 1928 году окончил школу фабрично-заводского ученичества при «Древтресте». Работал на лесозаводе в Ленинграде. Генерал-майор авиации Раков вспоминал: «О самой учёбе в ФЗУ у меня сохранились самые, благодарные воспоминания, так как оно позволило мне повысить свои знания и впоследствии успешно сдать экзамены в Военную школу лётчиков».

В Красной Армии с декабря 1928 года, направлен по комсомольской путёвке. В 1929 году Василий Иванович окончил Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде. Этот период своей учёбы В.И. Раков так вспоминал: «Школа находилась в Ленинграде и была в своем роде единственной. Все школы того времени, выпускавшие летчиков, – Качинская, Борисоглебская, Севастопольская – получали курсантов из ленинградской «Тёрки». Это название было, очевидно, производным от первоначального «Теорка», но в него вкладывался и особый смысл. В школе курсанты подвергались основательной проверке, во время которой выявлялось, отвечают ли они требованиям, предъявлявшимся к будущим летчикам. Самыми трудными преградами на пути поступления в школу считались медицинская и психотехническая комиссии. Первая проверяла здоровье и была для многих действительно непреодолимым препятствием, вторая интересовалась психотехническими данными и, как затем оказалось, вовсе не была такой страшной, но мы почему-то больше всего опасались именно ее… Экзамены по общеобразовательным предметам особым препятствием не считались. Многие из нас окончили профшколу, фабзавуч или семилетку. Я пришел с третьего курса вечернего рабфака. Да и вообще, при неудачной сдаче экзаменов могли зачислить на курс, где срок обучения был больше на полгода, только и всего. Но этого не случилось. Все прошло хорошо… Впереди нас ждали учеба, начальные шаги к овладению летным искусством. Правда, первый год посвящался преимущественно классной учебе и практике на земле. К обучению полетам приступали уже после окончания теоретической школы. В “Тёрке” же ограничивались рулежкой на аэродроме и ознакомительными полетами. Их было два-три. Включали они в себя отдельные фигуры высшего пилотажа – мертвую петлю, переворот через крыло, штопор и другие. В то время в авиационных школах отчисление учлетов по отсутствию так называемых летных качеств достигало весьма внушительных цифр: пятьдесят – шестьдесят процентов, а то и больше. Из группы в семь человек, прикрепленных к инструктору, заканчивало школу лишь два-три. Были среди инструкторов и такие (между собой мы их называли “звери”), которые оставляли лишь одного человека. Столь большое отчисление рассматривалось в то время как непреложный закон. Сами курсанты, которые прежде всего страдали от этого, не находили веских возражений. Зато если бы в группе не оказалось ни одного отчисленного, такое положение действительно сочли бы ненормальным и курсанты были бы разочарованы: значит, профессия летчика не столь уж труднодоступна… Но главные отчисления были еще впереди. А в ближайшем будущем предстояли классные занятия, зубрежка уставов, разборка и сборка моторов, изучение самолетов, несение караула на Комендантском аэродроме и хотя короткая, но страшноватая рулежка. Страшноватая потому, что на ней некоторых курсантов ожидал провал: по крайней мере один человек из группы отчислялся уже на рулежке… Во время рулежки я впервые увидел самолет вблизи. Издали, в полете, мне посчастливилось видеть самолеты еще в 1916 году. Мы жили тогда на Канонерском острове, в устье Невы, где начинается Морской канал. По соседству был Гутуевский остров, на нем базировалась гидроавиация. Мы, мальчишки, с восторгом смотрели на самолеты. Были они лодочного типа и фюзеляжем напоминали рыбу с загнутым хвостом».

В 1930 году В.И. Раков окончил 1-ю военную школу летчиков имени товарища Мясникова в Каче и был направлен для продолжения обучения в Военную школу морских летчиков и летнабов. В 1931 году окончил Высшую школу морских лётчиков и лётнабов имени И.В. Сталина в Севастополе (сразу после выпуска летом 1931 года школа была переведена в Ейск).

