Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Военно-исторический календарь

Новости МПГУ
«Это будет «первая ласточка» в наших танковых войсках»

/ Иосиф Виссарионович Сталин,

17 марта 1940

 

«Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет мессершмитт и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!»

/ Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжаем рубрику «Военно-исторический календарь», посвящённую отечественной системе военного образования и воспитания, полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, посвятивших свою жизнь защите Отечества.

Юбилейный материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается 125-летию со дня рождения талантливого конструктора Михаила Ильича Кошкина.

 Выдающийся человек – всегда тайна. Пытаясь приблизиться к пониманию духовных истоков творческого гения, мы устремляемся на его малую родину, будь то столичный город, дворянская усадьба, село или обыкновенная деревушка. Вглядываемся в природу, которая есть материнское начало всего, в строения, несущие в себе отпечаток былого, в людей, чьи деды или отцы были причастны к судьбе своего знаменитого земляка. И думаем об одном: почему именно здесь, а не в другом уголке Отечества, Бог одарил необыкновенным талантом и творческой прозорливостью простого крестьянского паренька, имя которого навсегда останется в нашей истории и вечно будет дорого русскому сердцу, как и его танк Т-34, ставшего Оружием Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 Михаил Ильич Кошкин – участник Первой мировой и Гражданской войн, советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна, Герой Социалистического Труда (1990, посмертно).

М.И. Кошкин родился в крестьянской семье 21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне – Переславский район Ярославской области).

Село Брынчаги расположено в 176 км по шоссе северо-восточнее Москвы, в 47 км севернее от районного центра г. Переславля-Залесского, в 119 км юго-западнее областного центра – города Ярославля. На Ярославском шоссе поворот на село Брынчаги обозначен памятником М.И. Кошкину – на бетонной опоре стоит танк Т-34. Село Брынчаги появилось после того, как деревня Брынчаги слилась с Кадановским погостом. В селе работала церковно-приходская одноклассная школа. В 1935 году 64 единоличных хозяйства села Брынчаги вступили в колхоз «Путь Ленина».  Село входило в колхоз имени Орджоникидзе (центральная усадьба село Рахманово). В 1830 году была построена Спасо-Преображенская церковь, доброхотных дателей и при помощи казны, вследствие ходатайства помещицы Поповой.

Семья Кошкиных была типичным представителем русской крестьянской бедноты. Михаил был старшим из трёх детей. Земельный надел семьи был крошечным, и выжить своим хозяйством она не могла. В 1905 году отец Михаила Ильича, работая на лесозаготовках, надорвался и умер, оставив вдовой жену с тремя малолетними детьми на руках. Будущему конструктору, чтобы выжить, вместе с матерью пришлось батрачить. В 1909 году, после окончания церковно-приходской школы, М.И. Кошкин уехал из родных мест на заработки в Москву. С 1909 по 1912 год М.И. Кошкин – рабочий-ученик на кондитерской фабрике «Эйжен», затем – рабочий-подмастерье на кондитерских фабриках В.И. Жукова (1912-1915) и А. Бежо (1915-19170 в Москве.

В начале 1917 года, перед Февральской революцией, М.И. Кошкин был призван на военную службу в Русскую Императорскую армию. Во время Первой мировой войны попал на Западный фронт, где воевал в составе 58-го пехотного полка. В августе того же года, после ранения, был направлен на лечение в Москву, после чего получил отпуск, а 20 ноября 1917 года был демобилизован.

Будучи сыном бедняка, Михаил Ильич восторженно принял Октябрьскую революцию и с началом Гражданской войны 15 апреля 1918 года добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В РККА прослужил с 1 мая 1918 по 1 июня 1921 года в качестве рядового бойца и политработника. В июле 1918 года участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа левых эсеров в Москве.

