Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Военно-исторический календарь

Новости МПГУ
«…Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года»

/ Юрий Алексеевич Гагарин

 

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, а также военно-историческим событиям и памятным датам

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 115-летию со дня рождения советского лётчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи (07/20.02.1909 – 27.03.1943).

Яркую и короткую жизнь Григория Яковлевича Бахчиванджи сравнивают с жизнью Юрия Алексеевича Гагарина. О мистической связи между ними, об этих двух первопроходцах воздуха, написано много статей и книг. Когда-то Юрий Алексеевич Гагарин заявил: «Без полетов Бахчиванджи, возможно, не было бы и 12 апреля 1961 года». Но на этом сходство их биографий не кончается. Оба окончили одно и то же авиационное училище. И Бахчиванджи, и Гагарин оторвались от земли с помощью реактивного двигателя – Юрий на ракете «Восток-1», Георгий на самолете «БИ-1». Оба летчика в свое время предвидели смерть в полете. Григорий Яковлевич Бахчиванджи и Юрий Алексеевич Гагарин погибли в одну и ту же дату, 27 марта, в возрасте 34 лет.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи – участник Великой Отечественной войны, советский лётчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза (1943).

Г.Я. Бахчиванджи родился 7 февраля (20 февраля по новому стилю) 1909 года в станице Бриньковской (ныне – Приморско-Ахтарский район Краснодарского края) в греческой семье, где окончил семь классов школы. Еще в детских играх, где требовалась сила и ловкость, Григорий, который в возрасте 6 лет остался без матери, превосходил своих сверстников. Кроме того, мальчик хорошо пел, играл на музыкальных инструментах и много читал.

Григорий Яковлевич был вторым ребенком в семье и рано потерял мать. Мальчик помогал отцу в работе на мельнице. Именно там он впервые столкнулся с разными механизмами, передачами, трансмиссиями. Продолжил трудовую деятельность начал в 1925 году в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь, где участвовал в строительстве завода имени Ильича и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), и комсомолец Григорий Бахчиванджи добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году – Оренбургскую школу пилотов.

В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы лётчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолёта, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в НИИ ВВС РККА на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС РККА. Начинал войну Григорий Яковлевич в полку избранных летчиков-истребителей под командованием Петра Стефановского. Стоит отметить, что в одном из боев летчик даже спас жизнь Стефановскому.  Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе. За боевые заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза, но тогда так его и не удостоился. 17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи награждается первым орденом Ленина.

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан», и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне – Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1 (Березняк-Исаев, или Ближний истребитель). Стефановский отнесся к этому с недоверием. Дело в том, что он все еще хорошо помнил слова Сталина, сказанные в самом начале войны: «Товарищ Стефановский, сколько надо дней, чтобы сформировать полк, который будет способен вести воздушные бои?». Стефановский тогда призадумался. Сказать много – нельзя, не та обстановка, мало – как бы не прослыть легкомысленным командиром. «Три месяца», – выпалил Стефановский. Сталин ответил: «Нет у нас такого времени!».

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло (03.02.1912-17.01.2001, 13-й участок Введенского), головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота, сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но, несмотря на произошедшее, от продолжения испытаний не отказался и, вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта Кольцово в Свердловске. На протяжении дня осуществлялись проверки и перепроверки стабильности работы различных систем новейшего истребителя.

Эра советской и мировой реактивной авиации стартовала ровно в 19.00 часов по московскому времени. Запуск двигателя прошел без проблем, раздался чудовищный рев, и БИ-1 оторвался от земли. Набрав высоту 1500 метров, летчик развернул самолет, заглушил двигатель и пошел на посадку. Во время приземления Бахчиванджи не рассчитал вертикальную скорость, и шасси самолета подломились. Аппарат сел на брюхо, но испытания были признаны успешными. Работы над ракетным двигателем продолжались. После двенадцати месяцев работы мир увидели истребители БИ-2 и БИ-3. Первый опытный образец не стали восстанавливать, так как повреждения от азотной кислоты оказались критическими.