Василий Иванович служил в авиации Морских Сил Балтийского моря (с 1935 года – Балтийский флот): младший лётчик 62-го авиаотряда, с октября 1933 – старший лётчик, с мая 1935 – командир корабля, с июля 1935 – командир авиаотряда в 19-й морской дальней разведывательной авиаэскадрилье. С декабря 1937 по ноябрь 1938 года учился на Липецких высших авиационных курсах. После их окончания назначен командиром эскадрильи в 57-м скоростном бомбардировочном авиаполку ВВС Балтийского флота.

В этой должности капитан В.И. Раков участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, где широко известен благодаря широкому внедрению новых боевых приёмов и нестандартным подходом к решению боевых задач. Грамотные действия лётчика обеспечили ему высокие боевые результаты, позволили нанести противнику существенный боевой урон. Отличился при атаке военной базы на острове Сантахамина в первый день войны 30 ноября 1939 года. После одного из бомбардировочных вылетов по своей инициативе вылетел на розыск пропавшего самолёта своей эскадрильи, нашёл его на льду Финского залива и вывез экипаж.

Указом Президиума верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» майору Василию Ивановичу Ракову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После завершения войны в марте 1940 года В.И. Раков назначен исполняющим должность командира 3-го авиационного полка, а с апреля 1940 года – исполняющий должность командира 63-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. С декабря 1940 года учился в Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова.

В начале Великой Отечественной войны Василий Иванович был эвакуирован с академией из Ленинграда в Астрахань, где в январе 1942 года окончил академию по сокращенному курсу. Направлен на Черноморский флот командиром 2-й морской авиационной бригады, в мае 1942 стал заместителем командира 3-й особой Севастопольской авиационной группы. Участник обороны Севастополя. В начале июля покинул осаждённый город одним из последних, вывозя на перегруженном самолёте личный состав группы.

В конце 1942 года В.И. Раков отозван с фронта и направлен на подготовку пилотов для фронта в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище имени С.А. Леваневского, которое действовало в эвакуации в посёлке Безенчук Куйбышевской области. При одном из перелётов группы самолётов училища в начале 1943 года из-за неудовлетворительной организации полёта самолёты попали в зону непогоды, несколько из них потерпели катастрофу, лётчики погибли. Подполковник Раков был снят с должности, понижен в воинском звании до майора (приказ Наркома ВМФ СССР от 15 апреля 1943 года) и направлен на фронт.

С мая 1943 года Василий Иванович командовал эскадрильей в 73-м бомбардировочном авиационном полку ВВС Балтийского флота. С января 1944 года командовал 12-м гвардейским пикировочно-бомбардировочным авиационным полком. В феврале-мае 1944 года временно исполнял должность помощника командира 9-й штурмовой авиационной дивизии, затем вновь командовал 12-м гвардейским пикировочно-бомбардировочным авиационным полком. Участвовал в битве за Ленинград, в борьбе с немецким судоходством на Балтике, в Ленинградско-Новгородской, Выборгской и Прибалтийской наступательной операциях.

Командир 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия ВВС ВМФ, Военно-воздушные силы Балтийского флота) гвардии майор Раков В.И. к июлю 1944 года совершил 68 боевых вылетов. В начале июля 1944 года в финском порту Котка балтийские воздушные разведчики обнаружили немецкий крейсер ПВО «Ниобе» (командование ВВС флота ошибочно решило, что обнаруженный корабль является финским броненосцем береговой обороны «Вяйнямёйнен»), для уничтожения которого была спланирована крупная воздушная операция, всего в которой приняло участие 137 самолётов. Корабль имел мощное зенитное вооружение: 8 универсальных пушек калибра 105-мм в одиночных установках, две сдвоенные 40-мм и 4 счетверённые 20,3-мм зенитные автоматические артиллерийские установки; кроме того, гавань Котки прикрывали 12 наземных артиллерийских батарей. Гвардии майору Ракову было поручено возглавить передовую ударную группу пикирующих бомбардировщиков Пе-2. 16 июля 1944 года в условиях мощного зенитного огня противника Василий Раков точно вывел свою группу на цель, было достигнуто 4 прямых попадания авиабомб ФАБ-250 в корабль и ещё 12 крупных бомб разорвались в непосредственной близости от корабля. «Ниобе» сразу же начал тонуть, атака второй ударной группы также достигла цели, корабль с развороченными надстройками и всей уничтоженной артиллерией лёг на грунт.

