«Суммируя всю 30-летнюю деятельность инженера Малинина в области подводного плавания, необходимо отметить, что все его проекты являются вполне оригинальными, оснований для них в литературе нет, поэтому я полагаю, что морской инженер Малинин вполне достоин присвоения ему ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации»
/ А.Н. Крылов, академик, Герой Социалистического Труда |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам.
Создание любого сложного объекта сопряжено с решением огромного количества технических задач и проблем, и здесь многое решает опыт, подготовка, техническое «чутье» конструкторов. Правда, не всегда всё это бывает у людей, перед которым ставится сложная задача. Здесь можно сказать, что в 20-30-е годы ХХ именно такие задачи ставились перед советскими конструкторами и инженерами, когда создавался советский флот.
Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 135-летию со дня рождения учёного-кораблестроителя Бориса Михайловича Малинина (01.02/13.02.1889 – 27.09.1949).
Борис Михайлович Малинин – русский и советский учёный-кораблестроитель, автор первых советских проектов подводных лодок типов «Декабрист», «Ленинец», «Щука»; лауреат Сталинской премии первой степени.
Б.М. Малинин родился 1 февраля (13 февраля по новому стилю) 1889 года в семье оперных певцов в Москве. Брат – Роман Михайлович Малинин (1908-1989), будущий радиоинженер. Сводная сестра – Марина Михайловна Раскова (в девичестве Малинина; 15/28.03.1912-04.01.1943) – советский лётчик-штурман, майор ВВС РККА, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза (1938).
Родители Б.М. Малинина. Отец – Михаил Дмитриевич Малинин (1853-1919) – артист оперы и антрепренёр, вокальный педагог, умер в Москве в октябре 1919 года вследствие несчастного случая в возрасте 66 лет (был сбит мотоциклом). Мать – Варвара Константиновна Никольская (29.05.1898+) – оперная певица, с 1 января 1888 года состояла в труппе Большого театра.
Борис Михайлович не пошёл по стопам родителей, но, тем не менее, всё равно успешно применял творческий подход в другой, более механизированной сфере деятельности, – кораблестроении.
Детство и ранние годы Бориса Михайловича прошли в Москве. Он был талантливым и прилежным учеником, а потому в 1906 году окончил Московскую пятую гимназию с золотой медалью. На выпускных экзаменах он показал следующие познания: Закон Божий – 5, русский язык с церковнославянским и словесность – 5, логика – 5, латинский язык – 5, греческий язык – 5, математика – 5, математическая география – 5, физика – 5, история – 5, немецкий язык – 5, французский язык – 5, география – 5. Сразу после этого поступил на кораблестроительное отделение в Петербургском Политехническом институте императора Петра Великого.
Будучи молодым студентом, Борис Михайлович уже широко мыслил и задумывался о будущем тогда ещё зарождавшегося направления подводного кораблестроения. Так, например, в 1910 году он проходил практику на судне Доброфлота – грузопассажирском пароходе «Тамбов», который участвовал в походе адмирала Рожественского. Там познакомился с механиком Иваном Петровичем Киселёвым и делился с ним своими мыслями: «А представьте себе такую подводную лодку, которая идет вместе с эскадрой, или, действуя, к примеру, из Владивостока, топит далеко в океане вражеские суда. Может, тогда обошлось бы и без Цусимы?».
Борис Михайлович знал, что должен применить свои навыки в практике и претворить тогда ещё обычные задумки в жизнь. Так, успешно закончив обучение в 1914 году, он нашёл себе применение на должности инженера-конструктора в отделе подводного плавания Балтийского судостроительного завода. Эти годы, во время которых Борис Михайлович развивался и набирался опыта, были крайне продуктивны, ведь ему удалось поработать плечом к плечу с такими знаменитыми корабельными инженерами, как Василий Тимофеевич Струнников (1884-01.01.1946, Ваганьковское) и Ксенофонт Иванович Руберовский (1886-28.09.1938, Смоленское в Санкт-Петербурге) Однако в годы работы вместе с Малининым они ещё не успели стать теми выдающимися специалистами, какими мир знает их сейчас. Становление конструкторов шло постепенно, но, чтобы расширять свои знания, получать больший опыт и в конечном итоге развиваться, мало просто работать. Необходима еще и настойчивость.
Сам Борис Михайлович, вспоминая свои молодые профессиональные годы, признавался, что авторы проектов подводных лодок очень ревностно относились к своим детищам, и не слишком-то позволяли молодым специалистам участвовать в проектировании, ограничивая их энтузиазм более простыми задачами. Однако Борис Михайлович даже в подобных условиях смог соприкоснуться с проектированием более плотно, так как участвовал в постройке и ремонте подводных лодок по проектам корабельного инженера Бубнова Ивана Григорьевича (06/18.01.1872-13.03.1919).
