Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Военно-исторический календарь

Новости МПГУ
«Служба – дело обыкновенное и человека, исполняющего только свой долг, не за что награждать»

/ М.П. Лазарев

«Чтобы хорошо подготовить офицера, нужно сначала «вкус его приучить ко всему лучшему, к строгой дисциплине и деятельной службе»

/ М.П. Лазарев

 

«Окружите человека порядочностью, и он станет порядочным человеком»

/ М.П. Лазарев

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Военно-исторический календарь», посвящённую отечественной системе военного образования и воспитания, полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, посвятивших свою жизнь защите Отечества.

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 235-летию со дня рождения российского флотоводца и мореплавателя Михаила Петровича Лазарева.

М.П. Лазарев – российский флотоводец и мореплаватель, учёный, первооткрыватель и исследователь Антарктиды, командующий Черноморским флотом и один из основателей Новороссийска, адмирал (1843), всю свою жизнь посвятивший служению флоту России и нашему Отечеству.

Михаил Петрович родился во Владимире 3 ноября (14 ноября по новому стилю) 1788 года в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, происходившего из дворян Арзамасского уезда Нижегородской губернии, был средним из трех братьев – будущих вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева (1787-11.09.1849) и контр-адмирала Алексея Петровича Лазарева (1793-19.06.1856). Уже после смерти отца, в феврале 1800 года братья были зачислены рядовыми кадетами в Морской кадетский корпус. При этом попечение над осиротевшими братьями взял на себя друг их отца – поэт Гавриил Романович Державин (03/14.07.1743-08/20.07.1816, Новгородский кремль, Спасо-Преображенский собор монастыря), не имевший своих детей.

В 1803 года Михаил Петрович выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В июне того же года для дальнейшего изучения морского дела он был назначен на линейный корабль «Ярослав», действовавший на Балтийском море. А еще через два месяца, вместе с семью лучшими по успеваемости выпускниками, он был командирован в Англию, где в течение пяти лет участвовал в плаваниях в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. В 1808 году Лазарев вернулся на родину и сдал экзамен на чин мичмана.

В ходе Русско-шведской войны 1808–1809 годов Михаил Петрович находился на линейном корабле «Благодать», входившем в состав флотилии вице-адмирала П.И. Хлынова. В ходе боевых действий у острова Гогланд флотилия захватила бриг и пять транспортов шведов. При уклонении от превосходящей английской эскадры один из кораблей – линейный корабль «Всеволод» – сел на мель. 15 (27) августа 1808 года Лазарев с командой на спасательной шлюпке был направлен на помощь. Снять корабль с мели не удалось, и после яростной абордажной схватки с англичанами «Всеволод» был сожжен, а Лазарев и команда попали в плен. В мае 1809 года он вернулся на Балтийский флот. В 1811 году произведен в лейтенанты.

Отечественную войну 1812 года Михаил Петрович встретил на 24-пушечном бриге «Феникс», который вместе с другими судами защищал Рижский залив, участвовал в бомбардировке и высадке десанта в Данциг. За храбрость М.П. Лазарев был награжден серебряной медалью.

После окончания войны в Кронштадтском порту началась подготовка кругосветного путешествия в Русскую Америку. Для участия в нем был выбран фрегат «Суворов», в 1813 году его командиром назначен лейтенант Лазарев. Корабль принадлежал Российско-Американской компании, которая была заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой.