Став бойцом железнодорожного отряда, он защищал молодую советскую республику от иностранной военной интервенции вначале под Царицыном до 1919 года, затем был переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который перебросили на Северный фронт и брал Архангельск. 1 октября 1919 года, на Северном фронте, он вступил в ряды РКП(б), был избран стал секретарём партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. Там же он впервые знакомится с бронетехникой – бронепоездами РККА и столкнулся с английскими танками «Рикардо» Mark V, используемыми интервентами на этом участке фронта. После ликвидации Архангельского фронта 3-й батальон был переброшен на Польский фронт. Но до Польского фронта М.И. Кошкин не добрался, потому что заболел в дороге тифом. После лечения его перевели в Киев, в 3-ю железнодорожную бригаду Южного фронта, которая занималась восстановлением железнодорожных путей и мостов в полосе наступления.

Летом 1921 года железнодорожную бригаду расформировали. После окончания службы Михаил Ильич демобилизовался, с отличием окончил военно-политические курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. Во время учёбы лично познакомился с партийными лидерами Сергеем Мироновичем Кировым (15/27.03.1886-01.12.1934) и Григорием Константиновичем Орджоникидзе (12/24.10.1886-18.02.1937).

В свободное от плановых занятий время преподавал в кружке политической грамоты, руководил марксистским кружком, читал в кружке лекции по политической экономии. «Во время студенческих каникул, – вспоминал полковник в отставке И.Д. Пятин, – Михаил Ильич приезжал на родину в деревню Брынчаги, помогал нам в организации работы с молодежью на селе. На собраниях сельского населения выступал с докладами на антирелигиозные темы и по вопросам текущих событий. Не случайно в деревне Брынчаги среди молодежи комсомольцев было больше, нежели в других деревнях волости… Я в то время был секретарем волостного комитета комсомола. Доклады и рассказы Кошкина о разгроме белогвардейцев мы слушали с большим интересом».

После окончания университета М.И. Кошкин был командирован в Вятку, где с 1924 по 1925 год успешно руководил кондитерской фабрикой. Одновременно с руководством фабрикой, начиная с 1924 по 1925 год Михаил Ильич работал преподавателем в народной школе политграмоты в Вятке. В 1925-1926 годах – заведующий агитационно-пропагандистского (по другим данным – промышленного) отдела 2-го райкома ВКП(б). В 1926-1928 годах заведовал Губсовпартшколой. С 1928 года – заместитель заведующего, а с июля 1928 по август 1929 года – заведующий агитационно-пропагандистским отделом Губкома ВКП(б) Вятки.

Семья Михаила Ильича. В Вятке М.И. Кошкин женился на сотруднице Губпотребсоюза Вере Николаевне Катаевой, в скором времени у них родилась дочь Лиза, а в дальнейшем ещё две дочери – Тамара и Татьяна. Вера Николаевна всегда была надежной опорой мужу, много сделала для сохранения памяти о нем после смерти; до последних своих дней вела переписку с музеями, собирала газетные вырезки и другие материалы о нём. Три дочери конструктора не уронили фамильной чести. Старшая, Елизавета Михайловна (1928-2022), почти полвека учила детишек географии, жила в Новосибирске. Тамара Михайловна стала геологом, объездила с экспедициями весь Урал, защитила кандидатскую диссертацию. Татьяна Михайловна – кандидат наук, доцент, преподаватель Харьковского университета.

Вероятно, Михаил Ильич мог сделать блестящую партийную карьеру, но овладевший им ещё в годы Гражданской войны интерес к технике побудил его написать письмо Сергею Мироновичу Кирову, в котором он просил о содействии в получении высшего технического образования. Отечество остро нуждалось в квалифицированных специалистах, поэтому ему не отказали.

В 1929 году М.И. Кошкина вызвали в Ленинград, где он был принят в Ленинградский технологический институт. Однако тема обучения оказалась неинтересной для него, и он добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. Преддипломную практику прошёл в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения №185. Спроектированную КП решено было установить на опытный колёсно-гусеничный танк Т-29. Производственную практику он проходил на Нижегородском автомобильном заводе имени В.М. Молотова в должности мастера дефектного отдела. Михаил Ильич оказался настолько толковым, что руководство завода хлопотало перед Наркомом тяжёлой промышленности о направлении его по окончании обучения к ним. Но М.И. Кошкина влекло танкостроение и на последнем курсе он уже знал, где сможет заняться этим, продолжив работу в танковом КБ.

