Лето — это время, когда природа расцветает, а дети, полные энергии и ожиданий, собираются в лагерях, чтобы провести незабываемые недели вдали от городской суеты. Вожатые делают все возможное, чтобы смена оставила самые долгие и приятные впечатления.
Олеся Тимощук, студентка 2 курса Института детства, дефектологического факультета, проходила вожатскую практику в детском оздоровительном лагере «ЛИТВИНОВО» в качестве вожатого. Олеся с удовольствием поделилась своими впечатлениями в нашем интервью.
Какие навыки и качества, приобретенные тобой во время вожатской практики, ты считаешь наиболее полезными для будущей профессии?
Работа в лагере стала для меня настоящей школой жизни. Я научилась быстро принимать решения, находить общий язык с самыми разными детьми и мягко, но уверенно руководить отрядом. Особенно ценным оказался навык творческого подхода к организации досуга — когда нужно за пять минут придумать игру из подручных материалов или перестроить всю программу из-за дождя. А еще я поняла, как важно уметь слушать и слышать каждого ребенка, ведь за внешней бравадой или, наоборот, замкнутостью часто скрывается целый мир переживаний. Эти навыки точно пригодятся мне в будущей профессии педагога.
Были ли такие ситуации, когда тебе пришлось принимать нестандартные решения во время работы вожатым?
Каждый день был полон неожиданностей! У нас в отряде оказался мальчик, который категорически отказывался участвовать в общих мероприятиях. Вместо того чтобы настаивать, я предложила ему стать нашим официальным фотографом. Каково же было удивление всех, когда к концу смены этот “тихоня” не только раскрепостился, но и организовал целую фотовыставку о жизни лагеря! А в другой раз пришлось буквально на ходу переделывать сценарий квеста, потому что младшие дети не понимали сложных заданий. Мы упростили правила, добавили больше подсказок — и в итоге получилось даже лучше, чем планировалось.
Как вы организовывали свою работу с напарником на смене? Какие были самые значимые моменты вашего с ним сотрудничества?
С моей напарницей Леной мы сразу нашли общий язык. Я больше занималась творческой частью — придумывала игры и мастер-классы, а она отвечала за дисциплину и режим. Но самое ценное было в том, как мы дополняли друг друга в сложных ситуациях. Помню, как во время “Вечера страшилок” несколько девочек сильно испугались, и пока Лена успокаивала их, я быстро перестроила программу на более веселый лад. А наш совместный проект “День самоуправления”, когда дети сами стали вожатыми, запомнился всем — и ребятам, и нам!
Вы как-нибудь учитывали интересы и предпочтения детей во время проведения мероприятий и занятий в лагере?
Конечно! В первые дни мы всегда проводили небольшие опросы и наблюдали, чем дети интересуются. У нас был мальчик-фанат динозавров — для него мы придумали целую игру про палеонтологов. Девочки, увлекающиеся танцами, организовали флешмоб. А для любителей науки устроили “лабораторию чудес” с простыми, но зрелищными опытами. Главное — дать каждому возможность проявить себя в том, что ему действительно интересно.
Как вы стимулировали участие детей в различных мероприятиях и занятиях? Какие методы оказались наиболее эффективными?
Самый действенный метод — это личный пример. Когда дети видят, что вожатые сами с азартом участвуют в игре, они не могут остаться в стороне. Еще хорошо работала система небольших поощрений — не материальных, а скорее символических. Например, право выбрать песню на дискотеке или быть первым в строю. Но самое главное — создавать атмосферу, где каждый чувствует себя частью команды, где ценят вклад каждого, независимо от способностей.
Какие навыки общения с детьми ты наиболее ценишь в своей работе вожатым?
Самое важное — это умение слушать и слышать. Не просто кивать, а действительно понимать, что стоит за словами ребенка. Еще очень ценно чувство такта — знать, когда нужно проявить строгость, а когда лучше пошутить. И конечно, бесконечное терпение! Дети проверяют границы, задают миллион вопросов, иногда ведут себя нелогично. Но когда находишь к ним подход — это самая большая награда.
Какие мероприятия были проведены в лагере? Что запомнилось больше всего?
Особенно запомнилась “Ночь тайн” — мы с детьми разгадывали загадки старинного замка (ну, нашего корпуса, который мы соответствующим образом украсили). Еще удался квест “Сокровища капитана Флинта” с настоящей картой и “пиратскими” испытаниями. Но самые теплые воспоминания — о простых вечерних “огоньках”, где дети делились впечатлениями, пели под гитару, рассказывали о себе. В такие моменты чувствовалось, что мы стали одной семьей.
Получила ли ты какие-то отзывы и обратную связь о своей работе по завершении смены в лагере?
Самыми ценными для меня стали письма от детей в конце смены — простые, искренние, иногда смешные. Одна девочка написала: “Спасибо, что научила меня не бояться выступать перед всеми”. Родители в чате благодарили за то, что их дети вернулись повзрослевшими и более самостоятельными. А руководство лагеря отметило наш творческий подход и умение находить общий язык с любым ребенком.
Как прошел в лагере последний огонек? Какие остались эмоции и впечатления?
Это было невероятно трогательно… Мы сидели в кругу при свечах (конечно, безопасных электрических), дети делились впечатлениями о смене, благодарили друг друга. Мы сделали “капсулу времени” — положили в коробку памятные вещицы и письма в будущее. Многие плакали, и я тоже не смогла сдержать слез. Но это были слезы светлой грусти — потому что мы действительно стали одной семьей за эти три недели. До сих пор, когда вспоминаю тот вечер, на душе становится тепло.
Солдатова Софья, студентка 2 курса Института детства
Редакция Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров
Фотографии и материал для статьи предоставила
Студентка 2 курса института детства
Тимощук Олеся