«Нам кажется, что адмирал сыграл в этом деле роль доктора, на руках которого умерло любимое дитя, и неутешная семья бранит и винит в этой потере только врача» / Русское Знамя, 1906 | «Я был бы счастлив, если бы у меня во флоте были такие талантливые адмиралы, как ваш Рожественский»
/Император Вильгельм II императору Николаю II |
«Луч беспристрастной истории озарит многотрудный путь, самоотверженно пройдённый честным флотоводцем, которому не дано было совершить только одного – чуда» / П.П. Семёнов-Тян-Шанский |
В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Военно-исторический календарь», посвящённую отечественной системе военного образования и воспитания, полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, посвятивших свою жизнь защите Отечества.
Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 175-летию со дня рождения Зиновия Петровича Рожественского – выдающегося русского флотоводца, вице-адмирала (1904), генерал-адъютанта (1904). Его имя долгие годы предавалось забвению. О нем говорили только тогда, когда упоминали печально известное событие русско-японской войны 1904-1905 годов – Цусимское морское сражение, в то время как с его именем связана целая эпоха в истории отечественного флота.
З.П. Рожественский родился 30 октября (12 ноября по новому стилю) 1848 года в семье полкового военного врача в Краснинском уезде Смоленской губернии Смоленской губернии недалеко от села Сырокоренье. В 1864 году поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1868 году. В 1873 году окончил Михайловскую военную артиллерийскую академию по специальности морского артиллериста и был выпущен по первому разряду лейтенантом. Некоторое время служил командиром роты Учебного отряда Балтийского флота, участвовал в работе Комиссии морских артиллерийских опытов.
Семья и потомки З.П. Рожественского. Зиновий Петрович был женат на дочери коллежского асессора Ольге Николаевне Антиповой. 23 декабря 1877 года у них родилась дочь Елена, которая вышла замуж за военного инженера Владимира Федоровича Субботина (1874-1934). Внук Николай эмигрировал в США, а его сестра Ольга Спечинская с сыном Зиновием в 1947 году вернулись на родину. Правнук – Зиновий Дмитриевич Спечинский, японист по профессии; праправнук – Кирилл Спечинский (1966-2018) – музыкант, лидер группы «Внезапный сыч».
Во время русско-турецкой войны в 1876 году З.П. Рожественский участвовал в подготовке артиллерии Черноморского флота к надвигающейся русско-турецкой войне, после чего был назначен начальником артиллерии Черноморского флота. Во время боевых действий неоднократно участвовал в крейсерских рейдах. В июле 1877 года, находясь на пароходе «Веста», принял командование артиллерией заменив убитого подполковника Чернова и нанёс турецкому броненосцу «Фетхи-Буленд» повреждения, заставившие того выйти из боя. За этот бой Рожественский был произведён в капитан-лейтенанты и награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Святого Георгия 4-й степени. После окончания войны Рожественский опубликовал в газете «Биржевые ведомости» статью «Броненосцы и купцы-крейсера», где выступил с критикой технической отсталости отечественного флота и призывом переориентироваться на строительство броненосцев. Подвиг «Весты» был назван в статье «постыдным бегством». Статья вызвала всеобщее негодование и привела к возбуждению судебного процесса по делу «Весты». Управляющий Морским министерством адмирал С.С. Лесовский обещал «стереть в порошок» строптивого офицера.
После образования княжества Болгарии Зиновий Петрович был прикомандирован к создававшемуся болгарскому военному флоту и в период с лета 1883 года по октябрь 1885 годов исполнял обязанности «начальника Флотилии и морской части Княжества и командира княжеско-болгарской яхты «Александр I». При нём были созданы первые болгарские военно-морские регламенты, основаны военно-морской музей и библиотека.
В 1886-1891 годах З.П. Рожественский проходил службу флагманским офицером, старшим офицером, командиром корабля на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Старший офицер броненосной батареи «Кремль» (1887), фрегата «Герцог Эдинбургский». Командир клипера «Наездник» (1890), канонерской лодки «Грозящий» (1891). В 1891-1893 годах был российским военно-морским атташе в Лондоне.
С 1894 года – командир крейсера «Владимир Мономах», входившего в Средиземноморскую эскадру контр-адмирала Степана Осиповича Макарова. Совершил вместе с эскадрой переход на Дальний Восток для усиления военно-морской группировки в связи с обострением отношений с Японией. В районе китайского города-порта Чифу Соединённая русская эскадра (под командованием вице-адмирала С.П. Тыртова) проводила военные учения. Адмирал Макаров отзывался о Рожественском как о надёжном морском командире.