Защитив в 1934 году диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка», начинающий инженер-конструктор стал сотрудником конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода имени С.М. Кирова под начальством опытного танкостроителя Семёна Александровича Гинзбурга (18.01.1900-03.08.1943). Через два с половиной года М.И. Кошкин уже занимал должность заместителя начальника Конструкторского бюро (КБ). Изучая модели танков, закупленных на западе, бюро занималось разработкой принципиально новых моделей танков. Ленинградские конструкторы модернизировали серийные танки Т-26 и Т-28, создав модели Т-29 и Т-46-1. В 1936 году за успешную работу Михаила Ильича наряду с другими конструкторами бюро наградили орденом Красной Звезды.

Танковая промышленность в ту пору была в плачевном состоянии и особую тревогу у Наркома тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе вызывал Танковый отдел Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна. 28 декабря 1936 года Г.К. Орджоникидзе подписал Приказ о направлении М.И. Кошкина в Харьков на ХПЗ имени Коминтерна (позднее завод №183) на должность руководителя танкового КБ-190. Решение о переводе в Харьков было принято с учётом его деловых качеств и личного стремления создать быстроходный средний танк, пригодный для крупносерийного производства.

В те годы лёгкие колёсно-гусеничные быстроходные танки серии «БТ», выпускаемые в Харькове, и Ленинградские танки Т-26 составляли основу танкового обеспечения РККА. Первоочередной задачей М.И. Кошкина была организация работы КБ по модернизации танка БТ-7, слабым местом которого была коробка переключения передач, и обеспечить его серийное производство. Под руководством Кошкина КБ-190, состоящее из 48 сотрудников, стало усердно работать по 14 направлениям. Основными из них была установка на БТ-7 совсем нового дизельного двигателя В-2 и разработка новых танков БТ-9 и БТ-ИС (последний – на основе конструкции БТ-2 и БТ-5).

С появлением нового противотанкового оружия задача КБ усложнилась. Участие легкобронированных советских танков в военных действиях по случаю Гражданской войны в Испании (толщина их брони была всего 20 мм) показало их уязвимость для артиллерии. Требовалась, скорей, не модернизация, а полная замена танкового парка РККА. Конструкторам в связи с этим была отведена особая роль, а для их разработок были отведены жёсткие сроки. Несоблюдение сроков грозило арестами. Усиление противоснарядного бронирования увеличивало массу машины, что давало дополнительную нагрузку на трансмиссию. Попытка конструкторов решить проблему усложнением трансмиссии по предварительным расчётам оказалась не выгодна, производство такого танка оказалось бы дорогим и трудоёмким.

Параллельно с М.И. Кошкиным на Харьковском заводе работал конструктор Адольф Яковлевич Дик (27.05.1903-1979). Под руководством Дика появилась новая колёсно-гусеничная модель А-20, которая по боевым возможностям мало чем отличалась от БТ-7. Михаилу Ильичу этот проект не нравился, потому что колёсная техника хорошо себя показывала на шоссе, но на пересечённой местности в условиях военных действий она бы продемонстрировала плохую проходимость.

После ареста А.Я. Дика вся ответственность за выполнение задания Министерства обороны легла на М.И. Кошкина. Любая его ошибка могла стоить ему свободы или даже жизни. Он рискнул и взялся за осуществление своей давней идеи создания чисто гусеничного танка, что упрощало конструкцию машины и за счёт экономии позволяло усилить броню и вооружение.

В конце апреля 1938 года, заручившись поддержкой И.В. Сталина, Михаил Ильич добился разрешения Народного комиссариата обороны испытать опытный экземпляр А-20, а наряду с ним – новый гусеничный танк, получивший индекс А-32. 6 сентября 1938 года М.И. Кошкин участвовал в представлении комиссии ГАБТУ разработанного проекта и макета танка БТ-20. По решению макетной комиссии под его руководством в КБ-24 приступили к разработке и изготовлению трёх опытных танков (одного колёсно-гусеничного танка А-20 и двух гусеничных – А-32).

