Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Военно-исторический календарь. Павел Коган

Новости МПГУ

В рамках проекта «Ратное служение России» продолжается рубрика «Военно-исторический календарь», посвящённая отечественным полководцам и флотоводцам, офицерам и рядовым, учёным и конструкторам, художникам и музыкантам, писателям и режиссёрам.

Очередной материал рубрики «Военно-исторический календарь» посвящается памяти поэта Павла Давыдовича Когана (04.07.1918 – 23.09.1942).

 «…И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
Я б сдох как пёс от ностальгии
В любом кокосовом раю.

Но мы ещё дойдём до Ганга,
Но мы ещё умрём в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя»

/ П.Д. Коган

1940-1941

 

Павел Давыдович Коган – выпускник Института философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского, советский поэт романтического направления, автор слов песни «Бригантина», участник Великой Отечественной войны, воентехник 2 ранга (лейтенант).

П.Д. Коган родился 4 июля 1918 года в Киеве в семье Давида Борисовича (Боруховича) Когана (1895-1970; 781 участок, квадрат 42, ряд 5 Востряковского) и Фани Моисеевны Коган (урождённая Парташникова, 1896-1977; 781-й участок, квадрат 42, ряд 5 Востряковского).

В 1922 году Павел Давыдович вместе с родителями переехал в Москву, где получил хорошее образование. Он вырос в писательском доме в Камергерском переулке. В детстве и ранней юности общался со многими выдающимися деятелями советской культуры, что, несомненно, оказало большое влияние на развитие поэта.

В 1936-1939 годах П.Д. Коган учился в Институте философии, литературы и истории (ИФЛИ) имени Н.Г. Чернышевского, затем также занимался и в Литературном институте имени А.М. Горького. Павел Давыдович выделялся из группы молодых поэтов, собиравшихся на поэтическом семинаре Ильи Львовича Сельвинского (Александр Яковлевич Яшин, Сергей Сергеевич Наровчатов, Михаил Валентинович Кульчицкий и другие). К сожалению, многим из тех, кто поступил тогда в Литературный, так и не удалось его закончить. На страну надвигалась война, с которой многие не вернулись. В книге «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной Войне», изданной в 1965 году, имя Павла Когана – лишь одно из десятков тех, кто отдал жизнь в боях. В институте П.Д. Коган женился на студентке ИФЛИ, которая училась курсом младше. У них родилась дочь Ольга. Жена Павла Когана стала писательницей. Свои произведения публиковала под псевдонимом Елена Ржевская.

П.Д. Коган при жизни не публиковался, хотя его стихи начали появляться в печати лишь во второй половине 50-х годов, но уже тогда были популярны в кругу московской литературной молодёжи. Совместно с другом Георгием Соломоновичем Лепским сочинил несколько песен, в том числе песню «Бригантина» (1937), с которой позже, уже в 1960-е годы, началась его известность. В 1937 году написал стихотворение «Поэту», посвящённое расстрелу Николаю Степановичу Гумилёву. В 1966 году, несмотря на практически дословную цитату из знаменитого гумилёвского «Жирафа», это стихотворение было опубликовано в сборнике вместе с другими стихами Когана. В 1940 году впервые прочитал отрывки из романа в стихах «Владимир Рогов» Иосифу Уткину, руководителю объединения молодых поэтов при Союзе Писателей в Доме Литераторов.

Павел Давыдович ещё школьником дважды исходил пешком центральную Россию. Побывал в геологической экспедиции в Армении (где его застала война). Хотя по состоянию здоровья был освобождён от призыва, закончил Военный институт иностранных языков Красной Армии, эвакуированный в 1941 году из Москвы в Ставрополь Куйбышевской области, в санаторий «Лесное». Павел Давыдович мог бы остаться в живых. Мог бы не идти на войну. Он страдал сильной близорукостью, хроническим бронхитом. Его признали негодным к армейской службе. Но он сделал все возможное, чтобы попасть на фронт. Ибо не мог отсиживаться в тылу – это противоречило бы его принципам и его стихам. Он – из тех поэтов, про которого смело можно сказать: писал, как жил и жил, как писал.

В 1941 году П.Д. Коган ушёл добровольцем на фронт, стал военным переводчиком 2 разряда и командиром разведывательной группы 1339-го горно-стрелкового полка 318-й горно-стрелковой дивизии 47-й Армии Черноморской группы войск Закавказского фронта в звании воентехник 2 ранга (лейтенант). По Литературному институту издали приказ: «Студента 4-го курса Когана П.Д. числить в отпуске до возвращения из Красной Армии…». В армии поэт не только переводил на допросах «языков», но и участвовал в боях, ходил в разведку. В феврале 1942 года, после сильной контузии, попал в госпиталь и только через месяц вернулся в строй. Написал строевую песню для своего батальона на мелодию «Бригантины».

