27 сентября ежегодно в России отмечается День воспитателя и всех работников дошкольного образования — профессиональный праздник, учреждённый с целью помочь обществу обратить большее внимание на детские сады и на дошкольное детство в целом.
Праздник возник в 2004 году по инициативе ряда педагогических изданий — газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» а также журнала «Обруч» — и был поддержан авторами большинства основных дошкольных программ, многими воспитателями и родителями.
Дата Дня воспитателя и всех дошкольных работников приурочена к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге. Он был открыт на Васильевском острове Софьей Люгебиль, супругой российского филолога и педагога Карла Люгебиля, осенью 1863 года.
Первыми воспитанниками детского сада Люгебиль стали 30 мальчиков от трёх до шести лет, которые находились в учреждении всего три часа в день — с 10:30 до 14:30. Первый час воспитанники занимались гимнастикой и прочими физическими упражнениями. Второй — вырезали и клеили поделки из бумаги. Затем у мальчиков был обед, после которого они играли, пели или слушали чтение. Примечательно, что занятия в детском саду не регламентировались — воспитанников не заставляли заниматься тем, что они не хотели бы делать. Ещё одной чертой учреждения было то, что оно существовало за счёт средств родителей, но несколько детей из малоимущих семей посещали его бесплатно. Детский сад Люгебиль просуществовал девять лет.
В течение последующих нескольких лет были открыты частные детские сады в других городах — Москве, Воронеже, Смоленске и Иркутске, а в 1866 году в Санкт-Петербурге при местной благотворительной организации — Обществе дешёвых квартир — появился первый в Российской империи бесплатный детский сад, который могли посещать дети городских работниц. Родители, имевшие возможность оплачивать его работу, ежемесячно приносили по 10 копеек. Для сравнения: в том же 1866 году зарплата чернорабочего за один день равнялась 62 копейкам, а буханка хлеба весом 450 грамм стоила 1,5 копейки.
В начале ХХ века в столице Российской империи стали популярны приюты-ясли. Они работали с 6:00 до 20:00 ежедневно, кроме праздников. Воспитанниками яслей были дети матерей — фабричных работниц или подёнщиц, которые трудились с раннего утра до позднего вечера. Детей в ясли принимали с шестинедельного возраста.
Новый этап развития системы дошкольного образования в нашей стране начался с приходом советской власти. Почти сразу после Октябрьской революции, в конце 1917 года, была провозглашена Декларация дошкольного образования, зафиксировавшая главные принципы дошкольного образования в новом государстве — всеобщая доступность и бесплатность.
В 2013 году впервые в истории России был принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС Дошкольное образование). Если ранее детям предлагалось знать и применять знания, то сейчас детей также учат самостоятельно находить решения в нетипичных ситуациях. Появление же цифровой образовательной среды сделало познавательный процесс интерактивным.
В настоящее время в России насчитывается более 45 тысяч детских садов, а среднее соотношение детей к одному воспитателю составляет примерно 11,3 ребёнка.
По данным Минпросвещения РФ, доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев до трёх лет улучшилась за последние пять лет: на 1 декабря 2024 года показатель достиг 99,49%.
К интересным фактам о системе дошкольного образования в России можно отнести следующие:
— 95% воспитателей — женщины, впрочем, количество мужчин в профессии постепенно увеличивается.
— Ежедневно воспитатель произносит более 10 тысяч слов и проходит около 7 километров по группе и территории детского сада.
— В течение одной смены воспитатель приседает или наклоняется к детям в среднем 30-50 раз.
Поздравляем всех работников дошкольного образования с профессиональным праздником! Мы глубоко ценим и уважаем ваш нелёгкий, но столь необходимый обществу и каждому отдельному человеку труд!