9-10 декабря 1938 года Михаил Ильич демонстрировал Главному Военному Совету чертежи и макеты опытных танков А-20 и А-32. При рассмотрении первого вопроса, посвященного утверждению макетов танков Т-100, СМК, А-20 и Т-40, с основным докладом выступил начальник АБТУ РККА комкор Д.Г. Павлов. Непосредственный участник этого совещания А.А. Морозов относительно эпизода рассмотрения макета танка А-20, вспоминал: «Отлично помню, как с большим волнением мы с М.И. Кошкиным довольно неуверенно доложили Главному Военному Совету о выполнении полученного задания по новому танку А-20 и довольно робко обосновали целесообразность дальнейшей разработки нашего “инициативного” варианта (танка А-32). Присутствовавший на этом совете И.В. Сталин, сидя в стороне с неизменной трубкой и пачкой папирос “Герцеговина флор”, ни своим видом, ни участием не мешал ведению совещания и нашим докладам. После наших докладов начались критические острые, горячие выступления. Затем все присутствовавшие обступили деревянные модели танков и уже в форме свободной и деловой шумной беседы продолжали обсуждение наших предложений. Было высказано множество аргументов “за” и “против”. Особую активность проявляли противники новых образцов, которые, опираясь на примеры удачного боевого применения танков БТ и Т-26, пытались доказать отсутствие необходимости в рискованных, по их мнению, отступлениях от общепринятого направления в танкостроении. Казалось, провал наших предложений предрешен, и если нам и утвердят что-то, то скорее всего проект А-20. Но вдруг, прервав это бурное обсуждение, И.В. Сталин спокойно, медленно, без жестов, глядя куда-то в пространство, негромко сказал в наступившей тишине: “А давайте-ка не будем мешать конструкторам. Пусть они сами сделают предлагаемую ими машину, а мы посмотрим, так ли она действительно хороша, как они говорят о ней”. После этого все как-то сразу встало на свои места. Проекты А-20 и А-32 утвердили и разрешили нам изготовить по одному опытному образцу этих танков».

Для того, чтобы уложиться в назначенные сроки для разработки чертежей новых танков, все КБ Харьковского завода были объединены в один КБ-520, а 16 декабря 1938 года М.И. Кошкин был назначен главным конструктором трёх объединённых КБ завода № 183. Его заместителя стали Александр Александрович Морозов (16/29.10.1904-14.06.1979, 2-ое в Харькове), Николай Алексеевич Кучеренко (24.12.1907/06.01.1908-12.09.1976, 8-й участок Новодевичьего), А.В. Колесников и В.М. Дорошенко.

Летом 1939 года государственная комиссия, присутствовавшая на испытаниях новых моделей, пришла к выводу, что А-20 – скоростной, тактически подвижный танк, А-32 же отличается высокой проходимостью и неплохой бронезащитой. Однако военные эксперты никак не могли определиться, какой из двух танков следует запустить в производство, и конструкторы продолжили заниматься усовершенствованием машин.

На следующих испытаниях в сентябре 1939 года государственная комиссия увидела обновлённый А-32, который был оснащён 76-миллиметровой пушкой. Машине был присвоен индекс Т-32. Танк впечатлил присутствующих не только хорошими ходовыми качествами, но и красивой формой. Военные чиновники и на этот раз не смогли отдать предпочтение какому-нибудь из танков для запуска в серийное производство.

Сомнения отпали с началом Советско-финской войны (1939-1940), продемонстрировавшей все недостатки советского танкового парка. С учётом замечаний КБ-520 продолжило усовершенствование модели Т-32. Был усилен гусеничный движитель, а толщина брони увеличена до 45 мм. Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР №443 от 19 декабря 1939 года новый танк А-32, получивший индекс «Т-34», был принят на вооружение РККА.