В 1896-1898 годах – командир броненосца береговой обороны «Первенец». С 1898 года – контр-адмирал, командир Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. В 1900 году получил известность благодаря организации работ по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», вылетевшего на камни у южной оконечности острова Гогланд. После возвращения броненосца своим ходом в Кронштадт, Рожественский настоял на поощрении и награждении отличившихся в операции офицеров в точном соответствии с представленным им списком. С 1903 года – контр-адмирал Свиты Его Императорского Величества.
В 1903 году, за год до начала русско-японской войны, З.П. Рожественский получил назначение на должность начальника Главного морского штаба. Он приступил к выполнению плана перевооружения и усиления Тихоокеанского флота, но результатов достичь не удалось. В деятельности Рожественского на этом посту были заметны его предпочтения к тяжёлому броненосному флоту в ущерб другим классам кораблей и упор на генеральное морское сражение как основное средство достижения победы.
Во время стоянки на Мадагаскаре Зиновий Петрович получил сообщение: Порт-Артур пал, и Первой Тихоокеанской эскадры больше нет. Приказ Адмиралтейства в апреле 1904 года гласил: «Теперь, когда Порт-Артур пал, Вторая эскадра должна всецело восстановить наше положение на море и препятствовать сообщению действующей армии неприятеля со своей страной». Вторая Тихоокеанская эскадра состояла из 7 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев и ряда вспомогательных судов. Таким образом, эскадре З.П. Рожественского предлагалось своими силами расправиться с японским флотом. При этом было известно, что корабли японцев лучше оснащены и имеют более высокую скорость. Вице-адмирал ответил в Петербург: «С имеющимися в моем распоряжении силами не имею надежды восстановить преобладающее положение на море. Моя единственно возможная задача – это пройти во Владивосток с наилучшими судами и, базируясь там, действовать на сообщения неприятеля». Вот за это великий князь Александр Михайлович и назвал З.П. Рожественского «человеком с психологией самоубийцы».
З.П. Рожественский понимал, что идет на смерть, но был полон решимости выполнить приказ. Команды кораблей были собраны наспех и не имели достаточных навыков для действий в сложных условиях. Не смотря на это в октябре 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра вышла в поход.
Зиновию Петровичу удалось в кратчайшие сроки повысить боеготовность кораблей и экипажей и справиться со сложными условиями перехода. За время похода, проходившего в условиях отсутствия надёжных баз снабжения, плохой выучки экипажей – не было потеряно ни одного корабля. 22 октября 1904 года произошёл так называемый Гулльский инцидент: русская эскадра под командованием З.П. Рожественского обстреляла в Северном море английских моряков и свой собственный крейсер «Аврора», потопила английский траулер «Крейн» и серьёзно повредила пять малых рыболовецких судов, приняв их за японские торпедные катера. Но на дальнейшую судьбу похода этот инцидент никакого влияния не оказал.
Адмирал Рожественский продолжал считать поход пагубным и во время плавания неоднократно обращался к вышестоящему начальству с рапортом об отставке, с просьбой вернуть эскадру назад – на Балтийское море. Уже после войны он писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».
14 мая (27 по новому стилю) 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра пошла на прорыв через Цусимский пролив навстречу ждущим ее японским судам. К этому времени в состав эскадры входили 8 эскадренных броненосцев и 3 броненосца береговой обороны, 1 броненосный крейсер, 5 крейсеров 1 ранга, 3 крейсера 2 ранга, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 2 госпитальных судна и 6 вспомогательных судов. Командовал эскадрой вице-адмирал Рожественский, а младшим флагманом был контр-адмирал Николай Иванович Небогатов – ровесник З.П. Рожественского, прежде командовавший Учебным отрядом Черноморского флота. Крейсерским отрядом командовал контр-адмирал Оскар Адольфович Энквист – бывший командир Николаевского порта и градоначальник Николаева. Оскар Энквист был скорее «сухопутным адмиралом» – большую часть службы он провел во флотских экипажах, затем вообще занимался градоуправлением и не выходил в море. Командовать крейсерским отрядом Второй тихоокеанской эскадры его поставили по протекции морского министра вице-адмирала Авелана, которому Энквист доводился родственником.
Японский флот, с которым предстояло вступить в сражение Второй Тихоокеанской эскадре, состоял из 4 броненосцев 1 класса, 8 броненосных крейсеров, 2 броненосцев 2 класса и 1 броненосца 3 класса, 15 крейсеров, 21 эскадренного миноносца и 44 миноносцев, 21 вспомогательного крейсера, 4 канонерских лодок, 3 авизо и 2 госпитальных судов. Командовал Объединенным флотом Японии адмирал Того Хэйхатиро, а 2-й японский флот находился под командованием вице-адмирала Камимура Хиконодзё.