9(21) октября 1813 года корабль вышел из Кронштадта. Преодолев сильные ветра и густые туманы, пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и избежав столкновения с французскими и союзными им датскими кораблями, фрегат прибыл в Портсмут (Англия). После трехмесячной остановки корабль, пройдя вдоль берегов Африки, пересек Атлантику и на месяц остановился в Рио-де-Жанейро. В конце мая 1814 года «Суворов» вышел в Атлантику, пересек Индийский океан и 14(26) августа вошел в Порт-Джексон (Австралия), где встретил известие об окончательной победе над Наполеоном. Продолжив плавание по Тихому океану, в конце ноября фрегат прибыл в Ново-Архангельский порт, где находилась резиденция главного управляющего Русской Америки А.А. Баранова. В ходе плавания, на подходе к экватору, была открыта группа коралловых островов, которым Лазарев дал имя «Суворов». После зимовки фрегат выполнил поход на Алеутские острова, где принял большой груз пушнины для доставки в Кронштадт. В конце июля 1815 года «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь лежал вдоль берегов Северной и Южной Америк, в обход мыса Горн. В ходе плавания фрегат совершил заход в перуанский порт Кальяо, став первым русским кораблем, посетившим Перу. Здесь Михаил Петрович успешно провел порученные ему торговые переговоры, получив разрешение русским морякам торговать безо всяких дополнительных обложений. Обогнув мыс Горн, корабль прошел через весь Атлантический океан и 15(28) июля 1816 года прибыл в Кронштадт. Кроме большого груза ценной пушнины, в Европу были доставлены перуанские животные – 9 лам, по одному экземпляру вигонь и альпака. Под парусами на пути из Кронштадта в Ново-Архангельск «Суворов» находился 239 дней, а на обратном пути – 245 дней.

В начале 1819 года Лазарев, уже опытный командир и мореплаватель, получил под свое командование шлюп «Мирный», готовящийся в экспедицию к Южному полярному Кругу. После двух месяцев подготовки, переоборудования кораблей, обшивки подводной части корпуса медными листами, подбора команды и заготовления провизии «Мирный» вместе со шлюпом «Восток» (под общим командованием его командира капитан-лейтенанта Ф.Ф. Беллинсгаузена) в июле 1819 года вышел из Кронштадта. Сделав остановку в столице Бразилии, шлюпы направились к острову Южная Георгия, прозванному «входными воротами» в Антарктиду. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор и больших льдин, при частых штормах и снежных метелях, куч плавучего льда, тормозивших движение кораблей. Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном корабли ни разу не потеряли друг друга из вида. Пробиваясь среди айсбергов к югу, мореплаватели 16(30) января 1820 года достигли широты 69°23´5. Это и был край Антарктического материка, однако моряки не вполне осознали свой подвиг – открытие шестой части света. Лазарев в своем дневнике писал: «Шестнадцатого числа мы достигли широты 69°23´5, где встретили лед чрезвычайной высоты, простиравшийся так далеко, насколько достигало зрение. Однако сим удивительным зрелищем мы наслаждались недолго, ибо вскоре снова запасмурило и по обыкновению пошел снег… Отсюда мы продолжали свой путь к осту, при всякой возможности покушаясь к зюйду, но, не доходя 70°, неизменно наталкивались на ледяной материк». После тщетных попыток найти проход командиры кораблей, посоветовавшись, решили отступить и повернули на север. Экипажи шлюпов находились в постоянном нервном напряжении, их донимали сырость и холод. Беллинсгаузен и Лазарев прилагали все усилия для обеспечения нормальных бытовых условий. На зимовку «Восток» и «Мирный» направились в австралийский порт Джексон.

8(20) мая 1820 года отремонтированные корабли направились к берегам Новой Зеландии, где три месяца бороздили воды мало изученного юго-восточного района Тихого океана, открыв целый ряд островов. В сентябре корабли вернулись в Австралию, а спустя два месяца снова направились в Антарктиду. В ходе второго плавания морякам удалось открыть остров Петра I и берег Александра I, завершившие их исследовательскую работу в Антарктиде. Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света – Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он существует, то только близ полюса, в не доступных для плавания районах. Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 50 000 миль. Экспедицией был открыто 29 островов, в том числе группа коралловых, названных в честь героев Отечественной войны 1812 года – М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, П.Х. Витгенштейна, А.П. Ермолова, Н.Н. Раевского, М.А. Милорадовича, С.Г. Волконского. За успешное плавание Лазарев, минуя чин капитан-лейтенанта, был произведен в капитаны 2 ранга.