10 февраля 1940 года были изготовлены два первых танка Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве был назначен показ танков членам правительства на Красной площади. С этой целью был организован танкопробег по маршруту «Харьков – Москва» и обратно. Учитывая важность мероприятия, М.И. Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода. Опытные экземпляры двух танков по бездорожью, в условиях снежных заносов прошли 750 км до Москвы и потом обратно. 17 марта за маневрами танков на Ивановской площади Кремля наблюдали Иосиф Виссарионович Сталин (09/21.12.1879-05.03.1953), Михаил Иванович Калинин (07/19.11.1875-03.06.1946), Вячеслав Михайлович Молотов (25.02/09.03.1890-08.11.1986) и Климент Ефремович Ворошилов (23.01/04.02.1881-02.12.1969). Судьба танков была окончательно решена – их немедленно запустили в производство. И.В. Сталин растроганно назвал новую модель танка «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

31 марта 1940 года Кошкин представил опытные танки Наркому среднего машиностроения Вячеславу Александровичу Малышеву (03/16.12.1902-20.02.1957) и Наркому обороны, которые рекомендовали немедленно поставить танк Т-34 на серийное производство на заводах № 183 и СТЗ.

Ночью 2 апреля 1940 года машины двинулись в обратный путь. По воспоминаниям механика водителя Исаака Битенского, в пять утра во время переправы через Оку близ Серпухова один из танков упал с моста на край косогора, при этом М.И. Кошкин получил ушибы и промок. Из-за ряда поломок и неисправностей, колонна вернулась в Харьков на завод №183 только в 9 часов утра 10 апреля 1940 года. «На заводе колонну встречали тепло и торжественно, – напишет ветеран завода № 183 К.М. Слободин, – Доложив директору о результатах пробега, о правительственном показе и испытаниях, Михаил Ильич отправился в КБ, намереваясь вместе с ближайшими помощниками обсудить, что следует предпринять конструкторам для подготовки завода к серийному производству танков Т-34».

Танкопробег «Харьков – Москва – Харьков» сильно подорвал здоровье главного конструктора. М.И. Кошкин был простужен ещё до его начала, а нервное переутомление только усугубило плохое самочувствие. Он заболел пневмонией, но продолжал трудиться. Т-34 ещё требовал большого количества доработок, к тому же КБ-520 приступило к созданию новой модели Т-34М и намечался перспективный танк с поперечным расположением двигателя Т-44.

Вскоре заболевание конструктора обострилось. Прибывшие в Харьков московские медики провели операцию по удалению лёгкого. М.И. Кошкин был отправлен на реабилитацию в санаторий «Занки» под Харьковом, но это не ему помогло. За 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны, 26 сентября 1940 года М.И. Кошкин скончался. После его смерти главным конструктором и руководителем КБ-520 стал его заместитель А.А. Морозов.  28 сентября во Дворец культуры завода №183 «Металлист» до поздней ночи шло прощание с Михаилом Ильичом. Он был похоронен 29 сентября (воскресенье) в Харькове на первом городском кладбище (ныне – Молодёжный парк). Во время похорон за М.И. Кошкина за гробом главного конструктора шёл весь завод. Могила талантливого конструктора не сохранилась. По одним данным, она была целенаправленно уничтожена немецкими бомбардировками, по другим, гроб с телом М.И. Кошкина был кремирован, после чего урна с прахом хранилась в помещении при городском морге Харькова, который был подвергнут бомбовому удару. События происходили в конце 1941 года, на конечной стадии эвакуации ХПЗ (в Нижний Тагил) и перед захватом Харькова немецкими войсками.

Михаилу Ильичу Кошкину 10 апреля 1942 года (посмертно) была присуждена Сталинская премия «за разработку конструкции нового типа среднего танка» Т-34. 4 октября 1990 года Указом Президента СССР №УП-801 М.И. Кошкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно) «за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание танка Т-34».