Самостоятельным проектированием подводных лодок Борис Михайлович начинал заниматься позже – в 1920-х годах. А до тех пор участвовал в разработке и испытании чужих проектов, например, таких, как головной корабль типа «Морж» и подводная лодка типа «Барс». Кстати, восемь кораблей последнего типа к концу 1917 года были сданы флоту. Помимо этого, Борис Михайлович модернизировал 10 других подводных лодок. Он не был исключительно цеховым работником, а потому часто выходил в открытое море на испытания, во время которых приобретал бесценный опыт подводного плавания.
В 1915 году Борис Малинин был назначен на должность строителя подводных лодок в Ревеле (в наши дни – Таллин, Эстония). В период с 1916 по 1917 год при его непосредственном участии были построены такие подводные лодки, как «Вепрь», «Единорог» и «Угорь». С 16 октября 1917 года Борис Малинин занимал должность заведующего техническим бюро Отдела подводного плавания, но проработал в этом качестве недолго – чуть меньше года. В 1919 году Борис Малинин переехал в новообразованную столицу – Москву, и поступил на работу в Высший совет народного хозяйства, где был назначен на должность заведующего судостроительной секции Отдела металла. Однако и здесь задержался недолго, и уже 5 июля 1920 года снова вернулся на Балтийский завод, к своей прежней должности.
1 октября 1922 года его полномочия были расширены, и Борис Михайлович начал заведовать всем Отделом подводного плавания Балтийского завода. Однако ввиду отсутствия заказов на проектирование и строительство подводных лодок, а также из-за неудачных предложений новых проектов, через два года отдел был распущен и закрыт. Эта ситуация отлично характеризовала состояние отечественного кораблестроения. Дело в том, что российская кораблестроительная отрасль переживала сильнейший кризис – заграничные образцы кораблей и подводных лодок были намного более современными, мощными и продвинутыми, в то время как в России вместо технического прогресса наблюдалась стагнация. А ведь стране был необходим сильный флот, способный, в случае чего, защищать страну от враждебных захватчиков. Ограничиться покупкой зарубежных лодок было недальновидно, и верхам всё более становилось очевидным, что необходимо настраивать собственное отечественное кораблестроительное производство. Однако этого было не сделать без предварительной подготовки и изучения уже существующих современных подводных судов. Необходим был базис знаний, от которого можно оттолкнуться и развиваться дальше. С целью собрать подобный материал Борис Михайлович Малинин был отправлен на три месяца в командировку за границу. Он смог посетить Германию и Италию, однако багаж накопленных знаний оказался небольшим, так как иностранные кораблестроители неохотно шли навстречу российскому коллеге. Например, в Италии Борису Михайловичу позволили посетить два действующих кораблестроительных завода, однако не предоставили ни документов, ни чертежей судов. В Германии наблюдалась похожая ситуация ─ российский конструктор не был допущен к внутреннему осмотру лодок. Однако Борис Михайлович не оставлял попыток узнать хоть что-то, и ему улыбнулась удача – в Риме он смог купить «с рук» чертёж общего расположения итальянской подводной лодки «Ballila», и это был единственный более-менее весомый вклад в будущее российского подводного кораблестроения.
В 1926 году Совет Труда и Обороны принял программу строительства новых боевых кораблей и подводных лодок. Совершить скачок через техническую пропасть, и приблизиться по качеству к зарубежным стандартам, было решено посредством проекта «Декабрист», над которым в январе 1926 года и начал работать коллектив конструкторов из семи человек, во главе которого стоял Борис Михайлович Малинин. Сам он признавался, что именно данный период – с ноября 1926 по июнь 1930 года – был самым напряженным и трудным во всей его деятельности, ведь, по сути, от успешности подконтрольного ему проекта решалась судьба всего отечественного подводного флота.
