13 и 20 мая 2024 г. студенты 301и 302 группы очно-заочной формы обучения факультета начального образования Института детства в рамках дисциплины «Технология и организация воспитательных практик» вместе с к.пед.н., доцентом кафедры психологической антропологии Еленой Сергеевной Рычаговой посетили Российскую государственную детскую библиотеку (РГДБ).
Культурно-образовательное пространство РГДБ является ресурсом для воспитательной деятельности современного педагога, в котором осуществляется переход взаимоотношений между взрослыми и детьми на новый уровень, выстраивается гуманистический тип налаживания содержательного диалога и общения на основе освоения духовных ценностей.
Ведущий специалист отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Н.Г. Малахова провела тематическую встречу «Чтение как ресурс воспитательно-образовательного процесса».
Студенты Московского педагогического государственного университета выражают признательность за содержательную яркую встречу в детской библиотеке.
Виктория Воронцова: «13 мая 2024 года, я вместе со своей группой из МПГУ посетили Российскую государственную детскую библиотеку. Библиотека впечатлила своими размерами, не зря она считается самой большой в Европе, а по некоторым данным и в мире. Нашим гидом по библиотеке была Наталья Григорьевна. Безумная ей благодарность за ее рассказ и экскурсию. Мы увидели самые первые книги на глиняных дощечках, это было невероятно интересно, ведь мы привыкли к книгам из бумаги, а тут глина и на них писали. В библиотеке книги и залы для абсолютно разных возрастов, туда можно прийти и с малышами, и с дошкольниками, и со школьниками, и студентам, и даже взрослым. А ассортимент книг просто поражает, их невероятное количество. В библиотеке проводят разные мероприятия посвящённые каким-то датам. Есть одно мероприятие, которое мне запало в душу, и так как я сама мама, я безумно хочу посетить это мероприятие. А заключается оно в том, что каждые среду и четверг волонтеры приводят собак и дети читают им книги, что помогает справиться со своим страхом чтения на публику, ведь собака не может критиковать и ребенку становится от этого легче. Впечатление от библиотеки только положительные, уходить не хотелось, впечатления останутся на долго! И я точно посещу ее еще ни один раз! Спасибо Рычаговой Елене Сергеевне за такую прекрасную возможность, не только разнообразить учебные будни, но и увидеть и узнать что-то новое».
Виктория Михайлова: «Посещение Российской государственной детской библиотеки произвело на меня приятное впечатление. Для меня было открытием почувствовать, что пространство библиотеки может быть наполнено атмосферой любви, яркости и беззаботности детства, ведь мне всегда казалось, что «в гостях у книг» нужно быть крайне тихой. В детстве библиотеки представлялись для меня скучными, всё потому, что меня не водили в РГДБ. Библиотекари любят и знают детей, осознают самоценность детства. Так здорово было открыть для себя такое удивительно живое место, спасибо за предоставленную возможность!»
Вероника Серебрякова: «Библиотека превзошла все мои ожидания! На стенах висят настоящие картины, написанные акварелью и маслом. Просторные холлы с уютными диванами и стульями, открытый читальный зал с креслами, место для просмотра диафильмов. Множество разных залов: художественной литературы, научно-популярной, иностранной и т.д. Я считаю, что именно в таком месте зарождается любовь к чтению на всю жизнь. Отдельной оценки заслуживает персонал библиотеки, отзывчивый и доброжелательный».
Николетта Балаян: «13 мая 2024 года наша группа побывала в Российской государственной детской библиотеке. Впечатления остались просто невероятные. Во-первых, ранее я не посещала в этой библиотеки, и было интересно просмотреть, как же там всё выглядит. Во-вторых, я поражена тем, какие могут быть сейчас библиотеки! Всегда жила со стереотипом, что библиотека – это то место, где нужно вести себя тихо, сидеть и читать. Место, где скучно и неинтересно. Но данный стереотип развеивается! Множество детских залов (причём, как для дошкольников, так и для старших школьников), мастер классы, лекции как для детей, так и для родителей и мнооооооого интересных и даже интерактивных тем! И действительно было приятно видеть детей с родителями, которые приходят в библиотеку. Всё-таки, это не упущенное поколение! Хотелось бы выразить благодарность нашему преподавателю, Елене Сергеевне Рычаговой, которая привела нас в библиотеку и работнику библиотеки, Наталье Григорьевне! Данные пары прошли в сто раз интереснее, нежели в университете. Большое спасибо!»