10 января 1943 года состоялся второй испытательный полет на БИ-2. Его характеристики были значительно повышены конструкторами. В отличие от первого образца, второй находился в воздухе 6 минут 22 секунды, и развивал скорость в 675 км/ч. Третий полет на БИ-3 также завершился успехом. Всего Бахчиванджи совершил шесть успешных вылетов на реактивных самолетах, став первым человеком в мире, которому покорились реактивные двигатели.

Спустя десятилетие Юрий Гагарин поступил в то же Оренбургское лётное училище, где вдохновился судьбой первоиспытателя реактивного летания и позже вспоминал, как авиаторы хранили память о своём выпускнике и его первом полёте: «Под его портретом висело описание этого подвига и шел рассказ о том, как рабочие авиационного завода, построившие первый реактивный самолёт, радостно встретили летчика-испытателя. Они подбрасывали его в воздух, обнимали, жали ему руки. Все это происходило возле плаката, на котором было написано: «Привет капитану Бахчиванджи – первому летчику, совершившему полет в новое».

27 марта 1943 года летчик Г.Я. Бахчиванджи вновь занял свое место в кабине. Перед ним стояла задача развить скорость самолета до 800 км/ч на высоте 2000 метров. До 78-й секунды полет проходил без осложнений. Все ожидали очередного хорошего результата. Но в момент, когда скорость достигла нужно отметки, нос самолета опустился, пилот потерял контроль и на скорости свыше 900 км/ч, самолёт плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в 6 километрах от взлётной полосы южнее аэродрома в районе Старого пруда у села Патруши. Спастись у испытателя не было никакой возможности. Кресел для катапультирования тогда еще не было, а покинуть самолет на такой скорости было невозможно, капитан Бахчиванджи погиб. На тот момент ему было всего 34 года.

Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Николаевич Кудрин (11/23.01.1898-09.11.1977, с Полушкино Одинцовского района МО) некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивание самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком Андреем Григорьевичем Кочетковым (15.08.1908-01.05.1990, Кунцевское) и другими испытателями. Иные утверждали, что причиной катастрофы мог стать флаттер. Суть этого явления состоит в том, что при высоких скоростях крылья самолета с дозвуковым профилем не выдерживают нагрузки.

Похоронен Г.Я. Бахчиванджи на кладбище посёлка Малого Истока, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск. В память о Бахчиванджи назван посёлок Бахчиванджи при аэродроме «Чкаловский» (Московская область), там же в 1987 году в его честь переименована платформа 41 км на хордовом участке Монино – Чкаловская Ярославского направления Московской железной дороги. В посёлке Чкаловский, на доме, в котором жил Григорий Бахчиванджи по улице Циолковского, 1 сейчас открыта мемориальная доска и есть в поселке улица имени Бахчиванджи Г.Я. Одна из вершин Западного Памира (5150 м) названа именем Бахчиванджи. В 1982 года в станции Бриньковской на площади Героя открыт памятник Г.Я. Бахчиванджи. На высоком пьедестале стоит величавая, выполненная в металле фигура летчика. По обе стороны от него два самолета. Один из них – совсем маленький «БИ-1». Его изготовили рабочие подмосковного Дубно. На борту его – 7 звездочек. Ровно столько, сколько поднимал его летчик в небо. Второй самолет – современный боевой истребитель. Именем Бахчиванджи также названы: школа № 5 станицы Бриньковской; школа № 60 города Екатеринбурга; площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга – «Кольцово»; общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге; кратер на обратной стороне Луны.

Награды Григория Яковлевича Бахчиванджи: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (28.04.1973, посмертно), орден Ленина (17.10.1942, 28.04.1973).

Источники:

– Герои страны. Г.Я. Бахчиванджи: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1031&ysclid=lssj3g2xs64655280

– Г.Я. Бахчиванджи: http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/zz/bahchivanji.htm

– Григорий Бахчиванджи: https://dzen.ru/a/YuUAxjA_imJUNb1u

– Герои Щёлковской земли: https://vk.com/wall-177617721_13566?ysclid=lsshuieqhh154968535

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

21 / 02 / 2024

Показать обсуждение