«Музыка даже в самых ужасных драматических
положениях должна оставаться музыкой».
Вольфганг Амадей Моцарт
Апрель 2022 года стал для факультета музыкального искусства месяцем, в котором на площадках Московского педагогического государственного университета звучали произведения Вольфганга Амадея Моцарта и его современников. Профессор Елена Павловна Красовская пишет: «Приношение великому Моцарту было включено кафедрой музыкально-исполнительского искусства в палитру концертных мероприятий, посвящённых факультетом музыкального искусства особой дате – 150-летию родной Аlma mater».
Так, в прошедших концертах, образовавших триаду, «красной нитью» проходят произведения великого композитора. В них приняли участие не только преподаватели, студенты и хоровые коллективы кафедры музыкально-исполнительского искусства, но и камерный оркестр МПГУ «Cantus firmus» (руководитель и дирижер А.Л. Хургин).
Великолепный концерт и насыщенную программу 15 апреля подготовили преподаватели и студенты факультета музыкального искусства в актовом зале корпуса гуманитарных факультетов.
Вступительную речь произнесла профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства Красовская Елена Павловна, рассказав о том, какой огромной силой воздействия обладает музыка великого австрийского композитора на человека. В ней композитор «…П.И. Чайковский видел … воплощение “высшего проявления красоты” на земле и отмечал её удивительную способностью проникать в самое сердце, возвеличивать душу, пробуждая в ней лучшие качества. Действительно, присущие музыке Моцарта глубина мысли, демократичность, особый интонационный код, оптимизм, жизненная сила, исключительная выразительность мелодического начала, богатство и разнообразие художественных форм оказывают благотворное (в том числе, доказанное научными исследованиями – терапевтическое!) влияние на духовное становление слушателей, гармонизуя в полифоническом единстве присущее современному социуму “возвышенное и земное”.
В концерте-приношении приняли участие Смешанный хор факультета музыкального искусства (руководитель профессор, Заслуженная артистка РФ С.М. Мирошниченко) и камерный оркестр МПГУ «Cantus firmus» (руководитель и дирижер А.Л. Хургин). В их исполнении пронзительно отзвучали две части из Missa brevis (Kyrie и Gloria) и Реквием (№6 Confutatis, №7 Lacrimosa), а также совместно со сводным хором, где солировала Любовь Авдеева (класс проф. О.Е. Морозовой) «Laudate Dominum» в завершении мероприятия.
Продемонстрировали своё высокое исполнительское и профессиональное мастерство женские хоры факультета музыкального искусства, чьё исполнение, после полнозвучности смешанного хора и оркестра, вдохнуло больше изящества, лёгкости звучания и немного даже шутливости в исполнении номеров. Коллективы исполнили произведения и с сопровождением, и a cappella.
Так, «Репетицию концерта» В.А. Моцарта исполнил Женский хор студентов II курса под руководством доцента Светланы Витальевны Мирошниченко, солистка Варвара Прохорова, партию фортепиано исполняла Софья Чашкова.
Хор из оперы «Похищение из сераля» прозвучал в исполнении Женского хора студентов III курса под руководством профессора Екатерины Николаевны Никитиной. Партия фортепиано и скрипки – Анна Верзилина и Александра Селезнёва.
Женский хор студентов V курса под руководством доцента Елены Викторовны Кальченко исполнил Хор из оперы «Волшебная флейта» под названием «Откуда приятный и нежный тот звон». Партия фортепиано – Татьяна Желтова.
Приняли участие и концертирующие пианисты – преподаватели кафедры музыкально-исполнительского искусства, лауреаты Международных конкурсов: Илья Игоревич Харланов исполнил Концерт №12 для фортепиано с оркестром Ля-мажор, I часть, а Алексей Михайлович Трушечкин исполнил Сонату до-минор, I ч.
В двух мероприятиях (11 и 18 апреля) в корпусе музыкального факультета на Таганке приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры. В их исполнении прозвучали сочинения не только В.А. Моцарта, но Л. ван Бетховена и Й. Гайдна.
К концертам студентов готовили проф. Т.Г. Мариупольская (Лейла Казымова, Анастасия Купряшина), проф. Е.П. Красовская (Ирина Ерёмкина, Хэ Сяои, Цзинь Юехань), проф. Т. А. Рыжкова-Дудонова (Анастасия Баранова, Юлия Васильева), доц. М.Г. Школьник (Мария Шаповалова), доц. Ким З.Б. (Мария Тиркова), проф. А.Г. Каузова (Алёна Гришанова), доц. Е.И. Захаренкова (Ольга Коваль), доц. Е.А. Волчков (Анастасия Демурчева), доц. И.Я. Шубина (Евгения Ушакова), доц. Н.П. Митриковская (Анна Руднева, Мария Дергачёва), доц. М.А. Ганешина (Ксения Мясоедова, Светлана Виноградова, Ирина Журченко), ст. преп. Е.Н. Капустин (Владимир Глухарёв, Кирилл Шмелёв, Чжан Цзяци), ст. преп. Т.Н. Мельник (Кристина Матросова), доц. М.А. Павлова (Елизавета Липатова), доц. Л.Н. Гаврилина (Варвара Прохорова, Варвара Морозова), доц. С.С. Булатов (Татьяна Желтова, Валерия Лоткова).
«Музыка Моцарта и сегодня, в XXI столетии, вызывает живейший интерес не только у выдающихся интерпретаторов и авторитетных исследователей, но и будущих педагогов-музыкантов, несущих ответственность за “диалектику души” подрастающего поколения, и своим творчеством способствующих соприкосновению молодёжи с Вечными ценностями человеческого творения» (Е.П. Красовская).