София Фимиогли: «Мне понравилась лекция в Российской государственной детской библиотеке. Внутри находились разные интересные залы, где книги были собраны по разным возрастам и тематикам. Каждый зал по-своему уникален и красиво устроен. Наш экскурсовод, психолог библиотеки, рассказал о разных приемах работы с детьми. Я узнала о первых библиотеках, о библиотерапии, о разных видах книг (тихие книжки, книжки-игрушки, книжки-панорамы, познавательные книги для детей, журналы для детей). Также я узнала о приемах, которые развивают воображение ребёнка; о приемах обучения чтения детей в разном возрасте. Кроме этого, я узнала о том, что подвижные игры развивают координацию, действие по правилам. Всё это помогает ребенку научиться действовать по правилам и потом легко влиться в коллектив. Лекция была интересной и познавательной. Спасибо большое Елене Сергеевне и РГДБ за чудесную экскурсию».
Анна Павлищева, Юлия Кеменова: «Поход в библиотеку был очень увлекательным. Нам показали различные варианты детских книг (мы поговорили о том, как разные книги влияют на развитие ребенка). Также нам рассказали про образно-жестовые игры, которые влияют на развитие умения создания образов детьми (плюс развитие двигательной памяти). Мы посетили комнату сказок, в которой все украшено “паутиной”. В этой комнате нам прочитали книгу с использованием игрушки (действия с игрушкой соответствуют прочитанному тексту) и рассказывали про влияние текста на развитие воображения. В этой комнате мы рассматривали разноцветные кляксы и искали в них образы, что тоже было очень интересно. Ещё играли в игру с книгой Юнны Мориц “Двигайте ушами”: нам читали стихи и мы должны были записывать первые буквы строк, чтобы узнать название стихотворения (“Воробей”, “Ослик”). Помимо этого нам рассказали про различные литературные фонды и про умение читать, а также про школьное чтение. Все, что нам рассказали, очень сильно влияет на воспитание ребенка и его развитие. Таким образом, мы прививаем детям любовь к чтению и развитием фантазию».
Мария Орлова: «Посещение Российской государственной детской библиотеки: увлекательное погружение в мир книг и игр! Мы получили незабываемый опыт. Студенты были встречены разнообразием детских книг, которые не только развивают умственные способности, но и вдохновляют на творчество. Специалисты поделились информацией о том, как различные книги влияют на развитие ребенка, подчеркивая важность чтения для формирования воображения и мышления. Участники экскурсии также окунулись в мир образно-жестовых игр, способствующих развитию умения создавать образы и двигательной памяти у детей. Необычный формат экскурсии включал рассмотрение разноцветных клякс и поиск образов в них и участие в игре с книгой Юнны Мориц, где мы должны были отгадать стихотворения по первым буквам строк. Мы узнали, как погружение в мир книг и игр не только развивает фантазию и умственные способности детей, но и способствует формированию любви к чтению и развитию литературных навыков. Российская государственная детская библиотека продолжает вдохновлять на новые открытия и приобщать их к миру литературы и творчества».
Мария Цыкун: «Мы посетили Российскую государственную детскую библиотеку. Она меня удивила своими масштабами. Я никогда до этого в ней не была. Мы посетили различные залы такие как: дошкольный, школьный, научно-познавательный литературы, зал литературы на иностранных языках в котором представлены около 20 разных языков; комнату для самых маленьких, где очень мило и живут попугаи; зал чтения сказок (в нем мы играл в игру с книгой Ю. Мориц “Двигайте ушами”: нам читали стихи и мы должны были записывать первые буквы, было очень интересно послушать стихотворение с использованием игрушки – это очень погружает в сюжет. Все залы очень интересно оформлены у каждого свой стиль. Было много полезной информации про детское чтение, различные фонды. Понравился стенд с диафильмами – это окунуло меня в детство. Я рада, что посетила данное место и получила много полезной информации для моей педагогической деятельности».
Алина Кустова: «Сегодня мы с одногруппницами посетили Российскую государственную детскую библиотеку. Она меня поразила размерами и я убедилась, что не зря говорят, что это самая большая детская библиотека. Нам показывали различные книги и приемы. Нам удалось посетить такие залы как: дошкольный, научно-познавательной литературы, литературы на иностранных языках, где представлено около 20 языков. Там проводятся занятия, в основном чтение на английском языке, познакомились с тихими книгами, в которых нет слов, а только картинки. Побывали в комнате для самых маленьких, где есть животные – попугаи. Нас познакомили с книжками-игрушками. Зал чтения сказок украшен паутиной и иллюстрациями. Нам читали книгу Юнны Мориц с использованием игрушки и других предметов. Мы рассматривали цветные кляксы и искали в них животных/растения и многое другое. Также играли в игру, нашей задачей было записать первые буквы строк и в итоге получили название произведения. Зал психологической поддержки для детей и для родителей. Нам дали представления о различных вариантах детских книг и как они влияют на развитие ребенка. Мы узнали немного о диафильмах и фондах библиотеки. Мне очень понравился поход в данную библиотеку, там было очень интересно и познавательно».