Работа проводилась в быстром темпе. Командой Малинина были рассчитаны 32 варианта сочетаний тактико-технических элементов лодок различных типов (в том числе и головной лодки серии I «Декабрист»). Весной 1927 года состоялась закладка шести подводных лодок: три из них были заложены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, и ещё три ─ на заводе в городе Николаеве. Через три года, в 1930-м, были подписаны приёмные акты подводных лодок «Декабрист» и «Революционер». Однако, к сожалению, не всё шло безоблачно. Так, при проведении заводских испытаний у подводных лодок был выявлен тяжёлый дефект, который, вероятно стал результатом неправильного конструирования – при погружении и всплытии лодка получала большой крен. Из-за этого 27 июля 1930 года Борису Михайловичу Малинину были предъявлены обвинения во вредительстве, а сам он – заключён под стражу и приговорён к высшей мере наказания. Впоследствии смертная казнь была заменена на 10 лет в исправительно-трудовых лагерях, однако Борис Михайлович отбывал наказание при Балтийском заводе, в особом техническом бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе. В это время он и остальные политзаключённые, в числе которых были такие инженеры-кораблестроители, как Ксенофонт Иванович Руберовский (1886-28.09.1938, п. Коммунарка МО), Сергей Александрович Базилевский (25.01/06.02.1900-1991), Эрнест Эдуардович Крюгер (1889-18.08.1941) и другие, работали над проектом подводной лодки «Правда» под руководством Алексея Николаевича Асафова (18/30.03.1886-21.02.1933, Новодевичье в Санкт-Петербурге).
Несмотря на выявленные проблемы с разрабатываемыми подводными лодками, их проекты не были заброшены. В конечном итоге, после проведения необходимых корректировочных работ и окончательных испытаний они были сданы в эксплуатацию, случилось это 14 ноября 1931 года. А спустя год, в 1932 году, Борис Михайлович Малинин был освобождён из-под стражи, так же как и его необоснованно репрессированные коллеги. 20 мая того же года он был принят на должность помощника главного инженера Центрального конструкторского бюро специального (подводного) судостроения № 2, а с мая 1933 года по апрель 1936 уже сам являлся главным инженером.
Под непосредственным руководством Бориса Михайловича были сконструированы лодки типа «Ленинец», представлявшие из себя подводные минные заградители, а также подводные лодки типа «Щука». Последние, впоследствии, стали самыми известными и многочисленными боевыми лодками Великой Отечественной войны.
В 1940 году Борис Малинин полностью посвятил себя преподавательской деятельности, которую осуществлял на базе Ленинградского кораблестроительного института (в наши дни – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).
Когда началась Великая Отечественная война, навстречу врагу вышли в море 206 подводных лодок советской постройки. По своим тактико-техническим данным они не уступали, а во многом превосходили подводные корабли врага. В этом состоял итог великой эпопеи создания советского подводного флота. Советские подводные лодки в Баренцевом, Балтийском и Черном морях за годы войны выполнили 679 торпедных атак, израсходовав 1550 торпед, произвели 90 минных постановок, выставив 1749 мин. Лодки уничтожили торпедным и минным оружием более трехсот военных транспортов общим водоизмещением свыше одного миллиона тонн и около ста боевых кораблей врага. Советские субмарины решали широкий круг важных боевых задач. В ходе войны промышленность дала флоту 52 новые лодки.
В 1943 году был удостоен Сталинской премии, а через год – в 1944 году – по инициативе академика Алексея Николаевича Крылова, Борису Михайловичу была присвоена степень доктора технических наук без защиты диссертации. С 1948 года заведовал кафедрой проектирования судов в Ленинградском кораблестроительном институте. Также, опережая своё время, Борис Михайлович высказывал мысли о применении на подводных лодках ядерного двигателя.
Летом 1949 года здоровье выдающегося инженера резко ухудшилось. В больницу он лег после второго, как считали врачи и он сам, инфаркта. Оказалось, не второй, а пятый. Первые 3 перенес на ногах. Пятый стал роковым.
Борис Михайлович Малинин ушёл из жизни 27 сентября 1949 года, в возрасте 60 лет, и был похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. На стеле из темного полированного гранита надпись: «Конструктор первых советских подводных лодок, лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор Борис Михайлович Малинин. 1889-1949».
Имя Бориса Михайловича особенно не афишировалось, и он не имел огромного количества наград, но его вклад в развитие отечественного подводного кораблестроения неоценим. Его инновационные идеи, смелость в их реализации и целеустремлённость, непоколебимая трудностями, во многом определили будущее российской подводной инженерии.
Награды Б.М. Малинина: лауреат Сталинской премии первой степени (1943); орден Трудового Красного Знамени.
Источники:
– Малинин Борис Михайлович: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/
– Малинин Борис Михайлович: https://more3dperm.ru
– Конструктор легендарных субмарин: https://flagman-news.ru/news/lichnoct/_konctruktor_legendarnyh_cubmarin
– Создатель подводных лодок: https://aftershock.news/?q=node/729968&full&ysclid=lsj24tel3689496063
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.