В марте 1822 года М.П. Лазарев был назначен командиром вновь построенного 36-пушечного фрегата «Крейсер». В это время обострилась обстановка в Русской Америке, американские промышленники хищнически истребляли в наших владениях ценного пушного зверя. Было принято решение направить к далеким берегам фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога», которым командовал его старший брат Андрей. В августе того же года корабли покинули Кронштадтский рейд. После остановки на Таити каждый корабль пошел своим курсом, «Ладога» – к полуострову Камчатка, «Крейсер» – к берегам Русской Америки. Около года фрегат охранял русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года его сменил шлюп «Предприятие», а «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. В августе 1825 года фрегат прибыл в Кронштадт. За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1 ранга и награжден орденом Владимира 3-й степени.

В начале 1826 года Михаила Петровича назначили командиром строящегося в Архангельске линейного корабля «Азов», на то время самого совершенного корабля отечественного военного флота. Командир тщательно подбирал себе экипаж, в составе которого были лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин – будущие руководители обороны Севастополя. Его влияние на подчиненных было безгранично, Нахимов писал приятелю: «Стоит послушать, любезный, как тут все относятся к капитану, как его любят! Право, русский флот еще не имел такого капитана». По прибытии корабля в Кронштадт, он вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаил Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Д.Н. Сенявина.

В 1827 году Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. Летом этого же года эскадра под командованием контр-адмирала Л.П. Гейдена вошла в Средиземное море и объединилась с французской и английской эскадрами. Командование объединенным флотом принял на себя британский вице-адмирал Эдуард Кодрингтон – ученик адмирала Нельсона, в его состав входили 27 кораблей (11 – английских, 7 – французских и 9 – русских) при 1300 орудиях. Турецко-египетский флот насчитывал свыше 50 кораблей при 2300 пушках. Помимо этого, неприятель располагал береговыми батареями на острове Сфактерия и в Наваринской крепости.

8(20) октября 1827 года произошел знаменитый Наваринский бой. «Азов» находился в центре боевой изогнутой линии из 4 линейных кораблей. Именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью турецкими кораблями, артиллерийским огнем он потопил 2 больших фрегата и корвет, сжег флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажег и взорвал его. Кроме того, корабль под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. В конце сражения у «Азова» были перебиты все мачты, изломаны борта, в корпусе насчитали 153 пробоины. Несмотря на столь серьезные повреждения, корабль продолжал сражаться до последней минуты боя. Русские корабли вынесли на себе всю тяжесть сражения и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и др. суда. За Наваринский бой линейный корабль «Азов», впервые в русском флоте, удостоен высшей награды – кормового Георгиевского флага. Лазарев произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами: греческим – командорским крестом Спасителя, английским – Бани и французским – Святого Людовика. В дальнейшем Михаил Петрович, будучи начальником штаба эскадры, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, отрезав туркам путь на Константинополь.

С 1830 года Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота, в 1832 году был назначен начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году – командующим флотом, губернатором Николаева и Севастополя. На этом посту Михаил Петрович находился в течение 18 лет.

Уже в начале 1833 года Лазарев возглавил успешный поход русского флота и переброску10-тысячного десанта войск в Босфор, в результате чего была предотвращена попытка захвата Стамбула египтянами. Военная помощь России вынудила султана Махмуда II заключить Ункиар-Искелесийский договор, высоко поднявший престиж России.

Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринимала Англия, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию. Для этих целей при активной поддержке Англии было организовано движение групп религиозных фанатиков (мюридизм), одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции. Для нарушения планов англичан и турок Черноморскому флоту было необходимо блокировать Кавказское побережье. С этой целью для действий у берегов Кавказа Лазарев выделил отряд, а позднее эскадру Черноморского флота, в составе 6 вооруженных пароходов. В 1838 году было выбрано место для базирования эскадры у устья реки Цемес, чем было положено начало строительству Новороссийского порта. В период 1838–1840 годов с кораблей Черноморского флота при непосредственном участии Лазарева были высажены десанты войск генерала Н.Н. Раевского (младшего), которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, на берегу последней построен форт, названный именем Лазарева. Успешная деятельность Черноморского флота помешала осуществлению захватнических планов англичан и турок на Кавказе.

Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описания Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе, построены доки. В реорганизованном по его указанию Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря.

Под руководством Михаил Петровича Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении, он лично следил за постройкой каждого корабля. При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта, усовершенствована корабельная артиллерия. В Николаеве построено адмиралтейство с учетом всех достижений техники того времени, началось строительство адмиралтейства под Новороссийском.

М.П. Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век и на его смену должен прийти паровой. Однако технологическая отсталость не позволяла России быстрыми темпами совершить такой переход. Лазарев направил все усилия, чтобы в составе Черноморского флота появились пароходы. Он добивается этого, заказав строительство железных паровых судов со всеми новейшими усовершенствованиями. Была произведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля «Босфор» (заложен после смерти Лазарева в 1852 году). В 1842 году Михаил Петрович добился заказов на постройку судостроительными верфями для Черноморского флота пяти пароходофрегатов «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец» и «Одесса». В 1846 году он командировал на английские верфи своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова для непосредственного руководства постройкой четырех пароходов: «Владимир», «Эльбрус», «Еникале» и «Тамань» Все пароходы строились по русским проектам и эскизным чертежам.

Много внимания Лазарев уделял культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и построен Дом собраний, а также организовано много других общественных и культурных учреждений.

Огромное значение адмирал уделял оборонительным сооружениям Севастополя, доведя количество орудий, защищавших город, до 734 единиц.

Лазаревская школа была суровой, работать с адмиралом было подчас нелегко. Однако те моряки, в которых он сумел разбудить живую искру, что жила в нем самом, становились истинными лазаревцами. Михаил Петрович воспитал таких выдающихся моряков, как Нахимов, Путятин, Корнилов, Унковский, Истомин и Бутаков. Большая заслуга Лазарева состоит в том, что он подготовил кадры моряков, обеспечивших переход русского флота от парусного к паровому.

Уже в зрелом возрасте Михаил Петрович в 1835 году женился на юной Екатерине Тимофеевне Фандерфлит, дочери отставного капитана второго ранга. Несмотря на разницу в возрасте (избранница была более чем на 20 лет моложе), их брак с уверенностью можно назвать счастливым. Екатерина Тимофеевна, будучи женщиной умной и волевой, оказала на мужа немалое влияние, несколько сгладив его суровую и грубоватую натуру. У них было шестеро детей: Татьяна Михайловна (1836-1916), фрейлина, близкая подруга принцессы Марии Баденской; Михаил Михайлович (1839-1908), Пётр Михайлович (1843-1845), Анна Михайловна (1845-1893), фрейлина, с 1871 года замужем за шталмейстером Н.А. Скалоном (1832-1903), Александра Михайловна (1848-1853), Пётр Михайлович (1850-1919), сенатор. В середине 18-го века Екатерина Тимофеевна стало основательницей женской благотворительной организации, позже преобразованной в Николаевское благотворительное общество. При великой княгине Александре Иосифовне женщина занимала должность обер-гофмейстерины. Фандерфлит скончалась в 1877 году и была похоронена на Никольском кладбище Петербурга.

Адмирал всегда мало заботился о своем здоровье. Однако в конце 1850 года усилились боли в желудке, и по личному указанию Николая I он был направлен в Вену на лечение. Болезнь была сильно запущена, и местные хирурги отказались его оперировать. В ночь на 11(23) апреля 1851 года на 63 году жизни Лазарев скончался от рака желудка. Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого собора в виде креста, головами к центру креста, похоронены М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов и В.И. Истомин.