«Что писать о себе: жив-здоров, бодр, воюю. Очень хочется верить, что оста­нусь жив и что свидимся все у нас, на улице Правды. Только здесь, на фрон­те, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается. И ради жизни, ради твоей седой чудесной головы я умру, если надо будет, потому что человек с нормальной головой и сердцем не может примириться с фашизмом», – такие весточки с фронта, полные жизнелюбия и надежды, слал он отцу.

12 марта 1942 года Павел Давыдович писал своей жене: «…Столько видел и пережил – сожжённые немцами сёла, женщины, у которых убиты дети, и, может быть, главное, – людей в освобождённых сёлах, которые не знали от радости, куда нас посадить, чем угощать. Нам всегда казалось, что мы всё понимаем. Мы и понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем. И вот за то, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, чтоб смелый и умный народ наш никто не смел назвать рабом, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо. Но лучше я сам отправлю на тот свет любителей чужой земли… Мне нужно жить. Я хочу увидеть тебя. После войны будет столько работы. Хотел написать о любви, и вышло вот что. …Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, простреленной пулемётами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь в ней рядом со мной. И спокойная моя бодрость наполовину от этого. А в трёхстах метрах отсюда опоганенная вражьими сапогами земля. Край, в котором я родился, где в первый раз птиц слышал. Так вы и существуете рядом – любовь моя и ненависть моя».

В мае 1942 года Павел Давыдович пишет такие строки маме: «Мама, родная моя! Пишу тебе в минуту затишья. Каждую минуту может начаться обстрел. Очень трудно мне спрашивать об Оленьке – снится она мне ночами. Очень горько, мама, не слышать, как твоя дочь начинает разговаривать. Очень горько бояться, что у неё нет молока. Вы там знаете, что такое фашизм, только из газет, а я видел. Люди и фашисты не могут ужиться на одной планете. Если есть возможность, пришли Оленькину карточку. Поцелуй её за меня. Расскажи ей, что отец её воюет за то, чтоб ей на свете светло было…».

Летом 1942 года гитлеровцы приступили к операции «Эдельвейс», целью которой был захват Кавказа. Войска Южного фронта с ожесточёнными боями отступали на юг. Полк, в котором служил П.Д. Коган, отходил из Новочеркасска. Пробиваясь к своим частям, полк вышел к переправе через Дон. По мосту двигался поток отходящих частей нашей армии. И вдруг откуда-то сбоку вынырнуло несколько танков врага. Среди солдат, которые заставили повернуть назад вражеские машины, был и Павел Давыдович. За это он был представлен к медали «За отвагу», но при отступлении документы потерялись, и медаль он не получил.

Павел Давыдович в своём письме июля 1942 года писал: «3-го был бой, а 4-го – день моего рождения. Я шёл и думал, что остаться живым в таком бою всё равно, как ещё раз родиться… Должно быть, мы умели крепко любить в юности. Я сужу об этом по тому, какой лютой ненависти я научился. Трудно и муторно думать о фронте, о смерти – ведь я могу не дописать это письмо, квакнет мина, постучу я судорожно ногами, как паучья, оторвётся лапа, скажу что-нибудь крайне нелепое, и наступит то крайне абстрактное состояние, которое мы называем смертью. Но иногда во мне бушует честолюбие… Родной, если со мной что-нибудь случится, – напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал. Но… я верю твёрдо, что будет всё. И Родина свободная, и Солнце, и споры до хрипоты, и наши книги…».

11 сентября 1942 года враг захватил Новороссийск. Но дальнейшее продвижение его в Южном направлении было остановлено. Стрелковый полк, в котором служил П.Д. Коган, занимал оборону на цементном заводе. Его развалины были как бы приплюснуты к Чёрному морю, и мешали немцам двигаться дальше по побережью. Немцы совершали по несколько атак в день, пытаясь прорваться на юг.

В один из таких дней, 23 сентября, Павел Давыдович получил задание: проверить, почему замолчали две наши огневые точки и пулемёт на пути фашистов (как потом выяснилось, там никого уже не осталось в живых). С несколькими бойцами он пошёл в разведку. Местность простреливалась. У сопки Сахарная голова лейтенант 1339-го стрелкового полка 318 стрелковой дивизии, Павел Давыдович Коган был убит пулей снайпера в голову. Похоронен в братской могиле на южном склоне горы Безымянной, у самого моря под Новороссийском. Там и установили ему символический памятник-флаг «шхунатики» – члены литературно-патриотического объединения «Шхуна ровесников», существовавшего при газете «Новороссийский рабочий» в 70-80-е годы. В 2011 году памятник-флаг передан на хранение в Новороссийский исторический музей-заповедник, так как на Сахарной голове, где он был первоначально установлен, начались разработки мергеля на карьере.