Долгое время считалось, что кичливый и безграмотный адмирал Рожественский вел моряков на смерть, не имея даже четкого плана действий. Впоследствии историки, анализируя показания самого З.П. Рожественского и участников боя, пришли к выводу, что своим маневрированием он создал ситуацию, когда лучшие силы противника на протяжении достаточно длительного времени оказывались в зоне поражения артиллерии русских кораблей. Этого времени должно было хватить, чтобы нанести японцам невосполнимый ущерб. Этого не произошло. Ряд специалистов полагает, что всему виной были пироксилиновые снаряды, которые, во-первых, отсырели во время перехода в тропиках, а во-вторых, из-за своего замедленного действия, призванного обеспечить взрыв внутри судов, либо вообще не взрывались, либо проходили навылет, не нанося японцам серьезного ущерба. А вот японские снаряды фугасного действия рвались на русских кораблях, зажигая все вокруг. Такая дуэль имела для русских судов катастрофические последствия.
После того как замысел адмирала Рожественского не сработал, началась бойня. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплен или взорван своими экипажами 21, сдались в плен или были захвачены 7, интернированы в нейтральных портах до конца войны 6. До русских портов добрались лишь четыре корабля. Из 16170 человек личного состава прорвались во Владивосток 870, были убиты или утонули 5045 человек, попали в плен 7282, интернированы 2110 человек. Японская сторона сообщила о потере 3 миноносцев, 117 человек убитыми и 538 ранеными.
Большей части этого кошмара З.П. Рожественский не видел. В ходе боя на борту флагманского броненосца «Князь Суворов» вице-адмирал получил целую серию ранений в голову, спину, правую руку, левую ногу. В полубессознательном состоянии адмирала переправили с гибнущего броненосца на эсминец «Буйный». Утром 15 мая эсминец вышел из строя, и раненого адмирала эвакуировали на борт другого эсминца: «Бедовый». Увы, корабль оправдал свое название. Он был настигнут японскими кораблями и сдался. Так командующий эскадрой стал еще одним трофеем победившей Японии. В плену к З.П. Рожественскому относились с уважением, лечили его лучшие врачи госпиталя в Сасебо. Но это не могло улучшить психологическое состояние адмирала, раздавленного поражением.
После подписания Портсмутского мира адмирал З.П. Рожественский получил право вернуться в Россию. В ноябре 1905 года З.П. Рожественский прибыл во Владивосток и направился по железной дороге в Петербург, где по прибытии состоялась встреча с императором Николаем II. Содержание их беседы, к сожалению, неизвестно. Но вполне понятно, что отношение к адмиралу существенно изменилось. Ситуация усугублялась и огромным негодованием со стороны прессы в адрес адмирала.
Зиновий Петрович был восстановлен в своей прежней должности – начальника Главного морского штаба. В «Полном послужном списке» от 16 января 1906 года, подписанным контр-адмиралом Александром Нидермиллером, он – «Начальник Главного Морского Штаба, генерал-адъютант, вице-адмирал». В том же документе написано: «В службе сего адмирала не было обстоятельств, лишающих его права на получение знака отличия беспорочной службы…».
Вскоре в газетах началась травля адмирала Рожественского. Первоначально Зиновий Петрович пытался оправдываться, но затем, в феврале 1906 года, подал в отставку с поста начальника Главного морского штаба. Однако волна критики не утихала, и адмирал настоял на привлечении себя к суду. На суде он оправдывал своих подчинённых, в особенности матросов, и просил для себя смертной казни.
Суд, изучив обстоятельства Цусимского сражения, принял решение оправдать вице-адмирала, поскольку З.П. Рожественский в самом начале боя получил тяжелые ранения и уже не мог осуществлять командование эскадрой. Зато «по полной» пришлось ответить младшему флагману эскадры контр-адмиралу Небогатову. 11 декабря 1906 года Особое присутствие военно-морского суда Кронштадтского порта приговорило бывшего контр-адмирала Небогатова и командиров сдавшихся броненосцев Смирнова, Григорьева и Лишина к смертной казни. Но высочайшим указом смертная казнь всем четверым была заменена заточением в крепость на срок десять лет. Правда, Небогатов по состоянию здоровья был освобожден из заключения через два года.
После окончания процесса Зиновий Петрович стал вести затворнический образ жизни – практически перестал выходить из своей квартиры, считая, что навсегда опозорен сдачей японцам русского флота.