Дарья Лобырева: «Поход в библиотеку был информативным и содержательным. На примере книг нам показали, как можно выстроить работу с ними, для каких детей они подходят, на что обращать внимание при выборе книги. Рассказали, какие фольклорные уловки можно использовать при работе с младшим школьником, которые не только организовывают деятельность ребенка, но и дают ему общее представление о мире, взаимосвязи вещей. Книги развивают эмоциональную сферу ребенка, что тоже не маловажно. Рече-двигательные игры понравились, хочу найти больше и использовать для своей работы в саду. В комнате сказок нам прочитали книгу с использованием игрушки (действие с предметом, для удержания внимания), рассказывали про влияние текста на развитие воображения. Помимо этого нам рассказали про формирование умения читать (школьное чтение).Все, что нам рассказали, очень сильно влияет на воспитание ребенка и его развитие. Таким образом мы прививаем детям любовь к чтению, развиваем фантазию, эмпатию, создаем целостную картину мира».
Алена Токарева: «Поход в библиотеку для меня стал очень познавательным, увлекательным и прекрасным. Мы посетили различные залы по литературе каждых возрастов, посмотрели книги и выставки, и каждое место было по-своему восхитительно!! Нам показали различные детские книги (был разговор о том, как разные книги влияют на ребенка, его развитие и эмоции, интеллект.) Перед огромной вырезной деревянной дверью в волшебный мир интерпретации книг нам рассказали про образно-жестовые игры, которые влияют на развитие умения создания образов (развитие двигательной памяти). За дверью была комната сказок, в которой все украшено паутиной и различными рисунками сказочных миров. В этой комнате нам прочли книгу с использованием игрушки (действия с игрушкой соответствуют прочитанному тексту), а также рассказали про влияние текста на развитие воображения у детей младшего школьного возраста и дошкольного. В этой комнате мы рассматривали разноцветные кляксы и искали в них образы, проверяли наше воображение. Играли в игру с книгой Ю. Мориц “Двигайте ушами”: нам читали стихи и мы должны были записывать первые буквы строк, чтобы узнать название стихотворения (“Воробей”, “Ослик”). Также нам рассказали про литературные фонды, про школьное чтение. Все, что нам рассказали, очень сильно влияет на развитие и воспитание ребенка в сфере эмоций, чтения, говорения и многих других аспектов. Если использовать все материалы сегодняшней лекции, мы сможем привить детям любовь к чтению, развивать фантазию и многое другое. Спасибо Елене Сергеевне и РГДБ за прекрасную возможность побывать в мире детского чтения и за увлекательную экскурсию!!»
Светлана Ажакина: «Российская государственная детская библиотека — это удивительное и вдохновляющее место для любого, кто хранит тепло к книгам и обучению. Мое посещение этой замечательной библиотеки оставило неизгладимые впечатления. Первое, что бросается в глаза — это гостеприимная и дружелюбная атмосфера. С первых минут я почувствовала, как тепло и радушно нас приняли сотрудники учреждения, они с радостью ответили на все вопросы, уделяя особое внимание каждому из студентов. Интерьер библиотеки сочетает в себе как классические черты, так и современные элементы, создавая атмосферу, подходящую как для серьезных исследований, так и для уютного досуга с любимой книгой. Обширный выбор литературы впечатляет: от классических произведений до новейших изданий детской и подростковой литературы. Что особенно понравилось, так это направленность библиотеки не только на предоставление книг, но и на развитие интереса к чтению и обучению через различные мероприятия и работу читательских клубов. Кажется, РГДБ старается воспитать интерес к знаниям и поддерживать его на протяжении всей жизни. Российская государственная детская библиотека — это не просто хранилище книг, это место, где растет и развивается будущее поколение, учащееся мыслить, анализировать и мечтать. Это место, где каждый ребенок или подросток может найти что-то ценное и интересное для себя, обогатив свой внутренний мир. По итогу, я могу с уверенностью рекомендовать Российскую государственную детскую библиотеку как несомненный центр образования и культуры, который с радостью распахнет свои двери перед юными искателями знаний и их родителями».