За умелое руководство боевыми действиями авиации при потоплении Василий Иванович был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 21). За проявленную отвагу в боях в июле 1944 года В.И. Раков также был восстановлен в воинском звании «полковник». В феврале 1945 года он был повышен и в должности, будучи переведён на Тихоокеанский флот и назначен помощником командира 10-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота.

А в апреле 1945 года Василия Ивановича направили на учёбу в академию. Всего за годы Великой Отечественной войны полковник В.И. Раков совершил свыше 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника.

После войны в 1946 году Василий Иванович окончил ускоренный курс Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С марта 1946 года – командовал 10-й авиационной дивизией пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота (в октябре 1947 года переименована в 89-ю минно-торпедную авиационную дивизию). С ноября 1948 года свыше 20 лет находился на преподавательской работе в Военно-морской академии: заместитель начальника кафедры морской авиации, с января 1950 – заместитель начальника кафедры тактики ВВС, с февраля 1952 – начальник этой кафедры, с августа 1959 – начальник кафедры авиации ВМФ, с июня 1960 – начальник кафедры авиатехники, самолётовождения и боевого применения авиационного оружия, с октября 1963 – начальник кафедры авиационной техники и оружия.

За годы работы в академии В.И. Раков написал в авторстве и соавторстве свыше 150 научных публикаций, учебников, пособий и наставлений; подготовил несколько десятков докторов и кандидатов наук. При этом много учился и сам. В 1951 году заочно окончил Военный институт иностранных языков. Свободно владел английским языком. С февраля 1970 года – профессор-консультант Учёного совета Военно-морской академии.

С августа 1971 года – в запасе. Жил в Ленинграде (с 1991 – Санкт-Петербург). В.И. Раков – автор нескольких книг мемуаров. Активно работал в Совете ветеранов авиации ВМФ и Совете ветеранов Военно-морской академии, вёл большую общественную работу.

Награды Василия Ивановича Ракова: Дважды Герой Советского Союза (две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза; 7.02.1940, 22.07.1944), два ордена Ленина (7.02.1940, 30.04.1954), три ордена Красного Знамени (23.08.1943, 26.06.1944, 20.06.1949), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), орден Красной Звезды (3.11.1944); медаль «За оборону Ленинграда» (1943), медаль «За оборону Севастополя» (1944), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», юбилейные медали и именное оружие (1959).

Скончался Василий Иванович Раков 28 декабря 1996 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Память о Василии Ивановиче Ракове. Бронзовый бюст установлен на Аллее Героев Московского парка Победы в Санкт-Петербурге. 9 декабря 2020 года его именем назван сквер в Санкт-Петербурге.

Источники:

– В.И. Раков. Крылья над морем. Записки военного лётчика. – Л.: Лениздат, 1974

– В.И. Раков. Над морем и сушей. Записки военного лётчика. 2-е издание. – Л.: Лениздат, 1984

– В.И. Раков. В авиации – моя жизнь. Записки военного лётчика. – Л.: Лениздат, 1988

– Герои страны. Раков В.И.: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?photo_id=13814

– Раков Василий Иванович // Большая советская энциклопедия. – В 30 томах. – М., 1969

– Кудрявцева Л., Лурье В. Морские лётчики – Герои Советского Союза. Раков Василий Иванович. // Морской сборник. – №5, 2009

Раков Василий Иванович // Авиационная энциклопедия в лицах / Москва: Барс, 2007.

Федоров М.Р. Морской некрополь Петербурга. – СПб, 2003

– Раков В.И. Красные асы: http://airaces.narod.ru/all7/rakov_vi.htm

– Раков В.И. Память народа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie50588499

– Олег Шущаков. Раков В.И.: https://proza.ru/2009/05/22/167?ysclid=ls9cle15oa447773247

– Пикирующая смерть: https://ria.ru/20190208/1550534526.html?ysclid=ls9d8r6883212213079

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

08 / 02 / 2024

Показать обсуждение