Новый 1909 год адмирал Рожественский встречал в кругу семьи, в Петербурге. Рядом были дорогие его сердцу и близкие люди: жена, дочь, зять и внук. Зиновий Петрович в новогоднюю ночь был необыкновенно бодр и весел, провозглашал тосты за светлое будущее. Около двух часов ночи вышел к себе в кабинет, где и скончался. Врач констатировал мгновенную смерть от паралича сердца. З.П. Рожественского не стало 1 января (14 по старому стилю) 1909 года. Было ему всего 59 лет. Провожавших адмирала Рожественского в последний путь было немного: родственники, близкие друзья, моряки, матросы, и те, кому полагалось по службе. Официальные почести высшим морским начальством были проигнорированы. Отпевание состоялось в Петербургской церкви святого Спиридона, на территории адмиралтейства, в присутствии почетного эскорта из лейб-гвардии Семеновского полка и гвардейской артиллерийской бригады. Многие, присутствовавшие в адмиралтейской церкви и на кладбище, плакали. Печальную колесницу сопровождал по Невскому батальон лейб-гвардии Семеновского полка. Гроб был покрыт Андреевским флагом, поверх его – парадная треуголка адмирала и перекрещенная с ножнами шпага. Процессия долго шла до ворот Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Там тело предали земле. Похоронили Рожественского, согласно завещанию, в штатском костюме. Над последним пристанищем адмирала треснул винтовочный залп салюта. Моряк и честный воин, способный в иных обстоятельствах умножить славу Русского Флота, закончил свой путь. В.И. Семенов записал: «Теперь все кончено! Адмирал умер! По уставу надо было поднять сигнал: «Адмирал передает командование». Но кому?».
В 1920 году могила З.П. Рожественского была разрушена и считалась утраченной. Точное местонахождение праха адмирала помог установить его правнук, Зиновий Спечинский, предоставивший карту захоронений. Церемония, посвящённая обретению могилы З.П. Рожественского, прошла на территории Некрополя мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры 24 мая, за три дня до 117-летней годовщины начала Цусимского сражения. Участие в ней приняли правнук адмирала Зиновий Спечинский вместе с дочерью Екатериной, председатель комитета по внешним связям Евгений Григорьев, спецпредставитель губернатора Сергей Смирнов, общество потомков участников Цусимского сражения, клуб Адмиралов Петербурга, Музей Русско-японской войны и жители Петербурга. Сейчас на могиле З.П. Рожественского стоят деревянный крест и табличка. В планах установка мраморной плиты, проект которой подготовил Рафаэль Даянов (известный петербургский архитектор и реставратор, скончавшийся 18 января 2021 года).
Награды З.П. Рожественского за все годы военно-морской службы: Императорский Военный орден святого великомученика и Победоносца Георгия, Императорский орден святого равноапостольного великого князя Владимира 1 и 2-й степеней, Императорский орден святой Анны 1, 2 и 3-й степеней, Императорский орден святого Станислава 1, 2 и 3-й степеней, медаль «В память царствования императора Александра III», медаль «В память коронации Николая II», медаль «За по первой всеобщей переписи населения», орден Красного Орла (Королевство Пруссии), орден Даннеброг (Дания), орден Железной Короны (Итальянское королевство), орден Короны Румынии, орден Меча (Королевство Швеции), орден «Святого Александра» (Царство Болгарии), орден Почётного легиона (Франция).
Источники:
– https://proza.ru/2010/11/17/1598?ysclid=loo7jxnu5d703587533
– История талантливейшего русского флотоводца: https://dzen.ru/a/Yo3z6CLN8Gp4YLJo
– Адмирал Рожественский. Виновник Цусимы или жертва обстоятельств: https://topwar.ru/149548-admiral-rozhestvenskij-vinovnik-cusimy-ili-zhertva-obstojatelstv.html?ysclid=lovvb04wqs270680093
– Ответил за Цусиму. Трагедия адмирала Рожественского: https://aif.ru/society/history/otvetil_za_cusimu_tragediya_admirala_rozhestvenskogo?ysclid=lovt30tymt537293465
– Петербург обрёл могилу З.П. Рожественского: https://www.fontanka.ru/2022/05/24/71355314/
– Праправнук адмирала Рожественского сейчас работает в Японии: https://iz.ru/news/286704
– В.И. Семёнов. Расплата. Трилогия (См: Четыре года спустя). – СПб, 2008.
– Шабуцкая Н.В. Вице-адмирал Рожественский – «Обесславленный герой одного из величайших сражений в истории флота» / Научные ведомости. – №3, 2007. – С.90-95.
– Егор Брацун. Адмирал З.П. Рожественский: https://proza.ru/2010/11/17/1598?ysclid=lovz8ptpjb975203751
– В.Ю. Грибовский. Последний парад адмирала. Судьба вице-адмирала З.П. Рожественского:
– Борис Галенин. Спасти Порт-Артур: https://ruskline.ru/analitika/2020/05/31/spasti_portartur
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.