В память о Михаиле Ильиче в Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года выдающемуся конструктору был торжественно открыт памятник и названа улица. Памятник танку «Т-34», а фактически М.И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславле-Залесском в Ярославской области названа улица в его честь. Памятник М.И. Кошкину установлен в центре его родного села Брынчаги в Ярославской области (дом, в котором он родился и жил, сгорел во время большого пожара в 1938 году). В Кирове (Вятке) на доме, где жил М.И. Кошкин (улица Спасская-31), установлена мемориальная доска. Мемориальные доски установлены в Главном здании Санкт-Петербургского ПУ, где учился Михаил Ильич; на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, улица Пушкинская, 54/2). Памятник Михаилу Ильичу Кошкину установлен в Омске, на территории 14 военного городка. В 1998 году к 100-летию со дня рождения М.И. Кошкина была выпущена почтовая марка в память о талантливом конструкторе (Рисунок выполнен художником Л. Зайцевым). 2 декабря 2019 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей, посвящённую М.И. Кошкину и танку Т-34 (в серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)».

Были изданы книги: Резник Я.Л. Сотворение брони. – М.: Воениздат, 1987; Вишняков В.А. Ради жизни на земле (Танк, обогнавший время). – М.: ДОСААФ, 1986; Вишняков В.А. Конструкторы. – 1989; Пикуль В.С. Площадь павших борцов. – М.: Голос, 1996; Михаил Кошкин: Уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (К 110-летию со дня рождения). – 2009.

В разные годы были созданы фильмы: «Главный конструктор» (Режиссер В. Семаков; в роли М.И. Кошкина – Борис Невзоров); «Танки» (Режиссёр К. Дружинин; в роли М.И. Кошкина – Андрей Мерзликин); «Крупнейшее танковое сражение Второй мировой. Прохоровка. Укрощение «Тигра», 2015 (документальный фильм).

Лучшим памятником конструктору Кошкину М.И. на все времена стал его танк Т-34. По данным Министерства обороны России, Т-34 считается лучшим танком своего времени, им установлен «десяток рекордов, которые, видимо, уже никогда не удастся превзойти». Это самый массовый выпуск в СССР боевых машин: с 1940 по 1945 год шесть советских заводов выпустили 58 681 танк. Это абсолютный, никем не побитый рекорд в мировом танкостроении.

Т-34: Интересные факты. 3 июля 1950 года во время Корейской войны 4 реактивных истребителя-бомбардировщика ВВС США F-80C атаковали колонну автомашин и 4-х танков Т-34 Северной Кореи. Американцы открыли огонь из 12,7-мм пулеметов и выпустили ракеты. Броня выдержала. Зато когда снаряд из танковой пушки разорвался перед самолетом, то он загорелся и упал на землю. Его пилот стал первым летчиком США, погибшим в той войне. В Хорватии (война 1991-1995 годов) Т-34-85 обстреливали противотанковыми ракетами “Малютка”. Танк выдержал два попадания, не утратив боеспособности. В 2006 году во время антиправительственных выступлений в Будапеште митингующие захватили танк-памятник Т-34-85, завели его и использовали в столкновениях с полицией.

Источники:

– Сайт «Герои Страны». Кошкин Михаил Ильич: https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9141

– Биограф. М.И. Кошкин: https://biographe.ru/politiki/mikhail-koshkin/

– А. Левченко. От одел солдат в броню: https://web.archive.org/web/20090427182346/http://www.konkurs.senat.org/article/130.html

– Желтов И.Г. Главный конструктор «тридцатьчетвёрки». К 120-летию М.И. Кошкина:

https://t34inform.ru/publication/p-pers-1.html

– Портрет на фоне танка: Михаил Кошкин и его Т-34 (смотрите серию статей о конструкторе и танке Т-34):

https://tass.ru/armiya-i-opk/19421221?ysclid=lpn52jodja304557039

– Судьба М.И. Кошкина: https://pikabu.ru/story/tragicheskaya_sudba_mikhaila_koshkina__sozdatelya_tanka_t34

– Отец «тридцатьчетвёрки»: https://msk.kprf.ru/2023/12/01/245506/?ysclid=lpn6mxm25r163603039

 

Материал подготовил:

 В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

03 / 12 / 2023

Показать обсуждение