В 1867 году в Севастополе, тогда еще лежавшем в руинах после Крымской войны 1853–1856 годов, состоялось торжественное открытие памятника М.П. Лазареву. На открытии контр-адмирал Свиты И.А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и воспитанию высоких качеств русских моряков.

Совершенные М.П. Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Они входят в золотой фонд русской науки. Михаил Петрович был избран почетным членом Географического общества. Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М.П. Лазареве в 1995 году учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее золотым нагрудным знаком Морского собрания. Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины.

Награды Михаила Петровича Лазарева: Императорские ордена Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 1, 2, 3 и 4-й степеней, Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского; ордена Белого орла (Польша), Бани (Британия), Святого Людовика (Франция) и Командорский крест ордена Спасителя (Греция).

В память о М.П. Лазареве в Великом Новгороде на памятнике «1000-летию России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М.П. Лазарева. В 1867 году в Севастополе был установлен памятник М.П. Лазареву (снесён в 1928 году, планируется к восстановлению). В 1954 году на железнодорожной станции Лазаревская (Сочи) по проекту скульптора-монументалиста И.П. Шмагуна был установлен бюст адмиралу Лазареву. В 1955 году барельеф Лазарева открыт на станции Ленинградского метро «Балтийская». В 1978 году в Николаеве на «Аллее адмиралов» установлен памятник русскому флотоводцу и мореплавателю, первооткрывателю Антарктиды, командующему Черноморским флотом, военному губернатору Николаева и Севастополя, адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву. В 1996 году в Севастополе в эдикуле здания был установлен бронзовый бюст адмиралу (архитектор Н.Н. Гуров и скульпторы Г.А. Лысенко и Э.В. Лысенко). 12 сентября 1996 года в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву. В Новороссийске сооружён памятник основателям города М.П. Лазареву, Н.Н. Раевскому и Л.М. Серебрякову. В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди других скульптур установлен бюст М.П. Лазарева. Имя адмирала М.П. Лазарева носит Севастопольская Морская библиотека, работе которой и обустройству он способствовал. В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено ещё трём крупным кораблям отечественного ВМФ: лёгкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ», лёгкому крейсеру проекта 68-бис, тяжёлому атомному ракетному крейсеру проекта 1144, первоначально названному «Фрунзе». В 2004 году во Владимире на стене дома по адресу улица Большая Московская, дом 26, где Михаил Петрович Лазарев родился и жил с 1788 по 1797 годы, установлена мемориальная доска работы скульптора Черноглазова. В 2008 году авиакомпания «Аэрофлот-Российские авиалинии» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолётов «М. Лазарев». В 2017 году открытие фонтана-памятника в честь 950 города Азова (Изображён адмирал Лазарев). 14 января 2020 года ЦБ РФ выпустил в обращение серебряную монету номиналом 3 рубля «200-летие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым». В 2021 году его имя присвоено новому воздушному судну Airbus A320-251N б/н VP-BPM авиакомпании «Аэрофлот-Международные авиалинии». М.П. Лазареву посвящена одна из памятных монет, выпущенных в 1994 году Центральным банком России в серии «Первая русская антарктическая экспедиция». Также в его честь выпущены почтовые марки и конверты СССР.

Источники:

– Андрей Баранов. Лазарев Михаил Петрович: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12205161@cmsArticle

– Гордость Русского флота. Михаил Петрович Лазарев: https://topwar.ru/50726-gordost-rossiyskogo-flota-mihail-petrovich-lazarev.html?ysclid=lowk6de135520490475

– М.П. Лазарев – мореплаватель, адмирал, путешественник: https://biographe.ru/politiki/mikhail-lazarev/

– Адмирал Михаил Лазарев – исследователь и воспитатель: https://histrf.ru/read/articles/admiral-mikhail-lazariev-issliedovatiel-i-vospitatiel?ysclid=lowl6o8ttb216760262

– Морская библиотека имени М.П. Лазарева в Севастополе: http://sevmb.com/about/smi/p_1_at211_id30/

 

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

14 / 11 / 2023

Показать обсуждение