Нет, Павел Давыдович не дошёл до Ганга, он умер в бою на юге России, около Черного моря, которое неоднократно воспевал в своих строках. Он не изменил он веку, не изменил принципам, не изменил своей стране ни в своих пламенных, наполненных романтикой, морем и патриотизмом строках, ни в своей последней битве…

Из военных дневников Давида Самойлова, друга Павла Давыдовича Когана: «Красноуральск. 16 июня 1943. Вспоминается Павка. Весь угловатый, худощавый. Темные прямые волосы свисают над умным лбом. Лицо узкое с резкими чертами. Роста он среднего. Фигура жилистая, когтистая, мальчишеская. Не могу рассказать день за днем историю нашей дружбы. Мало помню подлинных Павкиных слов. Голос помню. Громкий, резковатый, срывающийся на высоких нотах; всегда спорящий, негодующий. Любил петь, но слуха был лишен. И когда пел, то казалось странным – так громко, энергично и убежденно он пел. Это всё – помню. А слова, поступки, разговоры – только отрывками. Потому что жили вместе. Он первый часто угадывал трепетанье новых идей и новых чувств. Другие подхватывали. Формулировали для себя. Потом забывали, кто первый это придумал. Да это было неважно. Каждый вносил свое. Результат был общий, наш. Никто не настаивал на авторстве. Поэтому, наверное, так мало запомнилось фраз, выражений. Но в том, чем мы теперь живем, очень много Павкиного. Был он резкий, несговорчивый, упрямый, нетерпимый. В споре мог обидеть, рассориться. Потом, конечно, жалел. Но без спора жить не мог. Любил быть первым, вожаком, предводителем. И многие перед ним благоговели. Он мог создать себе кружок, где его чтили бы как бога. Он этого не сделал. Он предпочел дружбу равных. Когда увлекался, никому не давал вставить слова. Рубил воздух рукой, как бы перешибая возражения. Эта вечно движущаяся лавина ума создана была, чтобы сокрушать, а не колоть. Против мелких колкостей, острот он был почти беспомощен…».

Павел Давыдович Коган посмертно награждён мемориальной медалью литературного конкурса имени Николая Алексеевича Островского (1968), проводившегося Союзом писателей СССР и издательством «Молодая гвардия».

Семья Павла Давыдовича Когана. Жена (1-й брак) – русская писательница, участник Великой Отечественной войны, почётный гражданин Ржева Елена Моисеевна Ржевская (27.10.1919-25.04.2017; 10-й участок Кунцевского). Дочь – Ольга Павловна Коган (родилась в 1939). Её муж – доктор химических наук Борис Давидович Сумм (03.08.1933-04.09.2005; 10-й участок Кунцевского), профессор МГУ. Внучка – переводчик Любовь Борисовна Сумм (1966), кандидат филологических наук. Гражданский брак – Нина Александровна Бать (1916-1999), редактор, переводчик, поэт. Племянница и журналистка Лидия Григорьевна Бать (11/23.05.1897-10.01.1980; дочь ее старшего брата).

Источники:

– Коган Павел Давыдович http://soulibre.ru

– Коган П.Д. http://www.bard.ru/html/Kogan_P..htm

– Коган П.Д. http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-6292.htm

– Коган П.Д. https://ballion.ru/publ/novorossijsk_literaturnyj/pisateli_gosti_novorossijska/kogan_pavel_davydovich

– Коган П.Д. https://kulturamgo.ru/kalendar-sobytij/prazdniki-i-pamyatnye-daty/10429-80-let-nazad-gerojski-pogib-pavel-davydovich-kogan-poet-geroj-vojny?ysclid=mcmcqowooc416446196

– Коган П.Д. Фотографии https://libmir.com/book/148435/image

– Коган П.Д. Стихи https://web.archive.org/web/20061009000839/http://www.litera.ru/stixiya/authors/kogan.html

– Каждый день мой сам пишет книгу https://www.kuban.kp.ru/daily/27112/4189935

– Он с детства не любил овал https://pro100-mica.livejournal.com/650678.html?ysclid=mcmdw8sitq959010866

– О весенней грозе, имя которой – Павел Коган

https://web.archive.org/web/20090227034813/http://poezosfera.ru

– Счастье всегда достаётся двоим https://dzen.ru/a/Ys_0-xXWelIvWxx1?ysclid=mcmbd8dze6916976890

– Павел Коган // Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. – СПб, 2005.

– Памяти поэта и бойца Павла Когана https://topwar.ru/125705-no-veku-on-ne-izmenyal-pamyati-poeta-i-boyca-pavla-kogana.html?ysclid=mcmdewmmxx634859214

– Коган П.Д. Презентация https://multiurok.ru/index.php/files/poet-kavel-kogan.html

– Бессмертный полк. Москва https://www.moypolk.ru/index.php/soldier/kogan-pavel-davidovich

– Надгробный памятник родителей на Востряковском https://toldot.com/life/cemetery/graves_36049.html

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.

04 / 07 / 2025

Показать обсуждение